Дети-инвалиды: Как будут финансировать их реабилитацию?

В начале марта родители детей-инвалидов разместили на сайте Change.org петицию, адресованную президенту РФ Владимиру Путину и губернатору Пермского края Виктору Басаргину, в которой сообщают о неисполнении социальных обязательств со стороны регионального правительства. Речь идёт о сокращении расходов на социальную реабилитацию детей-инвалидов. Каковы могут быть последствия, и почему было принято такое решение?

99
29

Анастасия Гилёва

Руководитель общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить»

Чиновники начинают выполнять социальные обязательства только после публичных скандалов

Сокращение финансирования на реабилитацию детей-инвалидов приведёт к невыполнению социальных обязательств (государственных гарантий) по отношению к детям-инвалидам и снизит их качество жизни. При и так тотальной нехватке центров реабилитации сокращение финансирования приведёт к сокращению персонала, а некоторые центры, получая средства в полном объёме, услуг оказывают лишь на 50 %. В итоге страдают дети. Министерство непозволительно провело этапное сокращение финансирования реабилитации детей-инвалидов в 2015 году на 23 % и в 2016 ещё на 38 %. Сейчас ситуация обстоит так: сертификаты в крае совсем не выдают (лимит всего года составляет очередь, перешедшая с того года). То есть в этом году уже ни одного сертификата ребёнок не получит.

Детям в среднем необходимо от двух до четырёх курсов реабилитации за год, кому-то рекомендовано четыре, кому-то два-три, но Минсоц уже не выдаёт второй сертификат даже жителям Перми!

Как чиновники могут решать, кому важнее этот один сертификат — ребёнку, которому рекомендован всего один сертификат в год, или тому, кому необходимо четыре? Есть разные заболевания и осложнения, и потребность напрямую зависит от этого: важно не просто выдать или не выдать сертификат, а достигнуть определённых результатов в адаптации и социализации ребенка.

В прошлом году общее финансирование (детей и взрослых) сократили со 150 млн рублей до 115 млн рублей, а в этом году до 71,4 млн рублей — сокращение бюджетных средств на сертификаты на реабилитацию на 54 %. Позиция Министерства социального развития такова: пусть родители сами покупают у краевых центров два-три курса реабилитации. Но где взять родителям 60-90 тыс. рублей на прохождение реабилитации, если пенсии по инвалидности не хватает даже на медикаменты? А ведь медицинская и социальная реабилитация — это фундамент ребёнка. При этом ещё важно заметить, что со стороны министерства здравоохранения в 2015 году на цели восстановительного лечения и реабилитации всех детей было выделено всего 131 млн рублей. Это просто недопустимо мало. Для роста показателей своей эффективности, а мы знаем, что это количество койко-мест, в два раза сократили курс реабилитации с 21 дня до 10 дней и, соответственно, финансирование. Но что можно сделать всего за 10 дней и за 10 тыс. рублей тогда, когда, как правило, для курса на ребёнка необходимо порядка 7 тыс. рублей — только медикаментов?!

Как ни странно, чиновники начинают выполнять социальные обязательства только после публичных скандалов. Родителям детей-инвалидов и так несладко живётся, а Правительство Пермского края в два раза срезает финансирование на жизненно важную социальную реабилитацию детей-инвалидов и создаёт условия, осложняющие получение сертификатов на реабилитацию и их использование, такие как отсутствие ясности о номере очереди и сроках предоставления сертификата, установление лимитов в реабилитационных центрах при критически малом финансировании статьи социальной реабилитации, а также вводят родителей в заблуждение и всеми способами отводят их от написания заявления на получение сертификата, не информируют о возможности получения реабилитации по направлениям.

Проблему можно решить, построив в Пермском крае федеральный центр детства, с привлечением федерального финансирования, и ежегодное поэтапное увеличение финансирования на реабилитацию детей ежегодно в течение 3 лет — 70 млн рублей в год. А краевое правительство привлечь к административному наказанию за невыполнение обязательств, гарантированных государством.

99

Павел Миков

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.

Непонятно, откуда нагнетание страхов у родителей

Во-первых, с 1 января 2016 года изменилось законодательство, которое регулирует предоставление услуг по реабилитации детей-инвалидов. Из федерального законодательства ушло понятие кратности реабилитации, и с нового года на усмотрение медико-социальной экспертизы определяется, сколько возможно проводить услуг по реабилитации. Поскольку нет понятия кратности, то министерством социального развития было принято решение, чтобы обеспечить социальную реабилитацию детям-инвалидам как минимум один раз в год. Это было решение коллегии министерства социального развития, заседание которой состоялось 25 февраля.

Во-вторых, понятие реабилитации сегодня разделено. Есть понятие медицинской и социальной реабилитации, а также социально-культурной, психологической и других. В законодательстве произошло уточнение разных видов реабилитации, в которых должны принимать участие не только социальные учреждения и службы, но и иные ведомства и организации в зависимости от предписаний медико-социальной экспертизы. Это может быть и агентство занятости, и министерство спорта или министерство культуры. В зависимости от вида реабилитации ответственность возлагается на то ведомство, которое занимается её организацией.

Как происходило до 1 января 2016 года у нас? Дети-инвалиды получали сертификаты от министерства социального развития. Эти сертификаты включали в себя услуги как по медицинской, так и социальной реабилитации. Эти услуги они получали по выбору родителей ребёнка в одном из социально-реабилитационных центров Пермского края. Сейчас, когда разведены понятия социальной и медицинской реабилитации, должна быть разная маршрутизация детей-инвалидов на тот или иной вид реабилитации. Если ребёнку прописана необходимость медицинской реабилитации, то он её имеет возможность получить в медучреждениях, либо в санаториях, либо в отделениях дневного пребывания при детских поликлиниках. Ребёнок в медучреждениях бесплатно в рамках либо программы ОМС, либо по направлению Минздрава получает путёвку в один из санаториев края, где получает медицинскую реабилитацию. В реабилитационных центрах ребёнок сейчас проходит социальную реабилитацию. Она может осуществляться как по сертификатам, так и на основании направления по государственному заданию. Если ему сертификат не выдан, он обращается в территориальное управление Минсоца, и ему выдаётся направление на социальную реабилитацию в центр по месту жительства или в ближайший к месту жительства. Таким образом, говорить о том, что объём и сеть учреждений в крае, которые оказывают реабилитационные услуги, у нас сократились, мы не можем.

У нас чуть больше 9 тыс. детей-инвалидов в крае. В прошлом году за услугами по социальной реабилитации обратились 3 тыс. 323 ребёнка-инвалида. При этом они получили 5 тыс. 380 курсов реабилитации. Всем обратившимся один курс реабилитации был обеспечен, а некоторым — от двух до четырёх. Так или иначе не менее одного раза в год обратившиеся получили сертификат или направление. По планам Минсоца, предполагается обеспечить объём, аналогичный предыдущему году, снижение не планировалось.

Сокращение бюджетных средств на осуществление реабилитации детей-инвалидов произошло незначительное. В прошлом году на эти цели было израсходовано порядка 108 млн рублей. В этом году запланировано бюджетом 101,5 млн рублей, но при этом объём услуг на эту же сумму не сократился.

Непонятно, откуда нагнетание страхов у родителей, поскольку даже за два месяца этого года в мой адрес по поводу того, что не был предоставлен сертификат на реабилитацию, всего поступило четыре обращения. По всем этим обращениям причина отказа в том, что уже использована возможность, курс пройден, и надо ждать следующий курс. В любом случае, если в индивидуальной программе ребёнка определён более чем один курс социальной реабилитации, то она будет проведена.

29