Велосипедисты: Давать свободу или загонять в гетто?

Скоро Пермь наполнят велосипедисты, которые будут ездить по «дорожкам», размеченным на проезжей части и на тротуарах. Правильно ли то, что велодорожки в городе делаются за счёт автомобилистов и пешеходов?

76
39

Максим Артамонов

Журналист «Звезды»

Смотреть по сторонам

На первый взгляд, в последние годы городские власти довольно много делают для велосипедистов. Это и ежегодные весенние велопробеги, где в первых рядах всегда засвечиваются отдельные представители чиновничества, и ставшие уже привычными велодорожки на тротуарах и проезжей части. Всё это является предметом ожесточённых споров автомобилистов и велосипедистов. Попробуем разобраться.

Велосипед или автомобиль? Такая постановка вопроса не учитывает самого очевидного факта: количество как автомобилей, так и велосипедов с каждым годом только увеличивается. Но зачем, например, мне ехать на машине и терять время в пробке, когда можно сесть на велосипед и доехать до нужного места значительно быстрее? Это будет гораздо разумнее. Каждый год, с мая по сентябрь, я добираюсь на работу, как правило, на велосипеде. Понятно, что далеко не у каждого работа находится рядом с домом — в пределах 5 или 10 км, но всё же. Для чего мне тратить топливо, нервничать, что какой-то «спортсмен» на своём драндулете нарушает ПДД, потому что не хочет стоять в пробке, как все, когда я могу спокойно ехать на велосипеде без всяких пробок и безбашенных водителей справа или слева?

Главная причина не том, что всех велосипедистов надо согнать в гетто, а в низком уровне культуры. И велосипедистов, и водителей. Подъехать к светофору, спешиться, оглянуться по сторонам, перейти улицу — и ехать дальше. Что в этом сложного? Есть же элементарные правила даже не ПДД — хотя о них нужно всегда помнить, — а поведения. Сидишь в автомобиле и видишь, что создаётся аварийная ситуация, потому что велосипедист резко затормозил на светофоре, и в твоей власти предотвратить ДТП — подумай, как это сделать. Остановись за несколько метров до стоп-линии. Едешь на велосипеде по проезжей части и видишь, что за рулём автомобиля сидит неадекватный водитель, пропусти его — пусть летит дальше.

Мне как автомобилисту часто приходится сталкиваться с банальным хамством на дороге со стороны других водителей. Опаснее всего, когда два любителя быстрой езды входят в азарт и начинают доказывать друг другу, кто сможет круче сначала устроить ДТП, а затем отправиться прямиком в реанимацию или к праотцам. Любая статистика ГИБДД по таким или подобным случаям будет гораздо выше, чем аварии по вине велосипедистов.

Кто же виноват и что делать? В первую очередь — думать головой и не жаловаться, что «во всём виноваты велосипедисты». Если человек наплевательски относится к окружающим людям, то логично, что и действия его будут соответствующими. И неважно, будет ли он управлять автомобилем или велосипедом.

76

Константин Долгановский

Обозреватель интернет-журнала «Звезда», блогер, фотограф

Самые недисциплинированные люди на дороге

Плюющие с высокой колокольни на ПДД, мнение окружающих и здравый смысл. Перманентно нарушающие правила, не ценящие ни своей, ни чужой жизни и совершенно не эволюционирующие во всём этом. Велосипедисты...

Почему это происходит? Верно — отсутствие сформировавшейся культуры езды на двух колёсах вкупе с полной безнаказанностью. Хочу ехать в трусах и с бутылкой пива? Еду. Хочу против движения? Еду. Хочу по тротуару? Еду. На красный свет? Тоже. По пешеходному переходу? Почему нет? Как хочу, так и еду. ГИБДД всё равно не до велосипедистов: обладатели автомобилей и нынешнее законодательство дают куда большие и интересные возможности...

Без сомнения, среди велосипедистов есть исключения — ездящие по дорогам, с включёнными фарами, в шлемах, знающие и соблюдающие ПДД. На фоне основной массы они особенно заметны. Вопросов к ним нет, нареканий тоже. Всех остальных, разумеется, необходимо начать наказывать. И как можно быстрее. Рублём, конфискацией велосипедов, палками по пяткам — как угодно. Причём не только для общественного, но и для их собственного блага — нарушающий правила дорожного движения велосипедист не только мешает окружающим, но и с течением времени рискует превратиться в велосипедиста мёртвого. И хорошо от этого не будет никому.

Кстати, пункт 24.2 последней редакции ПДД сообщает нам, что по тротуару или пешеходной дорожке на велосипеде можно двигаться в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине. Иными словами, ехать по тротуару велосипедист может исключительно в том случае, если езда по проезжей части невозможна. В городе такого практически не бывает — а значит, никаких велосипедистов на тротуаре быть не должно!

Момент этот, к слову, весьма серьёзный — с наступлением весны начинаются регулярные наезды на пешеходов и детские коляски. Дети из-за таких столкновений могут запросто выпасть из коляски и получить травмы. И ладно, если виновником является ребёнок лет семи-восьми — а если это взрослый мужчина, вес которого вместе с велосипедом превышает центнер? С учётом скорости пешеход может получить весьма серьёзные увечья — он-то, находясь на тротуаре, уверен в своей безопасности и совершенно не думает о том, что на него в любой момент может наскочить нарушитель на велосипеде.

Ещё в ПДД есть примечательный пункт 24.8, который, помимо прочего, запрещает велосипедисту пересекать дорогу по пешеходным переходам. Для этого он обязан спешиться и преодолеть пешеходный переход как пешеход. Не спешился — нарушил. Вот только кто накажет?.. Говорить о том, что никакой страховки у велосипедистов нет, и вовсе нет смысла.

Напоследок — о странных заигрываниях местных властей с велосипедистами, выражающихся в попытках создать некую «велосипедную инфраструктуру». Допускаю, что хотели как лучше, но получилось как всегда. Столбики на дороге лишают пространства и возможности маневра водителей. Столбики на тротуарах лишают пространства пешеходов. Возмущение велосипедистов, требующих от пешеходов не ходить по «велодорожкам», умиляет — интересно, а чего вы хотите от людей, живущих в регионе, погода в котором на протяжении двух третей года крайне неблагоприятна? Люди привыкли ходить по тротуарам; появление на нём велосипедистов вызывает разве что сомнения в адекватности тех, кто решил реализовать эту идею на практике. Велодорожки уместны лишь там, где для них есть достаточно места и подходящие климатические условия. В Перми нет ни того, ни другого — налицо ещё одна неудачная попытка перенести чужой опыт в нашу действительность.

Что в итоге? А ничего. Культуры как не было, так и нет. ДПС велосипедисты, очевидно, не интересны. Как ездили, так и будут ездить. Даже и не знаю, что может эту ситуацию изменить — разве что легализация короткоствольного оружия, но это уже совсем другая история...

39