
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Изнасилования, пьяные драки и вымогательства. Правозащитники рассказали, что происходит в исправительной колонии Соликамска
6 октября основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин сообщил, что в исправительной колонии Пермского края заключённый залез на вышку и пригрозил спрыгнуть вниз, если к нему не будет вызван прокурор. В конце сентября Осечкин опубликовал видео, снятое в этой же ИК-9: двое заключённых избивают, а потом совершают насильственные действия сексуального характера над другим осуждённым. Правозащитники побывали в этой колонии и рассказали, что там происходит.
ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю находится на окраине Соликамска. Днём 22 сентября трое заключённых затащили Сергеева в одно из помещений первого отряда и начали избивать. Когда кто-то хотел войти в помещение, главный из нападавших по кличке «Лопата» крикнул ему: «Иди на *** отсюда! На***, я сказал!» Затем «Лопата» расстегнул ширинку своих штанов и начал хлестать пенисом по лицу Сергеева. Тот сопротивлялся, как мог: «Лопата, ты чё делаешь?» Напавший зек нецензурно ругался, а после унижения нанёс еще несколько ударов по лицу Сергееву.
Видеозапись была вынесена из ИК-9 одним из сотрудников ФСИН и передана правозащитникам. 25 сентября видео опубликовал Владимир Осечкин. По его словам, осуждённый Сергеев отказался платить взятки и дань оперативникам, отказался подписывать явки с повинными в том, чего не совершал, и его приказали «опустить».
После того, как видео было опубликовано, в учреждение выехали сотрудники центрального аппарата ФСИН России. Краевой ГУФСИН и прокуратура назначили в ИК-9 служебную проверку, а Следственное управление Следственного комитета РФ по Пермскому краю завело два уголовных дела: одно на двух заключённых, другое
2 октября члены краевой Общественной наблюдательной комиссии при ГУФСИН Георгий Ситников и Илья Шенкман опросили 14 осуждённых в колонии. Георгий Ситников рассказывает, что они беседовали с осуждёнными в приватной обстановке, сотрудники администрации в ней не участвовали, поэтому «нет оснований подвергать полученную информацию сомнению». Он также рассказал, что они выявили ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о нарушении уголовно исполнительного законодательства и ненадлежащей защите прав человека.
Ситников называет соликамскую ИК-9 колонией с «сильными криминальными порядками». В первом отряде, в котором и произошёл инцидент, содержались два контингента заключённых: приближенные к администрации колонии («красные») и заключённые с пониженным социальным статусом
Осуждённый Сергеев не был униженным. Раньше он был завхозом отряда, но потом на его место поставили «Лопату». Сразу после инцидента Сергеева перевели в корпус психиатрического отделения МСЧ и до публикации видео удерживали там. Ситникову и Шенкману удалось с ним пообщаться. Он рассказал, что «Лопата» вымогал у него 38 тыс. руб. на ремонт отряда. Сергеев, которому оставалось несколько дней до освобождения, денег не дал.
Заключенные ничего не рассказывали Ситникову про вымогательство со стороны администарции, зато сообщили, что в колонии практиковалось воздействие на осуждённых через помещение их к лицам с пониженным статусом, а также «передача полномочий отдельным осуждённым».
Адвокат Станислав Журавлёв встретился с Сергеевым 27 сентября. Он установил, что в ИК-9 два года действовала секция дисциплины и порядка, закамуфлированная под «добровольную пожарную дружину». Её члены по указанию сотрудников колонии били и вымогали деньги с неугодных заключённых. За сентябрь с осуждённых было собрано более 90 тыс. руб. на Qiwi-кошелёк, привязанный к номеру телефона. Осуждённый по кличке «Лопата» действовал под «крышей» одного из заместителей начальника ИК-9 и торговал сотовыми телефонами, а потом отбирал эти телефоны и продавал другим. Выручку зек делил с администрацией.
Сергеев же отказался платить. Накануне инцидента, 21 сентября, он написал жалобу на поборы и вымогательства начальнику учреждения полковнику Салиму Абдурахманову. Начальник приказал ему явиться 23 сентября на личный приём. За день до приёма, 22 сентября, заключённого избили и организовали «унижение». Вместе с ним в секцию заключённых с пониженным социальным статусом перевели ещё как минимум пятерых мужчин.
Новость про «унижение» тут же распространилась по колонии. «Блатные» (высшая каста заключенных, профессиональные преступники,
В конфликте участвовало от 60 до 200 человек. Началась драка, «блатные» искали «Лопату», но били всех без разбора. Во время драки пострадало от 20 до 30 осуждённых. У многих на лицах остались ссадины и синяки. Несколько человек попало в больницу с телесными повреждениями.
По словам Ситникова, в беседе с ним пострадавшие осуждённые высказали опасения за собственную безопасность. Один из них упоминал, что обращался к сотруднику с заявлением о помещении в безопасное место, но его требование было проигнорировано. Сотрудники учреждения, которые должны были обеспечивать безопасность и оперативную работу с осуждёнными, были осведомлены о происходящем в колонии.
Продолжение истории случилось 6 октября. Ранним утром заключённый соликамской ИК-9 Мамаев забрался на вышку размером с девятиэтажное здание и потребовал вызвать прокурора. В противном случае он пригрозил спрыгнуть вниз. По словам Владимира Осечкина, заключённый Мамаев был «униженным». Как и Сергеева, его сначала «опустили», потом отправили в «психушку», чтобы нейтрализовать и лишить возможности обратиться к прокурору или правозащитникам.
Краевой омбудсмен Павел Миков подтвердил, что в Соликамской ИК-9 заключённый предпринял протестные действия. Он залез на осветительную мачту, требовал личного приёма прокурора. По его словам, ситуация была быстро урегулирована: в переговоры вступил начальник колонии и представитель прокуратуры по надзору за соблюдением прав в исправительных учреждениях. Осуждённый протест прекратил, сейчас проводится служебная проверка, в которой будет дана оценка действиям сотрудников колонии.
Унижения в соликамской ИК-9 носят системный характер, считает правозащитник Владимир Осечкин. Он говорит, что людей там бьют, насилуют, унижают. По его словам, на поток в колонии поставлены поборы, ремонты в отрядах делают за счёт денег, собираемых с родственников заключённых. А если заключённый бежит за помощью к сотрудникам с просьбой поместить в «безопасное место», отдают на руки активистам или «блатным», которые его бьют и насилуют.
Новое на сайте

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь