Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обычно фразу «автор неизвестен» используют, если об авторе того или иного произведения не сохранилось вообще никакой информации. Мы же имеем в виду несколько другое: в нашем цикле материалов речь идёт о самоучках, наивных художниках или аутсайдерах, которые по тем или иным причинам никак не заявляют о себе. А раз они не делают этого сами — за них это делаем мы
«Многие хотят, чтоб было весело, но это подозрительно»: творчество Александра Овчинникова
В Центре городской культуры довольно давно не появлялось новых непрофессиональных художников. И это обстоятельство нас искренне огорчало: в конце концов, «Музей советского наива», из которого в своё время вырос ЦГК — в первую очередь исследовательский проект, призванный открывать городу новые имена. Но никакой специальной методики поиска наивых и самодеятельных авторов не существует — они либо появляются, либо нет. Поэтому мы обрадовались, когда в ЦГК пришёл со своими работами Александр Овчинников.
Художники-самоучки, не имеющие профессионального образования и никак формально не связанные с миром искусства
Рисовать Александр начал в 2007 году
Начиная с 16-го года, я стал присматриваться к тому, что происходит вокруг, и продумывать идеи насчёт того, как это изобразить. До сих пор я чаще всего рисовал карандашом, но без цвета не очень наглядно получается
— перешёл на пастель. Знаете, бывает, едешь в автобусе, или сидишь на работе, или что-то читаешь или смотришь— и приходят в голову мысли по поводу одиночества, по поводу свободы выбора. Про все серьёзные проблемы, которые встают перед человеком. Или, например, проблемы насилия.
Когда Александру приходит в голову новая идея
Рисовать умеют многие,
— пожимает плечами Александр,— И художников выпускается очень много, но, когда я стал ходить на выставки, я заметил, что показать-то этим людям особо и нечего. Я в Перми хожу на многие выставки, а когда был в Петербурге— ходил в «Эрарту» и был разочарован. Заходишь туда— и ничего не цепляет. Техника у всех отличная, но серьёзной проблематики в работах нет, всё как-то... поверхностно, что ли. А лично мне хотелось бы увидеть проблемы человека и общества.
Александру самому непросто понять, как и почему у него вдруг возникло такое живое беспокойство по поводу глобальных проблем. Во всяком случае, ничто в его жизни к этому не располагало, его биография выглядит довольно типично: приехал в Пермь из Октябрьского района, отучился в техникуме, устроился на автомойку, где работает и по сей день. Впрочем, есть пункт, который ему самому кажется принципиально важным: к совершеннолетию у него уже сформировались вполне чёткие антивоенные взгляды, основанные на неприятии насилия, поэтому он выбрал альтернативную службу и несколько лет трудился санитаром в геронтологическом центре. О том, что он там успел повидать, он не хочет рассказывать в подробностях
Легко догадаться, что многие его работы выглядят мрачно. Он создаёт их в своём особом стиле, его рисунки очень чёткие и графичные, они выполнены очень мелкими штрихами (что в принципе необычно для работы с пастелью), многие сюжеты как бы проступают сквозь непроглядную темноту, которая становится для них фоном. Спектр настроений, которые они передают, сильно варьируется
Но всё же большая часть его сюжетов
У меня есть работа, посвящённая свободе, но все воспринимают её как работу о самоубийстве,
— рассказывает художник,— Она называется «Последние секунды— самые громкие». На ней человек сидит в крови, а на стене комнаты часы. Люди даже не пытаются присмотреться и увидеть, что кровь у человека на картине идёт из ушей. А единственный звук— это часы тикающие. То есть, это они приносят смерть— от времени происходит всё разрушение. Никакой пропаганды суицида тут нет. Конечно, людям сложно такое воспринимать, они к этому не привыкли, ведь такого нет на стенах галерей. И ещё беда в том, что они редко хотят над чем-то задуматься. Многих пугает мрачность, многие хотят, чтобы было весело, но это подозрительно. Ведь на деле такие люди часто не являются весёлыми, хотя пытаются так себя позиционировать. И чем больше разрыв между этими их двумя состояниями, тем более сильный урон они наносят своей психике. А надо не отрицать что-то, что имеет место. Искусство ведь должно отражать все стороны жизни.
Этот принцип находит отражение в работах Александра
Я могу выразить это только при помощи рисования. Если бы я мог выражать мысли при помощи слов, я бы писал песни или тексты. Но я рисую
— это мой способ контактировать с людьми в те моменты, когда я хочу им что-то сказать.
Рекомендуем почитать
«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе
«Разрыв шаблона и слом стереотипов». Музей PERMM запустил проект, связанный с еврейским кладбищем в Егошихинском некрополе
«Это некорректно». У фестиваля «Стенограффия — Пермь» будет изменено название, и с жителями ещё не согласовали размещение рисунков на домах
Новое на сайте
На Сhange.org собирают подписи под требованием признать российские выборы несостоявшимися из-за многочисленных нарушений
В Перми суд оправдал Ольгу Муравьёву. Чиновницу обвиняли в гибели женщины, которую загрызли собаки
В Перми скончался глава регионального СК Сергей Сарапульцев
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+