X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Промышленный модерн и не только: как выглядит архитектурное достояние «Мотовилихинских заводов»

В этом году «Мотовилихинские заводы» празднуют тройной юбилей: им самим исполняется 285 лет, заводскому музею — 45, а его предшественнику, первому техническому музею, открытому в здании заводоуправления в 1921 году и прекратившему существование в тридцатые — ровно сто. В мае заводская администрация организовала для журналистов пресс-тур, приуроченный к этим датам. Само собой, «Звезда» не смогла обойти его вниманием: мы любим городскую архитектуру, а шанс увидеть постройки, расположенные внутри периметра режимного объекта, выпадает крайне редко.

Мотовилихинские заводы — одно из самых известных в России промышленных предприятий с богатой и долгой историей. Но, помимо прочего, это еще и настоящий заповедник промышленной архитектуры, на территории которого находится несколько десятков уникальных архитектурных объектов — как исторических памятников, так и просто достаточно старых зданий, не внесенных в соответствующий реестр, но от этого не менее ценных во всех отношениях.

При этом Мотовилихинские заводы — режимное предприятие, и попасть на него в частном порядке, чтобы ознакомиться с этой частью архитектурного наследия города, фактически невозможно: придется потратить время и силы на сложную цепочку согласований, и далеко не факт, что эта затея увенчается успехом.

В ситуации, когда памятники оказываются закрыты от горожан, мало приятного, хотя для Перми она довольно типична. И, как показывает практика, существует не так уж много вариантов сделать их общественным достоянием. В рамках наихудшего сценария само предприятие перестает существовать или переезжает — как произошло, например, с заводом Шпагина.

Мотовилихинские заводы сегодня переживают не самые лучшие времена, но такого исхода мы им, безусловно, не желаем (сейчас предприятие находится на стадии банкротства, однако есть надежда, что после её завершения невостребованным старым цехам найдется достойное применение, а музей предприятия перейдет в краевую собственность). Поэтому на данный момент остается второй вариант: воля руководства, с согласия которого на территории периодически организуются экскурсии, пресс-туры или даже концерты — как это случилось, например, в 2009 году, когда в одном из Мотовилихинских цехов индустриальщики из группы Reutoff с симфоническим оркестром отыграли программу «Музыка машин».

Так произошло и в этот раз — для журналистов организовали специальную экскурсию с презентацией юбилейной книги. По словам руководителя музея «Мотовилихинских заводов» Владимира Веретенова, в ходе этой экскурсии собравшимся удалось осмотреть не более половины всех исторических зданий, расположенных на заводской территории. «Тем не менее, — отмечает он, — даже эта часть дает представление о том, как выглядел завод раньше». С этим трудно не согласиться: в перечень объектов, осмотр которых был согласован на этот раз, вошли и самые старые из сохранившихся зданий (в их числе, пожалуй, самый известный объект «Мотовилихинских заводов» — Грасгофская фабрика), и образцы модерна рубежа XIX-ХХ веков, и (пусть не самые характерные, но тем не менее) образцы конструктивизма.

Промышленная архитектура прошла те же этапы развития и смены стилей, что и архитектура «гражданская» — и в рамках компактной заводской территории это видно максимально отчетливо. Без лишних комментариев мы представляем вам небольшой гид по этим выдающимся архитектурным объектам, обычно скрытым от посторонних глаз.

Чугунолитейная (Грасгофская) фабрика, 1865 г. Сейчас не используется

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Инструментальная фабрика, 1929 г. Цех № 49

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Малая проходная, начало XX в. Профком

Фото: Иван Козлов

Она же — с более привычного для горожан ракурса:

Фото: Иван Козлов

Старая молотовая фабрика, 1870-е гг. Цех № 25

Фото: Иван Козлов

Электростанция Славянова, 1886 г. Цех № 53

Фото: Иван Козлов

Сверлильная, сборочная фабрика (часть), конец XIX в. Цех № 50

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Заводская площадь

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ковочно-прессовая фабрика, 1912 г. Цех № 28

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Пильная, конец XIX в. Цех № 39

Фото: Иван Козлов

Отдел главного металлурга, начало 1930-х гг.

Фото: Иван Козлов

***

Также читайте экскурсии Ивана Козлова по Мотовилихе с посещением площади перед Заводоуправлением и по площади Восстания, музею под открытым небом и их окрестностям.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь