X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
10 декабря 2019

Ускользающая красота. Участницы выставки модной фотографии «Мерцания» — о себе и своих работах

В Музее современного искусства PERMM открывается выставка модной фотографии «Мерцания». Её участницы — девушки, которые в объективах своих фотоаппаратов пытаются сформулировать «другую жизнь». В ней почти нет Перми, но даже если она попадает в виде случайных мест, её сложно опознать. Интернет-журнал «Звезда» попросил участниц выставки рассказать, как и почему они стали фотографами, и об одной из своих работ, представленной на «Мерцаниях».

Евгения Гильденбрандт

Я начала профессионально заниматься фотографией в 2009 году, переехав из Перми в Петербург. До 2014 года развивалась как фэшн-фотограф, преимущественно занималась съемкой модельных и актёрских тестов. Сотрудничала с локальными брендами и молодыми дизайнерами. В 2017 году переехала в Пермь и стала работать в собственной мастерской. Ушла от фэшн-эстетики и сосредоточилась на создании лаконичных, лишённых ретуши портретах.

Я училась фотографии самостоятельно, посещала лекции в Москве и Питере. Мне всегда нравился формат артист-толк, мне интересно слушать истории создания произведений и влияние субъективных факторов на художника. Я не ожидала, что меня научат снимать и что вообще существует какой-то универсальный метод. Авторы, чьи лекции мне посчастливилось посетить и чей подход к профессии на меня повлиял, — это Пинхасов и Максимишин. Очень нравятся ребята из школы Родченко, особенно Данила Ткаченко. Они документалисты. Даже когда я снимала только фэшн, я очень тянулась к такой фотографии, меня восхищала их свобода в обращении с реальностью. Все 10 лет, что я занимаюсь фотографией, меня завораживает стремительное сокращение дистанции и то, с какой легкостью люди делают это.

Портрет Лизы создан в 2017 году. Остальные снимки, которые представлены на выставке, сделаны с 2009 по 2014 годы. Это время связано с моим дебютом и развитием в фэшн-фотографии.

Портрет девушки Лизы я сделала в своей мастерской в Перми. Всего мы делали с Лизой две фотосессии c интервалом в один год. Эта вторая. Первый раз сфотографировала Лизу c аккуратными светлыми волосами, ровной прямой чёлкой, настолько бескомпромиссной, что она стала настоящей помехой. Мне хотелось увидеть лицо, и я попросила Лизу то ли забрать все волосы наверх, то ли намочить чёлку, чтобы зализать волосы назад прочь от лица. А она ответила: «Я не могу, ведь это не мои волосы».

В этот день Лиза рассказала мне про алопецию. Так называется явление, когда у человека выпадают и перестают расти волосы на голове, а затем и на всем теле. С Лизой это произошло в 4 года. 13 лет она не снимала парик, и даже близкие друзья не знали об этой особенности. Не сняла она его и при первой нашей встрече.

Я стараюсь бережно относиться к личным границам. Не стану торопить и уговаривать человека делать что-то, даже если чувствую, что будет хороший кадр. Для меня важен процесс, а процесс — это и то, что заполняет паузы, ожидание, и то, с каким чувством от тебя человек уходит.

Вторая наша встреча в Перми состоялась на следующий год, через неделю после того, как Лиза написала в «Фейсбуке» пост, в котором рассказала о принятии своей внешности. Получив массу одобрения и поддержки, парик она больше не надевала.

У Лизы выразительный взгляд, однако, я решила сделать такой кадр умышленно. Возможность закрыть глаза для меня означает безопасность. Закрытые глаза как начало новой жизни: вон она сбросила всё искусственное, лишнее, «переродилась», сейчас она откроет глаза и начнёт жить, как ей нужно, а не как принято. Закрытые глаза как отсутствие вызова: в случае с Лизой очень важно, что она сделала это для себя, а не для того, чтобы эпатировать своим внешним видом и привлечь больше внимания. Закрытые глаза как невозможность диалога и ненужность его.

Для меня важно, что у человека на снимке есть бэкграунд, это не фэшн-образ. Хотя визуально фотография в такую эстетику вписалась. Сейчас я не вижу смысла фотографировать человека и не учитывать личность. А раньше я спокойно этим пренебрегала. Мне была важна итоговая картинка и её каноничность.

Алиса Калипсо

Я занимаюсь фотографией с 2010 года. Ещё три года назад я была фотографом-самоучкой. Училась в университете на экономиста, одновременно фотографировала на плёночную камеру. На семинарах я втихую сидела и читала лекции по фотографии. Больше всего меня цепляла макросъёмка — в основном цветы. Были работы, похожие на картины, многое я потом дорисовывала.

Потом я решила, что Пермь — это потолок. Но в Москву я [уезжать] не хотела, хотела в Европу. Стала интересоваться всевозможными грантами. Один из них выиграла. И уехала учиться в Мадрид, в Европейский институт дизайна на мастера фотографии. Сейчас, о Господи, профессиональный фотограф! (смеётся).

Перед съёмкой я тщательно обдумываю концепцию. А во время съёмки просто живу без рефлексии. Это и есть момент моего личного счастья.

Мой любимый проект — это спящие девочки на улицах Мадрида. Я его сделала в течение первых трёх недель пребывания в Европе. Когда я переехала в Испанию, я много спала. Может быть, из-за смены климата. Или из-за того, что приходилось рано вставать на учёбу. Поэтому меня вдохновляли спящие люди на улицах и в метро.

Для проекта я сняла около десяти моделей. Тогда у меня не было ни друзей, ни знакомых, ни творческой команды. Я нашла дизайнеров на просторах «Инстаграма», потому что их вещи показались мне подходящими под эстетику. Я написала им: «Вот, ребята, хочу снимать серию, может, вам интересно, что мои модели будут спать на грязных улицах?» В принципе, мне все легко давали свое согласие. Я чувствовала, что всё идет как по маслу и не зря всё это я затеяла.

Мадрид — активный город, там много приезжих и студентов. Люди беспрестанно переезжают с места на место. И повсюду (буквально на каждом углу!) лежат выброшенные матрасы. На этом снимке — модель из агентства. Это была одна из её первых съёмок. Девочка оказалась очень стеснительной и сразу попала в руки Алисы Калипсо, чтобы лежать посреди улицы на матрасе. Кто знает, всё ли ещё она пытается стать моделью?

Екатерина Михеева

Я родилась в Житомире, детство провела на Байконуре. В Пермь семья переехала, когда мне было 12 лет. Помню, очень удивилась обилию снега. Я всегда увлекалась визуальным искусством, с детства рисовала, любила наблюдать за тем, что происходит вокруг. Книги о моде и редкие глянцевые журналы засматривала до дыр. На Байконуре не очень большой выбор подобного, а Интернета ещё не было.

На курс по фото пошла за компанию с коллегой, а потом влюбилась в лекции до ночи, горящие глаза, курс по фэшн-фотографии, муки творчества и съемочный процесс. Полтора года назад я покинула комфортное место замдиректора юридической фирмы, и теперь фотография — моя основная деятельность.

Первую выставку организовывали самостоятельно студентами курса Masters of Photography Arts при поддержке преподавателя. Мне казалось, что это было грандиозно и здорово. День и ночь печатали фото на разных носителях (стекло, бумага, пластик, какие-то невероятные конструкции), монтировали общими усилиями. Мне на помощь пришёл муж, за что ему невероятное спасибо. На всём творческом пути он всегда рядом и поддерживает мои самые безумные идеи и порывы. Возможно, если бы не он, то до сих пор бы совмещала юриспруденцию и творчество, что, к слову, практически несовместимо, потому как фотография — часто про эмоции, а юриспруденция — про их отсутствие.

Когда появляется идея, образ в голове, они требуют реализации, выплеска, это мой способ общения, не ограниченный городом, страной и словами. Это форма поиска себя. Если говорить о личных творческих проектах, они всегда тесно связаны с внутренним мироощущением в тот или иной момент жизни.

Проект Fragmentation — очень личная работа про взаимодействие, которое рождает нечто новое. Каждый день мы сталкиваемся с собой, людьми, вещами, ситуациями, задачами и прочим, которые на нас влияют. Они могут быть незаметными или приятными, а иногда весьма болезненными и буквально переворачивают жизнь с ног на голову. В итоге всё приводит к трансформации в той или иной степени.

Проект создан как выпускная работа в Институте фотографии под кураторством Эдуарда Копысова, в команде с визажистом и стилистом Еленой Шаковой и моделью Софьей Путиной. Здесь практически нет фотошопа, кадры сделаны на видоизменённый объектив «Гелиос».

Проект сложно разложить на отдельные кадры, они работают все вместе. Но если говорить о любимом кадре, то, наверное, вот этот.

Образ для съёмки составляла самостоятельно: что-то из своего гардероба, что-то из гардероба модели Софьи Путиной. Её красивый изгиб шеи здесь повторяет линии стебля цветка. Легкая размытость, двоение контуров на фото сродни тому, как я вижу в повседневности: из-за близорукости окружающий мир туманен и загадочен. По ощущению, фото наполнено воздухом и мельчайшими процессами взаимодействия, деления, перемешивания клеток цветка и девушки, которые глазу не видны. Передать всё это и было задачей.

Орхидея к моменту съемки расцвела у меня дома и, кстати, жива и по сей день! Чтобы было понимание того, что хочу получить от модели на съёмке, я заранее подготовила раскадровку, и мы поэтапно кадр за кадром снимали. Результатом остались довольны все. Этот проект до сих пор один из моих любимых.

Для меня фотография — в первую очередь искусство: в ней нет правил, есть лишь ощущение эстетичности, которое ловишь в кадр, или нет. Стиль, расслабленность, воздух, тишина, пространство, трансформации — всё это моя любовь в фото.

Алёна Лобанова

Я любитель фотографии и путешествий, книг и мультфильмов. Училась в госуниверситете на туризме. Смотреть и изучать картины и фотографии любила всегда. В 2007-м у меня появилась цифровая «мыльница». Мне понравилось на неё снимать в самостоятельных путешествиях, которые тогда начались: Англия, Шотландия, Америка. А потом в первых европейских поездках в Италии, Испании и Франции.

С 2009-го года освоила папин пленочный «Зенит» и увлекалась более художественной фотографией. В интернете искала разные конкурсы, участвовала в них и попадала в фотосборники. Первую цифровую зеркальную камеру взяла в руки в 2010-м, ещё не зная, что с этим будет связана моя жизнь. Тогда я работала менеджером спортивной команды и снимала соревнования и спортсменов. В поездках у меня часто спрашивали: «Ты менеджер, или фотограф?» Оказалось, фотограф.

В 2011 году я устроилась работать администратором в фотостудию при журнале «Стольник». Потихоньку, благодаря штатному фотографу и общению с другими ребятами, стала пробовать снимать. Хотелось творчества. А мир моды и моделей подходил для него лучше всего.

Хобби постепенно стало работой. Правда, пока у меня нет профильного образования в сфере фотографии. Но думаю, благодаря опыту, а это уже семь лет, могу назвать себя «профессиональным любителем». Любитель фотографии от слова «люблю».

Я очень тщательно выбираю модель, локацию и образы для своих творческих съёмок. Перед творческими съемками я не ставлю перед собой никаких задач — это же творчество и результат непредсказуем всегда. В этом и прелесть!

На выставке «Мерцания» представлены мои работы из серии «Космическая одиссея». Это очень личная съемка. Это тот космос, который с детства жил во мне и вот вылился в такие карточки. В ней отражены детские мечты о звездах, космосе, инопланетянах. Тогда папа спрашивал меня: «Если прилетят инопланетяне и предложат улететь с ними, согласишься?» А я всегда отвечала: «Да!»

Серия вдохновлена образами из фильмов («Чужие», «Черные дыры»), аниме («Космические приключения Кобры») и фантастических рассказов Рэя Брэдбери. Основным источниками вдохновения послужили фильм «Бегущий по лезвию», невероятная модель и «неземная» локация. Кстати, местом съемки была одна из выставок в PERMM.

Юлия Аксёнова

Мне 23, я закончила факультет менеджмента Высшей школы экономики. Фотографией я увлеклась примерно шесть лет назад. На 17-летие мне подарили камеру. Пару лет она пролежала без дела. Однажды я увидела рекламу, где приглашали на урок и обещали научиться пользоваться камерой. Благодаря этим курсам я научилась пользоваться камерой и влюбилась в фотографию. Любовь моя росла постепенно, от курса к курсу. И все это время было направлено на поиск себя, чтобы не быть универсальным фотографом, а выбрать то направление, которое нравится именно мне.

Я остановилась на фешн-фотографии и черно-белом портрете. Это то, что меня заводит. Мои любимые фотографы — Паоло Роверси и Сара Мун. Они вдохновляют меня на создание того, что сейчас присутствует в моих работах. Четвертый сезон я являюсь фотографом Mercedes-Benz Fashion Week Russia (мероприятие в области моды в России и в Восточной Европе, — прим. редакции). Сейчас я занимаюсь только фотографией — это мое основное дело.

Для выставки «Мерцания» отобраны два цикла. Мне хочется рассказать о том, который был сделан для Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Снимки говорят о том стиле фешн-фотографии, в котором я планирую остаться. Это репортажная фотография, которая передает настроение и эмоции. Фото были сделаны на бекстейдже перед модными показами. Они размытые и сделаны без использования сторонних программ. Снимки передают атмосферу нежности и небольшой усталости перед ожиданием показов.

***

Выставка «Мерцания» (18+) откроется 12 апреля в 18:00 в Музее современного искусства PERMM (бульвар Гагарина, 24). Она будет работать до 10 мая.

  • «Мерцания» — первая большая выставка модной фотографии Перми в Музее современного искусства PERMM. Выставка охватывает работы последних десяти лет молодой генерации пермских фотографов. Среди них: Юлия Аксёнова, Евгения Гильденбрандт, Ксения Заболотных, Елена Зуева, Алиса Калипсо, Алёна Лобанова, Екатерина Михеева, Анастасия Мозерова, Оля Рунёва, Ирина Чащина и Анна Широкова.
  • Куратор выставки, арт-директор PERMM Наиля Аллахвердиева задумала её как тотальную фото-инсталляцию, которая займёт все три этажа музея. Первый этаж — тёмное царство сна, потустороннего, мира, второй — мир земной, солнечный, проявленный, третий — мир грёз. Тематическое деление и группировка работ по этажам — способ создания содержательных контекстов, где каждый зритель может выстроить свой нарратив, отправиться в свое собственное путешествие по экспозиции. Пространство выставки организовал художник Арсений Сергеев.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь