X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
10 декабря 2019
09 декабря 2019

Тонкая химия: как на Дягилевском фестивале-2019 незаметно прошла уникальная для России образовательная программа

Не такая заметная, но важная часть «Дягилевского фестиваля» — образовательная программа, где можно бесплатно учиться у мастеров мирового уровня и даже поставить свою оперу.

«Просто нужно быть сразу готовым, что постоянно всё рушится, как в игре „Ну, погоди!“, где волк ловит бесконечно падающие яйца, — говорит Анна Фефелова, куратор образовательной программы. — Эти 11 дней — время, когда вообще не надо рассчитывать ни на что хорошее: бесконечные кейсы, обучение нон-стоп».

Всё началось четыре года назад, когда организатор и первый директор «Дягилевского фестиваля» Олег Левенков предложил Анне заняться новой частью программы — образовательной, чтобы музыканты во время фестиваля бесплатно занимались со студентами. В первый год было очень сложно, рассказывает Анна. Тогда она ещё думала, что нужно развиваться «сверху» и писала деканам в консерватории про новый проект. Найти людей было всё равно сложно, но удалось набрать группу скрипачей, поработать с ними и понять, что и как нужно развивать дальше.

Анна Фефелова Фото: Никита Чунтомов
Опера «Периодическая система» Фото: Никита Чунтомов

В 2019 году Анна набрала уже более 60 студентов из разных городов России и других стран по восьми направлениям: оперно-симфоническое дирижирование, фортепиано, струнное исполнительство/скрипка, струнное исполнительство/виолончель, медные духовые инструменты, композиция, академическое пение и впервые — мастерская музыкального менеджмента «Импресарио».

Страшно было обидеть дирижёров

За эти несколько лет проект приобрёл самые разные форматы работы со своими участниками и зрителями: кроме закрытой работы студентов с мастерами, появились открытые мастер-классы для исполнителей, дирижёров и критиков, на которые можно прийти бесплатно и понаблюдать за процессом работы.

Фото: Диана Корсакова

Образовательная программа всё больше переплетается с событиями основной программы и её участниками. К примеру, в этом году в мастер-классе по дирижированию Теодора Курентзиса впервые участвовал ещё и хор MusicAeterna. Проходило это так. Заранее организаторы провели конкурсный отбор участников мастер-класса (в этом году их было трое), затем каждый сначала показывал свой вариант дирижирования, а потом уже через комментарии маэстро пробовал по-новому прорабатывать материал. Это был интересный опыт не только для дирижёров, но и для самого хора MusicAeterna.

Фото: Диана Корсакова

«Мы привыкли петь в основном под маэстро или каких-то других больших дирижёров, а тут — в учебной ситуации. И обидеть страшно было молодых дирижёров: хотелось, чтобы они сами получили то, на что они рассчитывали, но в то же время и поделиться своим опытом. И для нас это впервые, потому что не было ещё таких экспериментов... Но мы пытались понять, чего они хотят, понять их язык, открыть его вместе с ними ещё чуть больше. И на самом деле это тоже очень интересно, потому что начинаешь и в себе открывать новое», — рассказала хористка Елена Шестакова после мастер-класса.

Постепенно закрытые и открытые мастер-классы переросли в премьеры опер и концертов студентов предыдущих образовательных программ. Инициатива изначально появилась у самих участников, а Анна Фефелова искала возможности её реализации: «Скучно каждый год делать одно и то же, и я старалась что-то придумывать. Тем более, я вижу потребность, так как общаюсь со всеми ребятами, которые приезжают».

#бредбериопера Фото: Гюнай Мусаева

В 2017 году прошла первая премьера #бредбериопера в рамках образовательной программы фестиваля. Одна из участниц этого проекта — Ася Чащинская, режиссёр-постановщик и либреттист премьеры этого года — оперы «Периодическая система» Алины Подзоровой по одноименной автобиографической книге Примо Леви. Он химик и видит события, встречи и взаимоотношения людей через превращения и взаимоотношения химических элементов. Но в основе книги — личное переживание человека, оказавшегося на грани жизни и смерти в Освенциме.

«Особенно меня заинтересовала идея параллели макро- и микромиров, химических реакций между людьми, между событиями — будто превращениями химических элементов. Этот ракурс мы взяли из книги, где химическими элементами называлась каждая глава. Вся эта алхимия Вселенной особенно интересна мне в пространстве театра, когда алхимической ретортой становится зал, а из ингредиентов — музыки, истории, исполнителей и зрителя сотворяется новое живое золото спектакля», — рассказывает Ася Чащинская.

Опера «Периодическая система» Фото: Никита Чунтомов
Опера «Периодическая система» Фото: Никита Чунтомов

Никто ничего не получил за эту работу

В этом проекте участвуют исключительно молодые профессионалы: композитор Алина Подзорова, художественный руководитель и главный дирижёр московского Leggiero Orchestra Джереми Уолкер, исполнитель главной роли Игорь Витковский и другие. Причём все они работали над этой постановкой бесплатно. Продюсер оперы Елена Фролова говорит: «Никто ведь ничего не получил за эту работу, потому что это не по правилам Образовательной программы. И я жутко из-за этого страдала, но у фестиваля такая позиция: гонораров нет ни у кого, чтобы были равные условия».

Для Елены такой продюсерский опыт работы с оперой — первый. В прошлом году она выиграла в конкурсе продюсерских идей, предложив постановку по Примо Леви. Проект состоялся благодаря финансовой поддержке бенефициарного владельца «Метафракса» Сейфеддина Рустамова и одной компании.

«Мой оперный проект поддержал президент крупной компании связи, — говорит продюсер. — Я ему написала письмо. Вообще деньги мне обещал дать друг, но у него не получилось и он сказал: „Напиши письмо президенту компании, в которой работаешь. Они столько творческих проектов организуют, напиши, что ты многодетная мать, 23 года здесь работаешь, мастер связи, а тут Дягилевский, счастливая возможность привезти оперу“. И я ему написала. Он мне очень быстро ответил, что нас поддерживают. Поэтому „Дягилевский фестиваль“ для меня — подтверждение, что возможно всё».

Обсуждение после оперы «Периодическая система» Фото: Никита Чунтомов

Ася Чащинская тоже рассказывает, что решила участвовать в проекте, так как ей интересно было поработать с современной оперой в формате такой лаборатории:

«Современная опера существует со временем, она отражает его звучание и мышление. Новый музыкальный язык и драматургия взывают к поиску нового театрального языка.

Новая опера — это всегда вызов, испытание. Режиссёр может как раскрыть произведение, так и потопить его. Так что работать с новой оперой — большая ответственность, и всегда немного страшно. Но с той командой, что была у нас, любые страхи отступают. В этом отдельная радость подобных лабораторных проектов: в команде собираются отчаянные люди с горящими глазами. Это атмосфера взаимопонимания, доверия и честного творчества. Отличная, редкая возможность экспериментировать в опере. Можно ставить сложные задачи, актёры с ними с лёгкостью справляются и работают наотмашь. Есть условия делать непривычные мизансцены, нестандартную рассадку, работать с пространством».

Опера «Периодическая система» Фото: Никита Чунтомов

Вкладываться в постановку, которую покажут один раз — очень дорого

В проект «Тонкая химия», кроме оперы «Периодическая система» Алины Подзоровой, вошли ещё опера «Шаги» Рамазана Юнусова и два концерта. На одном из них играл Даниил Браунгоф. Он говорит, что в России больше таких программ по сути нет. Они есть в других странах, например, в Германии. Только там это проходит в формате оркестровой академии, когда приезжают музыканты со всего мира и репетируют с приглашенным дирижёром, а потом дают три концерта в разных городах. То есть такой формат изначально подразумевает жизнь созданных проектов и после самой программ.

Проект «Тонкая химия». Концерт молодых композиторов Фото: Никита Чунтомов
Дирижёр Джереми Уолкер на концерте молодых композиторов в рамках проекта «Тонкая химия» Фото: Никита Чунтомов

Для продюсеров в сфере музыки и театра в России тоже не много образовательных проектов. В том числе поэтому открылся набор на новую мастерскую «Импрессарио». Анна Фефелова говорит, что потребность в отдельной программе для продюсеров ощущалась довольно остро: «Мы и до этого уже работали с продюсерами, но стало понятно, что просто лекций недостаточно: нужно более интенсивное погружение, практика — и получился вот такой формат».

Это ещё первый опыт отдельной программы для продюсеров. Набрали небольшую группу, участники которой во время фестиваля презентовали свои проекты, ходили на мастер-классы и лекции в том числе по работе с текстами от главного редактора журнала «Музыкальная академия» Ярослава Тимофеева, а с импресарио Фёдором Елютиным разбирались в новых театральных форматах.

Анна Фефелова говорит, что программа получилась не совсем такой, как ожидали организаторы, но было и много бонусов, например, возможность пообщаться с лекторами побольше: «Для первого раза такое погружение очень удачное. Нужно просто больше времени».

Больше времени нужно и самому проекту, чтобы формат устоялся, и студентам, чтобы порефлексировать, и постановкам, чтобы жить дольше одного дня. Продюсер Елена Фролова говорит о возможном развитии образовательной программы фестиваля так:

«Вкладываться в постановку, которую покажут один раз — очень дорого. Нужно показывать их потом и в других городах: изначально при создании проекта планировать его дальнейшую судьбу. Театр не заинтересован в этом пока, потому что он уже вложился в саму образовательную программу. Но да, в идеале, она должна быть нацелена не только на сам проект, но и на продолжение его жизни».

Концерт молодых композиторов Фото: Никита Чунтомов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь