Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке
Фото: Wikipedia
Сегодня — несколько новых пластинок и пара музыкальных фильмов, на которые следуют обратить внимание.
Начало 2015 года бьёт все рекорды по выходу новых музыкальных альбомов. Очевидно, что стандартная схема рекорд-бизнеса, когда выпуск новых пластинок обычно планировался либо летом, либо ближе к Рождеству, перестала работать. Цифровые продажи не зависят от сезона, да и использовать их в качестве подарка как-то странно. Все уже послушали и обсудили свежие альбомы Мадонны и Бьорк. На подходе новые опусы The Prodigy и Кендрика Ламара. Я же сегодня хочу познакомить вас с музыкой, возможно, менее раскрученной и популярной, но лично для меня гораздо более интересной и новаторской.
Начнём с музыки.
BadBadNotGood & Ghostface Killah «Soul Sour» Lex Records
C творчеством BadBadNotGood я познакомился в прошлом году, приобретя пластинку «III». Молодые канадские музыканты из Торонто играли современный джаз с явным влиянием хип-хопа. Первые два альбома группы выходили только в цифровом формате и содержали виртуозные кавер-версии песен Odd Future, Канье Уэста, Джеймса Блэйка и даже Joy Division. Результаты так впечатлили элиту чёрного рэпа, что музыканты группировки Odd Future пригласили трио поучаствовать в студийной записи, а Фрэнк Оушн взял канадцев в свою концертную группу для выступления на фестивале Coachella. Третий альбом группы состоял только из собственных композиций, сыгранных очень энергично и виртуозно. При том что структуры композиций явно заимствованы из хип-хопа, это — именно джаз. Джаз, каким он и должен быть в XXI веке. Последняя большая совместная работа инструментального трио — альбом Sour Soul — состоялась с рэпером Ghostface Killah из легендарного Wu-Tang Clan. Кроме того, в записи приняли участие Danny Brown, DOOM, Elzhi и Tree. Альбом был тепло принят критиками и получил отличную прессу. Живая музыка BBNG погружает слушателя в сумрачную атмосферу голливудского нуара, где рэперы озвучивают вечные истории ночного города.
A Place To Bury Strangers «Transfixiation» Dead Ocean Records
Альбом американской нойзроковой группы, которую называют самой громкой группой Нью-Йорка, дебютировавшей в 2007 году. Transfixiation — её пятый альбом. Изначально группа ориентировалась на шугейз, спэйс-рок и неопсиходелию британских 80-х, сплавляя все эти жанры в одну оглушительную стену звука. Для неподготовленного человека прослушивание APTBS может стать лёгкой травмой, но истинные любители жанра без труда найдут за обманчиво монотонным гитарным скрежетом и отличные мелодии, и небанальные аранжировки. Лидер группы Оливер Аккерман — один из немногих людей в сегодняшней рок-музыке, кто до сих пор пытается расширить возможности звучания электрогитар. Он самолично собирает музыкальное оборудование, играет на нём и продаёт под маркой Death By Audio. Запись и сведение группа делает также сама на собственной студии. На Transfixiation дебютировал новый барабанщик Роби Гонзалез. По словам Оливера Аккермана, он привнёс в музыку группы элемент неожиданности и очередного эксперимента.
Mount Eerie «Sauna» P. W. Elverum & Sun, Ltd
Под именем Mount Eerie (Гора Эри) скрывается американец Фил Элверум, который уже 18 лет занимается музыкой и выпустил более сорока пластинок под разными именами: Microphones, The, Phil Elvrum. Последние десять лет Mount Eerie — его основной проект. Фил — типичный и показательный инди-артист. Он не связан никакими контрактами с рекорд-лейблами, выпускает и распространяет свою музыку сам, всячески избегая любых музыкальных и стилистических границ. После альбома тонкого акустического дарк-фолка он может издать тройной альбом лютого постметалла. Но какую бы музыку он ни записывал, в ней всегда будет что-то, что позволяет не спутать Элверума с другими музыкантами. Это его звук. В последних трёх альбомах Фил сконцентрировал своё внимание на идее чистого звука как инструменте коммуникации, как месседже, как материальной среде, в которую человек может погрузиться с головой без всякой рефлексии. Название «Sauna» описывает промежуточное состояние человека, который из адской жары попадает вдруг в ледяную воду, на мгновение избавляясь от вечного внутреннего диалога и достигая тем самым некоего просветления. Я очень рекомендую этот альбом всем, кто интересуется пограничными состояниями сознания и духовными практиками.
BELLE and SEBASTIAN «Girls in Peacetime Want to Dance» Matador
Самая весёлая и лёгкая пластинка в этом коротком обзоре. Девятый альбом интеллигентных и элегантных шотландцев, удачно смешивающих оркестровую психоделию 60-х с тви-попом 90-х. Группа, творчество которой чаще всего описывалось словами: трогательно, трепетно, романтично, ностальгически и т. д. выпустила пластинку, удивившую (приятно!) многих. Не растеряв всех своих вышеперечисленных качеств, шотландский оркестр смело вступает на ранее неизведанные территории — диско, клубной электроники и хауса. И у них получается! Если раньше я включал пластинки BELLE and SEBASTIAN в качестве приятного фона для дружеского общения, то альбом «Девушки в мирное время хотят танцевать» вполне себе способен поднять градус для хороших танцев!
Про кино
Больших премьер в жанре музыкального кино в этом году ещё не было. В прокат вышел крепкий прошлогодний байопик «Get On Up» про Джеймса Брауна («Джеймс Браун: Путь наверх») — вот и всё. Зато появилась пара фильмов, рассказывающих про небольшие музыкальные субкультуры — не столь известные, как фанк или соул, но не менее важные для развития современной музыки. Про эти фильмы я и расскажу.
«Растрать свою молодость» («Verschwende deine Jugend»), реж. Бенжамин Квобек, 2003 год, Германия
Этот наивный молодёжный фильм, возможно, и не тянет на шедевр, но я советую посмотреть его тем, кого интересует такой музыкальный феномен, как Neue Deutsche Welle (Новая немецкая волна), а также тем, кто просто интересуются музыкальной историей.
Neue Deutsche Welle, или просто NDW, — музыкальное направление, которое возникло в Германии в конце 70-х годов на основе панка и «новой волны» как реакция на засилье в немецком музыкальном бизнесе англоязычных рок-исполнителей и локальной второсортной эстрады. Группы NDW (Deutsch Amerikanische Freundschaft / DAF; Der Plan; Palais Schaumburg; Grauzone и другие) принципиально исполняли песни только на немецком языке, экспериментировали с электроникой и нестандартными ритмами, выступая зачастую с острой социальной критикой. Они были ни на кого не похожи, звучали очень свежо и самобытно. Явление, став весьма популярным среди немецкого андеграунда, привлекло внимание больших рекорд-компаний и, естественно, было угроблено шоу-бизнесом. В 1983 году оно кончилось, чтобы быть триумфально открытым заново в нулевых и повторить судьбу другого важного немецкого музыкального стиля — краут-рока!
«Растрать свою молодость» — это неплохое тусовочное кино про самый пик NDW. Полный энтузиазма юноша в свободное от работы в сберкассе время создаёт с друзьями группу Apollo Schwabing и, загоревшись идеей дать родному Мюнхену пинка под зад, организует масштабный концерт с участием местных представителей «Новой немецкой волны», а в хэдлайнеры он приглашает звёзд жанра — D. A. F.
«Северная душа» («The Northern Soul»), реж. Элейн Константин, 2014 год, Великобритания
Ещё один фильм про локальную музыкальную субкультуру — северный соул. На сей раз — Британия, середина 70-х.
«Северный соул — музыкальное и танцевальное направление соула, возникшее в Великобритании в конце 1960-х годов XX века. Северный соул состоит в основном из определённого стиля афро-американской соул-музыки на основе тяжёлых ударных и быстрого темпа — так называемого мотаунского звучания середины 60-х годов», — это нам говорит Вики.
«Северный соул — захватывающий пример преимущественно пролетарской, подпитываемой наркотиками молодёжной культуры, которая (в отличие от хауса) никогда не контролировалась музыкальной отраслью, потому что последняя её просто не понимала. Северный соул был настоящим и почти идеальным андеграундным явлением». Это текст Джон Мак-Креди (John McCready) в журнале The Face.
Наверное, тем, кто никогда не слышал ни о какой «северной душе», стоит перед просмотром это отличного фильма прочитать большую и компетентную статью на Look at Me «Первая рэйв-культура».
Про фильм же скажу, что режиссёр снимает не просто историю про музыку, она экранизирует свою прошлое. Юность Элейн пришлась как раз на расцвет северного соула и связанной с ним молодёжной субкультурой. Поэтому фильм получился очень точным в деталях и честным. Ну, и Стив Куган в плохих фильмах замечен не был!