X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 октября 2019
17 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

«Человек из Надеждинска»: Жизнь, написанная от руки

Многие люди ведут дневники, фиксируя то, что происходит в их жизни, свои мысли, чувства. Со временем дневник простого человека может стать бесценным источником знаний и представлений о том, как тогда жили люди и как на них отразились глобальные исторические события. Наглядный пример этого — выставка «Человек из Надеждинска. История мужчины в текстах и фотографиях», которая открылась 16 августа в Центре городской культуры.

Борис Константинович Луканин родился в 1911 году на Северном Урале, в 1925 году пришёл работать на завод, учился в Кунгурском техникуме, служил на советско-китайской границе, работал инженером на Уралмашзаводе, во время войны был призван в полк НКВД, проживал в городе Серове (Надеждинске). На первый взгляд, не особо примечательная биография советского человека. Но уникальной её делает то, что с ней можно подробно ознакомиться, благодаря тому, что Борис Луканин с восьми лет вёл дневник и с юности увлекался фотографией, тщательно фиксируя на бумаге и плёнке свою жизнь. А в жизни его было многое — голодное детство и юность, увлечение фотографией, армия, участие в коллективизации в 30-х и выселении чеченцев в 1944-м, работа на заводе, ну и, конечно же, любовь (и, судя по всему, не одна).

Фото: Тимур Абасов

В течение 1960-х и 1970-х годов Луканин оформил личный архив из десятка тетрадей, куда он поместил переписанные отрывки из дневника, воспоминания, свои и чужие фотографии, открытки и многое другое. В 1980-х он передал свои тетради в Государственный архив Свердловской области, где их и нашла куратор выставки Марина Соколовская.

Фото: Тимур Абасов

Марина Соколовская:

Этот архив Бориса Луканина позволяет понять, как живёт человек частный, но в тех обстоятельствах, когда сильна воля политиков и он должен принимать участие в значимых исторических событиях. И когда мне рассказали в архиве о том, что у них есть такой дневник, то представили его как некий визуальный дневник рабочего. Мне было интересно, как человек описывает свою жизнь и как он её визуально представляет. Это интересно, когда мы можем получить жизнь одного человека в виде текста и фотографий. Но когда началась работа с дневником, он оказался огромным и неожиданным по форме, потому что разделён на временные, жанровые документы. Это архив, с которым можно очень много работать.

На выставке, которая в первый раз была представлена на третьей Уральской биеннале современного искусства, отображён лишь определённый период жизни Бориса Луканина — от раннего детства до женитьбы в 1939 году.

Фото: Тимур Абасов

Мариной Соколовской и художником Сергеем Рожиным экспозиция оформлена весьма необычно: на картонных щитах, исписанных чёрными картинками, между фотографиями с подписями от руки вклеены тексты из воспоминаний Луканина. Благодаря этому и создаётся впечатление рукотворности, что зритель здесь не просто смотрит выставку, а именно читает и листает страницы дневника, над которым человек старательно работал многие годы — писал свои мысли, непроизвольно делал рисунки на полях, бережно вклеивал фото и открытки.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Марина Соколовская:

Это оформление придумано художником и создаёт эффект зрения из нашего времени. Это попытка создать своеобразный скрапбукинг, чтобы сложилось более целостное повествование. Дело в том, что сами дневники, хранящиеся в архиве, — это старые тетради формата А4, в которых сделаны записи, вклеены открытки, какие-то рисунки, чертежи, воспроизведены карты. То есть когда вы листаете эти тетради, то они выглядят как такой скрапбук. Когда вы раскрываете тетрадь, то видите там какие-то цитаты или фотографии из его жизни. А когда закрываете, там есть страничка, не сказать, что эротическая, а интимная: фотографии красоток, полуобнажённых девушек, цитаты о красоте. Получается, когда вы открываете дневник, то видите человека социального, который живёт мечтой. А когда вы его закрываете, то видите, что этот социальный человек живёт какими-то своими интересами и переживаниями. А отношения с женой оказываются для него важнее отношений с партией или каких-то других событий.

Выставка «Человек из Надеждинска» требует к себе особенного внимания, тут нельзя оставаться просто зрителем, а необходимо вчитываться в написанную в своё время от руки жизнь человека из Надеждинска, чтобы сложилась целостная картина одной судьбы. Внимательного посетителя выставка вознаградит удивительными знаниями и впечатлениями.

Фото: Тимур Абасов

Например, весьма показательна история из детства Луканина о том, как он с братьями прятался на дереве от медведя. Она заканчивается написанным уже явно в зрелом возрасте параграфом о том, что потом ему с братьями пришлось много раз быть на краю гибели, и завершается всё такой фразой: «Когда жизнь, казалось, уходит, а смерть стоит за спиной. Вот в такие моменты жизнь становится особенно красивой». Факт, что им не раз приходилось испытывать этот момент на себе, уже говорит о многом...

И таких, больше похожих на короткие рассказы, историй множество. Есть светлые и добрые: об увлечениях, детских играх, любви. Кое-какие весьма смахивают на роман или анекдот. Особенно литературно смотрится история о том, как соседка пыталась выселить Луканина из квартиры, пытаясь запугать его привидением, которое она смастерила из простыни.

Фото: Тимур Абасов

Но есть и страшные эпизоды вроде того, где Борис Луканин вспоминает, как во времена коллективизации он вынужден был для отчётности раскулачить самого зажиточного (но отнюдь не богатого) мужчину в одном из сёл Кунгурского района. Этот тяжёлый отрывок, читается, словно покаяние человека перед собственной совестью.

Ещё заметно, что для Луканина было важно запечатлеть и получше узнать места, где он жил. Об этом говорит множество фотографий из его родного города, со службы в армии на границе с Китаем и из Кунгура, где он учился в техникуме. Тут можно увидеть много фотографий этого города девяностолетней давности и прочитать о том, как непросто тогда жилось студентам.

Фото: Тимур Абасов

Марина Соколовская:

Эти тексты — выборки, то есть фрагменты, взятые из общего массива документов. Берёшь более-менее целостный фрагмент, и оказывается, так что он сам драматургически организует материал. По сути дела, ты следуешь за текстом, а оказываешься в драматургии. Там есть история с питанием в Кунгурском техникуме, когда он жалуется всё время на плохую еду, а в конце заметка, что они похоронили товарища, студента, который умер, скорее всего, из-за плохого питания. В этом отрывке есть внутренняя драматургия и законченность рассказа. Это всё набор дневниковых записей, взятых без купюр, и это сознательный выбор таких текстов.

Фото: Тимур Абасов

На выставке «Человек из Надеждинска» жизнь одной личности предстаёт во всём многообразии противоречивости. Именно через призму восприятия мира простым человеком становится возможно взглянуть на то, как тогда, почти сто лет назад, жила страна. И этот живой, настоящий пример позволяет что-то понять о нашей истории больше, чем сухие строчки учебников.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь