Пермь «до пожара»: Архиерейский дом и главные ж/д мастерские
Рассказы об исторических зданиях нашего города. Часто мы знаем о них крайне мало, но их стены таят в себе массу всего интересного. Особенно те, которые сохранились после пожара 14 сентября 1842 года.
Третья экскурсия Григория Ноговицына по Перми конца 18-го века.
Архиерейский дом и кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря
Символ города
Адреса: Комсомольский пр., 6, Комсомольский пр., 4
Годы постройки: 1793-1800, 1798, 1818-1832, 1853, 1892-1895
Архитекторы: Г. Х. Паульсен, П. Т. Васильев, М. Ф. Казаков, Ф. М. Росляков, И. И. Свиязев, А. Б. Турчевич
Статус: Памятники архитектуры федерального значения
Самый известный и значительный комплекс зданий Перми. Фактически один из символов города с весьма непростой историей, полной казусов. В 1781 году вместе с приказом об учреждении Пермской губернии Екатерина II подписала указ о переносе в только-только обозначенный город Пермь Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Этот монастырь имел богатую историю. Его основали в 1560 году в селе Пыскор братья Строгановы. Долгое время храм считался богатейшим в Приуралье, но со временем пришёл в упадок. Сначала Пыскорский монастырь планировали перенести в Соликамск, но первый наместник Пермской губернии Е. П. Кашкин посчитал, что храм нужнее в новом губернском городе. Церковь разобрали в 1784 году и по Каме доставили в Пермь. Сначала планировали поставить церковь на Егошихинской горе, восточнее завода (район Горки), и даже подняли туда стройматериалы, но тут случилась типично русская история
Проект переноса церкви стоил дороже, чем могла себе позволить молодая губерния. В итоге процесс затянулся на 12 лет, а постройка собора заняла ещё больше времени. Сначала под храм отвели новую территорию на Слудской горе
Закладка самого собора состоялась в 1798 году, но стройка затянулась на долгие двадцать с лишним лет. Четырнадцать лет строилась 67-метровая колокольня, ставшая самым главным символом города. Её заложили на паперти собора в 1818 году, руку к проекту приложили несколько архитекторов, но построить колокольню сразу не удалось, потому что на постройку последнего яруса не хватило денег. (Знакомая история, не правда ли?) В 1831 году на колокольню подняли колокола, перевезённые из Пыскора, а в апреле 1832 года на шпиле установили шар, увенчанный крестом. Крест заказали в Москве. На протяжении всего XIX века подворье строилось и расширялось, в итоге оно состояло из 7 корпусов, необходимых для размещения всего архиерейского подворья. А занимали все эти здания по классификации того времени более квартала.
В строительстве и реконструкции этого комплекса зданий принимали участие множество архитекторов. В 1850 году губернский архитектор Г. П. Летучий предложил проект перестройки уже обветшавших зданий и соединил вместе при помощи крытых переходных галерей колокольню, собор и архиерейский двор. Все эти здания постоянно достраивались, перестраивались, ремонтировались
Сейчас: В 2008 году здание Архиерейского дома было отдано под церковные нужды. В 2010 освятили колокольню собора, водрузив на неё крест. Вопрос переезда художественной галереи из здания собора по-прежнему является одним из самых животрепещущих в городе.
Главные ж/д мастерские
Непростые мастерские
Адрес: Советская, 1а
Год постройки: 1795
Архитектор: Неизвестен
Статус: Памятник архитектуры регионального значения
У этого, казалось бы, обычного производственного здания (одного из самых старых в городе!) совершенно необычная история. Двухэтажный каменный дом был построен в 1795 году. Поскольку стоял он рядом с домом губернатора, то поначалу в нём располагалась Городская дума, магистрат и ремесленная управа. В 1864 году все эти структуры переехали в здание Городской думы на Сибирской. В 1866 году в здании открыли убежище для бедных детей, а в 1884 году здесь разместилось Управление уездного военного начальника. Кстати, в 1890-е эту должность занимал полковник Павел Павлович Дягилев
Позже Управление военачальника переехало, а в здании остался открытый 2 января 1885 года офицерский клуб
С 1927 года мастерские стали Пермским паровозоремонтным заводом имени А. А. Шпагина, позже переименованным в Пермский мотовозоремонтный завод.
Сейчас: ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод „Ремпутьмаш“»