X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Диана Корсакова
11статей

Мы рассказываем о профессиях, без которых не может существовать современное общество, но о которых мы мало что знаем.

«Где я только не бывал». Один день из жизни курьера «Яндекс. Еды»

В ноябре прошлого года «Яндекс. Еда» запустила в Перми сервис доставки (тогда заказы привозили только курьеры ресторанов), а в марте у компании появилась собственная курьерская служба. Гоша Фокин работает пешим курьером «Яндекс. Еды» с самого открытия. Мы встречаемся в восемь утра около ЦУМа, чтобы забрать заказ из «Макдональдса». На улице очень холодно. Я кутаюсь в шарф и надеваю перчатки, Гоша встречает меня в футболке и фирменной жёлтой куртке нараспашку.

Мы забираем заказ и быстрым шагом идём к клиенту на Петропавловской. По дороге Гоша рассказывает о себе: ему 20 лет, в Пермь приехал из Брянска, учится на четвёртом курсе геологического факультета ПГНИУ. Курьером подрабатывает, потому что это удобно, в основном берёт смены с 17:00 до 23:00. Если пар нет, Гоша берёт 12-часовую смену. Платят 100 рублей в час независимо от количества заказов. По словам Гоши, в Москве доплачивают по 50, 75 или 100 рублей за заказ в зависимости от его сложности. В Перми «Яндекс. Еда» ещё не пользуется большим спросом, поэтому за заказы не доплачивают.

В утренние смены заказов совсем мало, поэтому после того, как Гоша отнёс бургеры на Петропавловскую, мы не торопясь идём к гипермаркету «Семья». Курьеры «Яндекс. Еды» выбирают себе локацию, где будут ждать заказы. В Перми все локации находятся рядом с ресторанами «Макдональдс», потому что именно там клиенты чаще всего заказывают еду. Гоша выбрал «Макдональдс» в «Семье», потому что живёт неподалёку. Когда мы приходим, фудкорт ещё закрыт, поэтому приходится ждать внизу. Я спрашиваю у Гоши, почему он решил переехать в Пермь.

Фото: Диана Корсакова

«На самом деле, я и сам не знаю. Школу я закончил рано — в 16 лет. Думаю, 16-летних людей нельзя заставлять делать выбор. Мне хотелось самостоятельности. Думал, куда подальше рвануть. А в Перми у меня жил родственник. Я приехал сюда, он мне всё показал, и я обосновался. У нас в Брянске нет геологии как специальности, есть только туризм. А я очень романтизировал эту профессию, любил походы и всё такое. Я уже работал геологом, в Когалыме был, этим летом планирую на Сахалин поехать. Дальше планирую идти в магистратуру, но не на геолога. Я вообще не думаю, что свяжу жизнь с геологией. Мне кажется, что первое образование нужно для того, чтобы понять, чем ты не хочешь заниматься по жизни. Сейчас я думаю о торговле. Мне нравится жить в Перми, но, по сравнению с Брянском, здесь, конечно, очень холодно. Мы в Брянске в феврале могли играть в футбол, а здесь я терплю этот холод уже четыре года».

Фото: Диана Корсакова

Тем временем Гоше приходит ещё один заказ, и тоже из «Макдональдса». Его нужно доставить в ЖК «Солнечный город». Курьеры «Яндекс. Еды» получают заказы через специальное приложение, на принятие заказа есть полторы минуты. Первый заказ — всегда в том районе, который выбрал курьер, а остальные могут быть в других районах в зависимости от перемещений курьера. Обычно расстояние, которое нужно пройти пешком, составляет около полутора километров. Гоше приходилось идти максимум четыре километра, на это у него уходит 40-50 минут. Другие курьеры говорят, что были случаи, когда приходилось идти четыре километра до ресторана, а потом ещё столько же до клиента. Можно проехать это расстояние на автобусе, но за свой счёт. Приложение само определяет время, за которое курьер должен успеть дойти до ресторана и до клиента. Оно привязано на выбор либо к «Яндекс. Картам», либо к 2ГИС, даётся 8-13 минут на преодоление расстояния в один километр. По словам Гоши, он ни разу не опаздывал, поэтому даже не знает, предусмотрены ли за это какие-то санкции.

Фото: Диана Корсакова

В радиусе ста метров от локации курьер меняет статус на «прибыл в ресторан» или «прибыл к клиенту». Не все рестораны оборудуют места для курьеров. Бывает так, что курьер приходит, а заказ ещё не готов. Тогда ему приходится ждать на улице, потому что свободных мест в зале может и не быть. Также курьерам нельзя находиться на фудкорте. Раньше можно было, а потом начали жаловаться, что они занимают много места, и гостям некуда сесть. Как только заказ доставлен клиенту, курьер нажимает кнопку «Отдал заказ», и он исчезает из приложения. Бывает, что появляется два заказа одновременно, отказаться от них нельзя. При этом они могут быть в противоположных сторонах, тогда «приходится как-то выкручиваться». Если заказ слишком большой, курьер пишет супервайзеру, и тот либо вызывает такси, либо ещё одного курьера.

Все коммуникации у курьеров «Яндекс. Еды» происходят в Telegram. Там есть общий чат, по воскресеньям выкладывают расписание, и каждый выбирает себе смены на неделю вперёд. Гоша рассказывает, что уже через пять минут после публикации свободных смен нет — «как хищники нападают». Гоша договорился с коллегами, они берут смены не только себе, но и ему. До 15:00 курьеры могут отказаться от смены на следующий день или поменяться. Ещё в Telegram есть бот, которому нужно отправлять селфи, когда выходишь на смену. Бот отвечает «Ваше селфи принято, хорошей смены». Если курьер опаздывает минут на 10-15, ничего страшного. Если больше, чем на полчаса, то смена закрывается, а курьера штрафуют на полторы тысячи.

Фото: Диана Корсакова

Курьер может взять перерыв, он составляет 20 минут вне зависимости от того, сколько длится смена — 4, 6 или 12 часов. Этот перерыв можно взять в любое время при условии, если нет большой загрузки. Если стоит смена до 16:00, заказ может прийти в 15:55, а расчётное время заказа — 17:00. Получается, что курьер работает на час больше, а платит за это время «Яндекс. Еда» также. Такое может произойти и в вечернюю смену. Например, если курьер работает до 23:00, а заказ пришёл в 22:55, курьеру нужно сначала доставить его, а потом ещё и добираться до дома. Такси курьерская служба не оплачивает.

Гоше приходит ещё один заказ, на этот раз еду нужно забирать в «Арт Кебабе» в гипермаркете «Семья» и нести в здание «Пермэнерго». Пока мы ждём заказ, к «Арт Кебабу» подходит другой курьер «Яндекс. Еды». Рассказывает, что ему нужно доставить блюдо из второй очереди ТРК в первую — в «Евросеть». Мне это кажется странным, а Гоша объясняет, что, скорее всего, заказчики воспользовались промокодами от «Яндекс. Еды». У него тоже был такой случай — заказ из «Макдональдса» в ЦУМе надо было доставить в ЦУМ. Бывают и другие странности. Например, некоторые заказывают бургер и пишут в комментариях для кухни: без котлеты, без лука, без сыра, без помидор, принести только булку. Многие заказывают еду на обед в школу или офис. Гоша говорит, что неприятных ситуаций с клиентами у него ни разу не было.

Фото: Диана Корсакова

В основном курьерами работают студенты, но есть и люди постарше. Некоторые работают автокурьерами, у них ставка выше — 150 рублей в час. Девушек сначала было много, но постепенно они все уходят. В среднем, работая курьером «Яндекс. Еды», Гоша зарабатывает около 4 500 в неделю. Иногда клиенты дают чаевые, но это большая редкость. У Гоши за всё время работы чаевые были только дважды. Ещё он подрабатывает рекламным агентом и собирает стеллажи на складе. За 12-часовую смену Гоша проходит пешком 30-40 километров. Говорит, что раньше занимался лёгкой атлетикой, бегал, и такие физические нагрузки для него не проблема.

«Недавно я сидел в „Колизее“ на смене. Со мной рядом сел парень и смотрит на меня испуганными глазами. Говорит „Это всё правда?“ Я спрашиваю „Что именно?“ Он: „Ну то, что о вас говорят“. Он начал спрашивать про штрафы. Я ему сказал, что у меня ещё ни одного штрафа не было. Рассказал ему всё подробно. В последнее время люди часто подходят и спрашивают про работу»

Фото: Диана Корсакова

Гоша слышал о смерти курьера «Яндекс. Еды» в Санкт-Петербурге. Считает, что прежде чем делать какие-то выводы, надо во всём разобраться. Кроме того, говорит, что курьеров никто не заставляет бегать или брать большую нагрузку. По словам Гоши, он всегда разносит заказы в своём темпе. Я спрашиваю, давали ли ему какие-то инструкции по общению со СМИ. Он объясняет, что юридически курьер к «Яндекс. Еде» не имеет отношения, а договор заключает с курьерской службой. «Мы общались с одной девушкой из „Яндекс. Еды“, она сказала, чтобы я не парился и говорил всё, что знаю. Спросила, как у меня дела, как со сменами. Дала почитать другие твои работы. Я понял, что ничего страшного нет, и согласился».

Мы доходим до «Пермэнерго», это последний заказ на сегодня. От быстрой ходьбы я согрелась, да и на улице заметно потеплело. Гоша говорит, что мечтает купить велосипед — возможно, «Яндекс. Еда» предоставит на него скидку. Тогда развозить еду станет намного удобнее.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь