X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
10 декабря 2019
Фото: Константин Долгановский

«Эксперимент — это хорошо, но когда по-живому режут — больно». Как новая транспортная модель отразится на перевозчиках

Городские власти готовят масштабные изменения в организации работы общественного транспорта. Изменённые маршруты, бесплатные пересадки и новые подходы во взаимоотношениях с частными перевозчиками. Мы поговорили с несколькими предпринимателями, осуществляющими в Перми пассажирские перевозки, и узнали, как они относятся к нововведениям.

Новая система оплаты

Прежде всего, новые правила в работе общественного транспорта коснутся системы оплаты. Сейчас деньги, которые платят пассажиры, остаются у перевозчика. Новые правила вводят так называемый брутто-контракт. Суть заключается в том, что муниципалитет за счёт бюджета будет закупать весь необходимый объём услуг пассажирского транспорта у частных предпринимателей. Пассажиры при этом будут оплачивать поездку, но деньги пойдут обратно в бюджет. Перевозчики каждые два дня будут перечислять выручку муниципалитету, а обратно получать выплаты по контракту дважды в месяц.

Директор НП «Автолидер» Александр Богданов (маршруты № 63, 4, 27) обращает внимание на то, что по новым правилам, если делать перечисления каждые два дня, увеличится объём бухгалтерской работы. А председатель НП «Единый союз перевозчиков» Олег Боровик недоумевает, для чего городу такая частая выплата.

Предприниматель Александр Стерлягов (был перевозчиком маршрута № 36, новый контракт выиграл «Пермгорэлектротранс») говорит, что брутто-контракт в России используется только в Москве и Казани, так как у этой системы есть свои риски: «Например, если объём транспортной работы в год будет 8 млрд, а соберут 7, то дыру в миллиард должен будет закрыть бюджет. Москва может себе такое позволить, а вот Санкт-Петербург пока не планирует переходить на брутто-контракт. Перевозчику будет всё равно, какой пассажиропоток на маршруте, при такой модели он работает за нормокилометр».

Одним из первых городов, где была внедрена система брутто-контрактов, стал Архангельск. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов рассказывает, что, начиная с 2005 года, «эта модель просуществовала сравнительно недолго и прекратила свое существование именно потому, что водители перестали подъезжать к остановкам, а, подъезжая к остановкам, перестали открывать двери. Они были не заинтересованы в перевозке пассажиров. И волна возмущения пассажиров таким поведением перевозчиков вынудила администрацию города прекратить такую модель взаимодействия с перевозчиками».

Фото: Константин Долгановский

Штрафы

Новые контракты предусматривают серьёзные штрафы. Всего 25 пунктов. Перевозчик должен обеспечить посадку и высадку пассажиров на всех остановках, исправность кнопок вызова водителя, видеорегистраторов, валидаторов и т. д. По факту все требования кажутся справедливыми, но, по словам перевозчиков, кучу нарушений можно «нахватать» за один день.

Александр Богданов приводит пример с курящим водителем. «У нас и так запрещено водителям курить, но мы же не можем уследить за всеми водителями. Мы, если выявляем такие случаи, наказываем нарушителя штрафом. Теперь будут зачем-то наказывать всю компанию».

Штрафы выражены в бальной системе. Каждое нарушение эквивалентно определённому количеству баллов. Чем больше набрано баллов, тем больший будет штраф перевозчику.

Самые большие баллы начисляются за дорожно-транспортные происшествия по вине перевозчика. Предприниматели говорят, что в таких случаях они и так несут ответственность, например, выплачивают компенсацию пострадавшему. Получается, что санкции по контракту — это второе наказание за одно и то же нарушение?

В деньгах это выражается для каждого маршрута по-разному. В контракте прописано, что размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы для каждого маршрута:

а. 10 % цены контракта, если она не превышает 3 млн руб.;

б. 5 % цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.;

в. 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей;

Ещё это может повлиять на расторжение контракта в одностороннем порядке — в случае дважды зафиксированного факта нарушения.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Банковская гарантия

Ещё перевозчики обращают внимание на то, что теперь, чтобы подписать контракт на обслуживание маршрута, нужно в банке взять гарантию в размере 10 % от суммы контракта. Например, для контракта на 39-й маршрут (109 млн руб.) необходима гарантия не менее 10 млн.

Александр Богданов говорит, что есть несколько вариантов, как можно выполнить это требование. Перевозчик может оставить свои деньги в банке, и они останутся там как обеспечительная мера. Либо банк может выдать гарантию в виде кредита, и тогда перевозчик должен будет платить проценты. По его словам, это не большое препятствие: «если за километр предлагают нормальные деньги, то берёшь и работаешь». Но к этим деньгам у перевозчика должен быть ещё свой коллектив, техника и своя база. «Попробуйте найти перевозчиков, у которых всё есть. Я вам даже не буду говорить, какой кредит нужно взять, чтобы работать», — говорит Богданов.

Фото: Диана Корсакова

Пересадки

У Олега Боровика больше всего вопросов вызывает время бесплатной пересадки. Сейчас на нескольких маршрутах в качестве эксперимента действует бесплатная пересадка в течение 40 минут, и на двух маршрутах — в течение 60 минут.

«Вопрос в том, кто определит, 40 минут прошло или больше? Представим, что вы — кондуктор, а я — пассажир. По моим часам прошло 38 минут, а по вашим — 41. Кто из нас прав? Непонятно, но конфликт есть. То есть мы вроде уходим в электронику — конкурсы, электронные системы, валидаторы, а такие вещи опять отдаём человеческому фактору. Это ещё один повод для напряжения пассажира».

«Прокарт», «Удобный маршрут» и «Золотая корона»

Добавим к этому то, что некоторые перевозчики, которые работают не с программным обеспечением «Удобный маршрут» для списывания поездок по проездным, до сих пор не могут вернуть деньги за перевозку льготников.

Ещё в 2016 году «Гортранс» без конкурса закупил программы для учёта льготников «Удобный маршрут» у ООО «ИТ-ЦентрСервис». Некоторые перевозчики установили это программное обеспечение, а другие — до сих пор нет. Для перевозчиков обслуживание этой системы обходится дороже, чем других.

«Сначала 1,5 тыс. рублей с маршрута было, потом цену подняли, — говорит Александр Богданов. — Говорят, что поездки куда-то деваются. И вроде как у нас (программа „Прокарт“) их принимать отказываются, но, когда считали пассажиропоток за полгода, их взяли. Двойные стандарты».

Деньги за перевозку льготников на таких маршрутах получают только через суд.

«Два года мы не получаем денег от города — при том, что с краем всё нормально, систему признали. А здесь мы все суды выиграли, хотя до кассации дошли. Возмещение около 300 млн рублей. Выяснилось, что система „Удобный маршрут“ не даёт другим системам списывать поездки», — говорит Богданов.

Перевозчик Эдуард Мирзамухаметов ещё несколько лет назад говорил, что такая ситуация складывается из-за того, что нет рыночных отношений: «Мы знаем, что обслуживание „ИТ-ЦентрСервис“ в разы дороже, чем у других компаний, но нас всё равно заставляют заключать с ними договор. Была бы конкуренция, такого бы не случилось. Компании могли бы предлагать лучшие условия, конкурентоспособные цены, они были бы в этом заинтересованы».

В этом году, правда, уже краевые власти озаботились этим вопросом. В марте Министерство информационного развития и связи заключило контракт на создание единой системы учёта пассажиропотока и оплаты проезда с компанией «Золотая корона». Однако компания получила этот контракт, не снизив начальную стоимость. Сейчас итоги конкурса оспаривают в суде. Тем временем представители «ИТ-ЦентрСервис» предлагают установить их программное обеспечение на пилотные маршруты уже бесплатно.

Фото: Диана Корсакова

Диалога нет

Перевозчики и ранее считали причиной многих проблем — отсутствие диалога между ними и городской властью. Александр Богданов отмечает, что Людмила Гаджиева, новый куратор транспортной отрасли, провела несколько встреч с перевозчиками и встречи в районах, но не было настоящего круглого стола с пассажирами, перевозчиками и администрацией.

Олег Боровик говорит, что хотя его радуют некоторые изменения и автоматизация процесса перевозок, но сейчас разговор перевозчиков с властью напоминает скорее монолог: «Нам говорят: „Есть такие условия. Хочешь — работай, не хочешь — я найду других“. Диалог — это когда люди общаются и пытаются найти решение. Это не сложно. Нужно просто слышать друг друга».

«Нам всегда говорят, что, если не хотите брать контракт, на ваше место придут другие. Вот наберут они людей из других городов, а мы все местные и здесь живём. Большинство перевозчиков хочет здесь работать, мы на вопросы пассажиров лично отвечаем. А перевозчику из другого региона будет всё равно, попробуйте до него дозвониться. Это как ТСЖ и управляющая компания. В управлялку не дозвонишься, там очередь на полдня, а в ТСЖ пришёл и быстро вопрос решил. С одной стороны, — хорошо, что есть эксперимент. Но когда по-живому режут — больно», — говорит Александр Богданов.

Что количество частных перевозчиков сократится, видно уже по 11 конкурсам, 6 из которых взял «Пермгорэлектротранс» даже при отсутствии техники (Volgabus поставляет автобусы с просрочкой, пришлось даже арендовать автобусы у «Мосгортранса»). Перевозчики говорят, что им-то никто не помогает с закупкой автобусов. Получается, условия уже не равны.

***

Ранее мы подробно писали о том, что такое новая маршрутная сеть общественного транспорта Перми и почему все ей недовольны.

Читайте также репортаж со второй встречи чиновников и жителей Орджоникидзевского района, где обсудили изменения маршрутной сети, и репортаж с митинга против новой маршрутной сети и ликвидации троллейбусов.

«Пересадки — эффективнее». Как власти Перми объясняют жителям изменения в новой маршрутной сети.

Интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

Боль и слёзы. Личные впечатления журналистов «Звезды» от новой маршрутной сети

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь