X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Антон Фиштик

Ошибки счёта и дискриминация пассажиров. Что не так с повышением транспортного тарифа в Перми

Повышение тарифа на проезд в общественном транспорте и внедрение нового тарифного меню — пожалуй, главные темы этой осени в Перми. Редкий проект администрации города вызывает столь длительные дискуссии. И в интернете, и в прессе, и даже в Пермской городской думе. Кажется, что почти все против. Самые разные эксперты, составлявшие заключение на проект администрации, указывают на множество ошибок. Однако власти города настаивают на изменениях.

Важно! Редакция интернет-журнала «Звезда» не утверждает, что тариф поднимать не надо. В последний раз стоимость проезда менялась почти 5 лет назад, в 2015 году (с 16 рублей на 20 рублей). Однако нам кажется, что любые изменения, связанные с таким сложно устроенным механизмом как общественный транспорт, требуют серьёзных обоснований. Особенно учитывая концептуальное изменение, которое предполагает новая транспортная модель: теперь деньги пассажиров будут не напрямую идти к перевозчикам, а поступать в городской бюджет. Мы хотим, чтобы нам объяснили, почему тариф должен быть повышен до того или иного уровня, и как повышение тарифа поможет развитию отрасли, проще говоря, как это сделает нашу жизнь лучше. Пока внятных ответов нет.

У тарифа 26 рублей нет надежного финансово-экономического обоснования

Основной аргумент администрации «за» повышение состоит в том, что действующий тариф на разовую поездку — 20 рублей — уже не является экономически обоснованным. Однако расчёты, которые представлены в обосновании тарифа 26 рублей, не доказывают необходимости его внедрения.

Расчёт тарифа должен быть основан на данных о пассажиропотоке, однако в Перми полных данных просто нет. До сих пор не внедрена автоматизированная система учёта пассажиропотока (АСУП), а значит, замеры проводятся вручную. Поэтому об их корректности и точности можно спорить.

Власти в качестве примера приводят данные о тарифах в других крупных городах, где цена поездки выше 20 рублей. Однако это вряд ли может служить примером, потому что оценивать нужно всё тарифное меню в совокупности, а не только базовый тариф. Например, в Москве поездка стоит 55 рублей, но для пенсионеров проезд бесплатный.

Предложенный администрацией вариант включает скидку 2 рубля от базового тарифа при безналичной оплате. Это влечёт за собой выпадающие расходы бюджета, которые в перспективе приблизятся к 300 млн рублей. Столько же составят выпадающие доходы перевозчиков. А источника финансирования этих сумм не предусмотрено.

Аналогичное замечание связано с бесплатными пересадками в течение 40 и 60 минут. Перевозчик совершает вторую и последующие поездки в течение этого времени, но пассажир за них не платит. За счёт каких источников будут компенсироваться эти выпадающие доходы бюджета, тоже не определено.

В расчётах администрации не предусмотрены расходы на оплату труда контролёров, которые вскоре сменят кондукторов. Однако, как отмечает в своем заключении Управление экспертизы и аналитики, в расчётах администрация города использовала неверный размер тарифной ставки — 8056,82 рубля вместо 8112 рублей. В результате расходы по статье «заработная плата водителей и кондукторов» занижены.

Эксперты так же выявили, что при расчёте был завышен объём транспортной работы (если по простому — это количество часов проведённых транспортом в рейсах). Это произошло из-за использования в расчётах неправильного интервала движения и неправильного количества дней работы. В заключении управления эксперизы и аналитики, например, говорится, что на 23 автобусных и 5 трамвайных маршрутах искажение составило ни много ни мало — 34 918 авточасов.

Зато Пермская торгово-промышленная палата по заказу Гордумы подготовила свой расчёт экономически обоснованного тарифа. И он составляет 25 рублей.

Дискриминация пассажиров

Этот пункт тоже касается предложенной администрацией скидки 2 рубля от базового тарифа при безналичной оплате. Сейчас далеко не во всех автобусах можно заплатить за проезд по карте. Такая возможность есть лишь на нескольких маршрутах, участвующих в «пилотном проекте» администрации. Если новый тариф будет принят до того, как терминалы появятся во всех автобусах, некоторые пассажиры смогут пользоваться скидкой, но большая часть — нет.

Кроме того, звучало мнение и о дискриминации людей старшего возраста, которые реже пользуются банковскими картами и только в силу этого теряют возможность пользоваться скидкой.

Социальные функции тарифа и тарифного меню

Много вопросов вызывает система льготных тарифов. То тарифное меню, которое предложено сейчас, предусматривает скидку 40 % для школьников, студентов и пенсионеров. Но только при покупке проездного на 60 или более поездок. А, например, при покупке 30 поездок студенты получают скидку лишь в 20 %.

И если уж говорить о сравнении с другими городами, то безлимитный школьный проездной без учёта метро в Екатеринбурге стоит 850 рублей, в Перми предлагается цена 1313 рублей.

При этом не предусмотрено льгот для родителей, которые вынужденно сопровождают своих детей в отдалённые школы и садики — туда, где муниципалитет дал им место.

Cравнение стоимости проездных (на месяц) в Перми (проект) и других городах:

Общий Студенческий Школьный Пенсионеры
Пермь 2232 1313 1313 90 поездок со скидкой 50 %
Ижевск 1990 1000 420 40 поездок в месяц бесплатно
Челябинск 2200 Проезд со скидкой 50 % Проезд со скидкой 50 % Проезд со скидкой 50 %
Самара 1800 730 560 60 поездок в месяц бесплатно
Волгоград Единого нет Единого нет 680 730
Екатеринбург (наземный транспорт) 2380 1575 840 850
Нижний Новгород (наземный транспорт) 2000 1200 1000 800 (включая метро)

Удобство использования проездных

На заседаниях комитетов городской думы обсуждался срок действия проездных. Последнее предложение администрации по срокам действия проездных таково: месяц с момента пополнения (покупки) проездного. Хотя общепринято, что билет начинает действовать с момента первой поездки. По этому поводу в департаменте дорог и транспорта говорят, что этого не позволяет существующее программное обеспечение.

Проект тарифного меню Перми:

Стоимость проездного
Общий Студенты, школьники Пенсионеры
Безлимитный на 1 сутки 130
Проездной на 30 поездок 564 564
Проездной на 60 поездок 1404 936 936
Проездной на 90 поездок 1170
Безлимитный на 1 месяц 2232 1313
Безлимитный на 3 месяца 6302
Безлимитный на 1 год 18907

Срок введения нового тарифа и тарифного меню

Администрация настаивала на принятии нового тарифа до конца текущего года: доходная часть городского бюджета на 2020-й свёрстана уже с учётом 26 рублей. Сдвиг срока окончательного рассмотрения проекта на январь в этом смысле, конечно, жертва, но не очень большая. Вопрос в том, решат ли лишние три месяца все перечисленные выше проблемы.

Только в июле следующего года будут разыграны последние контракты «новой волны», в которых устанавливаются дополнительные требования к перевозчикам. Например, по возрасту эксплуатируемых автобусов и возможности безналичной оплаты проезда.

Это значит, что доступность объявленной скидки в два рубля для части пассажиров до этой даты будет точно так же недоступна, как и сейчас. При рассмотрении вопроса на думских комитетах замглавы Перми Людмила Гаджиева говорила о том, что администрация убедит перевозчиков обеспечить безналичную оплату раньше, но верится в это с трудом. Вот уже несколько лет отрасль выглядит неуправляемой, именно поэтому автоматизированная система учёта пассажиропотока до сих пор не работает. Перевозчики не хотят её внедрять. Нет никаких оснований предполагать, что они захотят оборудовать автобусы терминалами безналичной оплаты, тем более, что это потребует от них дополнительных затрат.

Своевременным выглядело бы рассмотрение вопроса во втором чтении как раз летом 2020 года. Эту идею, звучавшую на обсуждении в городской думе, поддержала и Контрольно-счётная палата Перми. В этом случае соблюдается логика: сначала на 100 % начинает работать новая транспортная модель, и уже в её рамках обсуждается новый тариф и новое тарифное меню.

***

Читайте также о том, как депутаты Пермской гордумы раскритиковали транспортную реформу, а жители Перми вышли на митинг против повышения стоимости проезда.

Рекомендуем почитать

«Малютина сняли». Незаконные баннеры депутатов Пермской городской думы демонтировали, и оплатил это бюджет

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+