
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Наградят кого надо! Что не так с культурной премией Пермского края
Список лауреатов Премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2017 год, внесённый губернатором в Законодательное собрание, принципиально отличается от того, который предложили эксперты. Да и сами эксперты между собой согласия не нашли. А одни и те же номинанты на премию то появлялись в списке лауреатов, то исчезали. Что происходит?
На ноябрьском пленарном заседании депутаты Законодательного собрания Пермского края должны рассмотреть и утвердить список лауреатов Премии Пермского края в области культуры и искусства за 2017 год. В списке значатся:
- Композитор Игорь Машуков
— за создание музыки к балету «Реквием по Анне»; - Коллектив Пермского академического Театра-Театра
— за спектакль «На каждого мудреца довольно простоты»; - Коллектив Пермского академического театра оперы и балета
— за спектакль «Травиата»; - Пермская художественная галерея и заведующий отделом западноевропейского искусства Игорь Мартынов
— за проект «Прошлое начинается сегодня»; - Музей пермских древностей
— за Детскую палеонтологическую конференцию; - Пермская художественная галерея
— за образовательную программу «Музей ощущений для детей с особенностями зрения»; - Рабочая группа предприятия «ОДК
— Пермские моторы»— за создание новой экспозиции Музея истории пермского моторостроения; - Пермская краевая филармония и коллектив «Хорус-Квартет»
— за концертную программу «Стихи Чердыни Великой»; - А также худрук Уральского государственного камерного хора Пермской филармонии Владислав Новик и артист Пермского академического Театра-Театра Владимир Гинзбург в номинации «Честь и достоинство»
Эта информация была бы неполной, если не добавить, что в первоначальном списке, предложенном экспертным советом, не было «Травиаты» и «Хорус-квартета». Кроме того, эксперты большинством голосов утвердили включение в список Центра городской культуры (ЦГК), но он загадочным образом там так и не появился
Подготовку списка лауреатов осуществляет КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры»
Утверждение окончательного списка лауреатов происходит в два этапа: сначала на экспертном совете, который имеет статус рекомендательного органа, затем на комиссии Законодательного собрания. После список попадает на утверждение краевым депутатам, и если они его утверждают (а они его утверждают), то лауреаты получают свои премии.
В этом году из 23 заявок нужно было выбрать 10 лауреатов. Почему-то все заявки чиновники из КГАУ сгруппировали в семь номинаций, хотя никаких номинаций в Положении о премии не предусмотрено. Пул экспертов тоже разбили: по каждой номинации работало по три эксперта, и им направляли только те работы, которые значились в их номинации. При этом на заключительном заседании эксперты выбирали 10 лауреатов
Что это означает? Получается, что каждый эксперт подробно знакомится с номинантами только по своей номинации, а голосовать ему приходится за всех. Такая организация работы очень удивила экспертов, о чём они и высказались председателю совета
Недоумение вызвал и подбор номинантов, и распределение их по номинациям: так, самодеятельная театральная постановка из села Елово конкурировала со спектаклем Театра-Театра, который номинировался на «Золотую маску», и со спектаклем Театра оперы и балета, который эту «Маску» получил, а сборник стихов самодеятельного поэта из Чайковского
Казалось бы, тех, кто выше прочих на голову, в таком подборе видно издалека. По оценке некоторых экспертов, «суперпроектов» было два: «Травиата» Пермского театра оперы и балета в номинации «Новое произведение» и Центр городской культуры, выступавший в просветительской номинации. Но именно вокруг этих номинантов и разгорелись самые жаркие споры.
Здесь надо сказать о том, что за люди
Часть совета состоит из молчаливых «воздержантов»
Исходя из всех этих обстоятельств, нетрудно понять, что именно вокруг «Травиаты» и ЦГК разгорелась самая бурная полемика.
Эксперт Людмила Корж, которая делала заключение по «Травиате», признала, что проект хороший, но, по её словам, он фестивальный и не имеет никакого отношения к Перми. По её мнению, подобные проекты для Перми вредны, поскольку, пока тратятся средства на дорогостоящие спектакли, которые показываются только на премьере, репертуар Пермского театра оперы и балета становится всё беднее, а труппа

Возражения коллег о том, что «Травиата» после показа на Дягилевском фестивале вошла в репертуар, была показана ещё неоднократно и исполняется во многом силами постоянной труппы, эксперт не приняла. Она считает, что репертуарная «Траивата»
Людмилу Корж активно поддержали Галина Куличкина, Ольга Выгузова, Варвара Кальпиди и другие участники экспертного совета. Зазвучали и другие соображения против: в частности, что у «Травиаты» и её звезды Надежды Павловой и без этого много премий
В общем, «золотомасочный» спектакль Пермского театра оперы и балета пермские эксперты прокатили.

По поводу Центра городской культуры высказывалась эксперт Варвара Кальпиди. Она сообщила, что изучила этот проект и обнаружила, что он совсем не новый
Сложно сказать, каким образом эксперт изучал институцию, в которой ни разу не был. Трудно сказать, что именно Кальпиди считает пермскими проектами: вот, к примеру, выставка о пермском конструктивизме, блестящая работа учёных и кураторов из Екатеринбурга

На возражения о том, что Центр провёл за год более 100 событий, и отнюдь не только выставок, как это было в Музее советского наива, но и фестивалей, кинопоказов, лекций, дискуссий, мастер-классов, театральных представлений, на которых побывали бесплатно (!!!) десятки тысяч зрителей

Сложно сказать, была ли эксперт просто не в теме, или это предвзятое отношение к руководителю Центра городской культуры Надежде Агишевой (на это намекают, например, её комментарии в «Фейсбуке»).
Тем не менее, эксперты, вопреки мнению Кальпиди, проголосовали за этот проект. Точнее, большинство
Казалось бы, Надежду Агишеву с командой можно поздравить. Некоторые из экспертов даже поторопились это сделать, однако проект в качестве номинанта так и не появился в списке, который был подан на утверждение на комиссию при Заксобрании. Почему? Это, наверное, самая большая загадка в этой истории и самый большой вопрос к краевому минкульту
Так прошёл экспертный совет
Когда стало очевидно, что призванные Законодательным собранием общественники склонны дать премию «Травиате», Людмила Корж демонстративно покинула заседание.
Под давлением представителей краевого минкульта шорт-лист покинули такие, казалось бы, благополучные и бесспорные «Большие манёвры на Хохловских холмах»: они оказались в своей номинации соперником «Хорус-квартета», заявленного Пермской филармонией. Ну, в самом деле, разве можно оставить филармонию с одной-единственной премией, да и то
Кстати, премии «за честь и достоинство» Владиславу Новику и народному артисту России Владимиру Гинзбургу присудили абсолютно безоговорочно и единогласно и эксперты, и комиссия, а некоторые даже пытались голосовать двумя руками.
Окончательное решение о том, кто станет лауреатом, примут депутаты Законодательного собрания Пермского края. Обычно эта стадия принятия решения
Для полноты картины надо ещё сказать, что информация о шорт-листе охранялась минкультом тщательнее, чем государственная тайна. Эксперты боялись рот раскрыть. Страсти нагнетались всеми возможными способами.
Всё это говорит о том, что в истории с присуждением премий нужно что-то менять. Прежде всего, иначе подходить к формированию пула экспертов. Было бы гораздо лучше, если бы эксперты работали профессионально, возможно, получая за это деньги, потому что профессиональная экспертиза проектов
Присуждение краевой премии
Рекомендуем почитать


Новое на сайте

В Перми почтили память Бориса Немцова


Коты, кошки и котята. Семь книг про хвостатых и усатых
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь