X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Олеся Филатова

Возвращение к жизни и образ бессмертия. Артём Филатов и его работы

22 августа в Музее современного искусства PERMM открывается подростковая летняя арт-резиденция «Я НЕ С КРАЮ». Десять дней ребята будут работать с самоощущением в родном районе и городе. А руководителем процесса станет Артём Филатов — молодой нижегородский художник.

Артёму нет и тридцати, а за его плечами уже не один реализованный крупный проект. Филатов принимал участие в IV Московской биеннале молодого искусства (2014), презентовал собственную выставку Tabula (2015), выступал как сокуратор большого выставочного проекта «Жизнь живых» (2016), отстоял в родном городе пустующее здание бывшего Музея нижегородской интеллигенции (2017).

Последний на данный момент масштабный проект вообще вышел за рамки всего, что до этого делал художник: вместе с Алексеем Корси Филатов представил зрителю «Сад им.» во внутреннем дворе нижегородского крематория (2019). А всё началось с личной инициативы не дать иной — не помпезной и не центральной — части Нижнего Новгорода умереть.

Поначалу Артём сам расписывал полусгнившие и заброшенные деревянные постройки: на фасадах появлялись различные виды растений. Немного позднее художник стал украшать уже жилые деревянные дома — с разрешения хозяев. В 2014 году Филатов стал одним из организаторов фестиваля уличного искусства. Вместе с Тимофеем Радей, Владимиром Чернышовым, Стасом Добрым, Андреем Оленевым и дуэтом «ТОЙ» «Новый город: Древний» вдохнул новую жизнь во многие строения Нижнего Новгорода.

«Одуванчик» (2013) Фото: Личная страница Артёма Филатова на «Фейсбуке»
«Сирень» (2015) Фото: Личная страница Артёма Филатова на «Фейсбуке»

«Однажды кто-то опередил меня и сказал, что мои работы похожи на „дневники культуролога“», — так определяет своё творчество Артём. Но помимо осмысления места природы в жизни общества и работы с городским пространством, Филатов работает с понятиями «смерть» и «жизнь», «скорбь» и «память».

В 2014 году на IV Московской биеннале молодого искусства Артём Филатов и Владимир Чернышов Владимир ЧернышовНижегородский художник, исследующий народные традиции и формы культурной памяти и трансформации архетипических образов в современной культуре. представили совместную работу «Пустой дом» — инсталляцию, для создания которой художники использовали не один десяток деревянных досок. Можно сказать, этот покосившийся дом стал символом течения жизни — процесса смены деревянных избушек на панельные многоэтажки.

«Пустой дом» (2014) Фото: Личная страница Артёма Филатова на «Фейсбуке»

Через год нижегородские художники презентовали первую персональную выставку Tabula. Там они затронули вопрос значения природы в жизни человека — заложен ли в природе смысл или человек сам наделяет её смыслами, ему необходимыми.

Фрагменты экспозиции Tabula (2015) Фото: artwingallery.com/artist/12
Фрагменты экспозиции Tabula (2015) Фото: artwingallery.com/artist/12

Год спустя после Tabula, нижегородский филиал Государственного центра современного искусства открыл свои двери с выставкой «Жизнь живых», кураторами которой выступили Алиса Савицкая Алиса СавицкаяНижегородский художник, куратор, начальник отдела выставок Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО (Арсенал). и Артём Филатов. Основную мысль выставочного проекта можно сформулировать так: тот, кто встаёт на охрану природы, культуры, архитектурного городского облика становится мешающим, как растение-сорняк, фактором для коррупционной системы. Всё, что остаётся человеку, — это наблюдать за тем, как традиционный город наполняется бесконечными многоэтажками.

Фрагмент экспозиции «Жизнь живых» (2016) Фото: Официальной страница выставки «ВКонтакте»

Однажды Артём обратил внимание на заброшенное в центре города здание бывшего Музея нижегородской интеллигенции. И решил вернуть его к жизни — вместе с другими нижегородскими художниками Артём подготовил выставку «Обратно домой». Эта выставка о прежних обитателях здания. Когда-то здесь располагалась квартира сестёр Невзоровых — революционерок, у которых в начале двадцатого века останавливался Ленин. Во второй половине XX века здесь был открыт Музей нижегородской интеллигенции — тогда была воспроизведена домашняя обстановка Невзоровых. В 2017 году Артём вместе с коллегами сначала восстановили водо- и энергоснабжение, а после — атмосферу самого музея.

Дом Музея нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, улица Максима Горького, 127 Фото: Артём Филатов
Книга почетных посетителей Музея-квартиры Невзоровых в экспозиции выставки «Обратно домой» (2017) Фото: Артём Филатов

В настоящий момент для Филатова самым глобальным и, по словам художника, самым трепетным проектом стал «Сад им.» — мемориальный терапевтический ботанический сад, расположенный во внутреннем дворе частного нижегородского крематория. Это более 120 видов растений, свойственных для природы средней полосы, и звуковая инсталляция. Из рупорной колонки посетители сада могут услышать песню в исполнении оперной певицы Зои Петровой, в которой на латыни перечисляются названия внутренних органов человека. Артём работал над «Садом» вместе с Алексеем Корси Алексей КорсиСовременный художник, куратор, педагог. Ведёт курс по композиции в школе фотографии им. Родченко.. Художники представили его в 2019 году и собираются над ним работать в долгосрочной перспективе.

«Сад им.» (2019) Фото: Официальная страница проекта на «Фейсбуке»

Задача «Сада им.» — дать человеку возможность побыть наедине с теми, кого уже нет в этом мире, но кто продолжает жить в мыслях и чувствах. Поэтому каждый может прийти в крематорий, зарегистрировать имя умершего на сайте и, тем самым, символически посвятить ему одно из растений сада.

«На этот раз мне хотелось сделать не работу на тему смерти, а высказывание на её территории. Территории, где на самом деле много живых людей и проходят определённые социально-политические процессы», — так говорил Артём в интервью интернет-ресурсу «Артгид».

«Сад им.» (2019) Фото: Официальная страница проекта на «Фейсбуке»

Желание высказаться на территории смерти стало причиной выбора места: художники реализовали свои идеи на территории крематория. Для Артёма «Сад» — образ бессмертия, ведь природа живёт независимо от того, присутствует в ней человек или нет. И процесс рождения и смерти трав, цветов, деревьев непрерывен. К тому же, «Сад им.» стал актуальным высказыванием на тему смерти: по словам художника, этот проект побуждает дискуссию о сознательном отношении смерти и индустрии, связанной с ней.

«Замалчивая тему смерти, „оберегая“ её, мы только даём большую силу страху и наносим травму себе и близким. Даже если мы боимся рассказать своему ребёнку о том, что людям свойственно умирать, а дедушка с бабушкой не уехали в кругосветное путешествие, молодой человек сам столкнётся с изображением смерти в культуре, литературе, в новостных сводках», — объясняет Артём.

По мнению художника, тема смерти не табуирована — просто пока есть совсем немного способов, чтобы проговаривать её.

До пермской арт-резиденции Артём уже работал с подростками на стыке искусства, образования и городских исследований. К молодым ребятам художник относится так же, как и ко взрослым, не делая ненужных упрощений:

«Мне кажется, что молодёжные программы должны быть максимально адаптированы под аудиторию, но этот процесс не должен затрагивать смысловую составляющую».

Вместе с пермскими подростками художник собирается исследовать город и в прямом значении тоже — Артём никогда здесь не бывал. И это важный фактор — «пришелец» может по-новому раскрыть уже давно привычные местным жителям вещи.

Сейчас Артём работает над несколькими проектами одновременно. Один из них — выставка в пермском Центре городской культуры, которая откроется осенью. В этой выставке нижегородский художник участвует в качестве одного из кураторов.

***

Артём Филатов — нижегородский художник и куратор, лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация-2018» в номинации «Региональный проект», лауреат премии банка Credit Suisse и ярмарки Cosmoscow для молодых художников (2017), лауреат грантовой программы Музея «Гараж» для художников, работающих в сфере актуального искусства (2016). Также работы Артёма попадали в лонг-лист премии Кандинского (2015) и премии Сергея Курёхина (2014).

***

Читайте также: Наравне со взрослым. Как PERMM учит детей и подростков самовыражению

Рекомендуем почитать

«Я до сих пор на слуху у всех как местная шалава». Истории пермских школьниц, которые работали вебкам-моделями

Карина Соловьёва

«Всё, что нас окружает, нарисовано художниками»: дискуссия о том, зачем городу современное искусство

Иван Козлов

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын

Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+