X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Пресс-служба музея PERMM

«Это деморализует художника». В Перми пройдёт фестиваль «Стенограффия», в рамках которого разрисуют фасады на заданные темы

Власти Перми анонсировали фестиваль граффити, который будет посвящён 300-летию города. В центре на фасадах и заборах художники напишут муралы на темы «Пермь промышленная», «Пермь культурная», «Пермь спортивная» и «Спасибо врачам». Оператором мероприятия стал Центральный выставочный зал, а название совпадает с фестивалем граффити в Екатеринбурге. Выясняли, где и что собираются рисовать, какое отношение к этому имеет фестиваль из соседнего города и почему эксперты считают, что «Стенограффия» испортит городскую среду.

Центральный выставочный зал (ЦВЗ) объявил старт фестиваля граффити «Стенограффия — Пермь». Он проводится в рамках молодёжного фестиваля «Место силы — Пермь» при поддержке городского департамента культуры и молодёжной политики.

В положении фестиваля говорится, что в России граффити «чаще всего воспринимают как вандализм, ведь в связи с нехваткой легальных площадок для рисования граффитчики используют в качестве холста стены домов, заборы, заброшенные постройки». «Стенограффия — Пермь» поможет «взглянуть на граффити и стрит-арт как на неотъемлемую часть российского уличного искусства».

«Стенограффия — Пермь» проводится по принципу конкурса. До 20 августа уличные художники и творческие команды подавали заявки с эскизами. Лучшие из них выберет оргкомитет фестиваля, после чего работы будут реализованы. По условиям конкурса, на эскизе художники должны отразить одну из тематик: «Пермь промышленная», «Пермь культурная», «Пермь спортивная» и «Спасибо врачам». Поскольку фестиваль посвящён празднованию 300-летия города, на эскизах должна быть ещё и символика «Пермь-300».

Предполагается, что муралы будут нанесены на согласованные администрацией фасады зданий и заборы. Вот их список:

  1. Ул. Данщина, 1а — бетонный забор АО «Пермский мукомольный завод».
  2. Ул. Сибирская, 53/ул. Революции, 26 — боковой фасад жилого дома.
  3. Ул. Революции, 28 — боковой фасад жилого дома.
  4. Ул. Революции, 30 — боковой фасад жилого дома.
  5. Ул. Газеты Звезда, 42/ул. Революции, 32 — боковой фасад жилого дома.
  6. Ул. Братьев Игнатовых, 2 — бетонный забор ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. М. А. Тверье».
На фасадах хрущевок по улице Революции планируют создать граффити Фото: Центральный выставочный зал

Организатор фестиваля обеспечит художников расходными материалами. Про оплату в условиях сказано витиевато: «авторы могут награждаться благодарственными письмами и дополнительными наградами, предоставляемыми организатором, спонсорами и партнёрами фестиваля».

Пермский фестиваль носит название известного фестиваля в Екатеринбурге Stenograffia. Директор Центрального выставочного зала Марина Фельдблюм утверждает, что задание провести фестиваль под брендом «Стенограффия» дала администрация города — учредитель ЦВЗ.

Stenograffia — один из крупнейших российских фестивалей искусства граффити, в котором принимали участие известные художники. Переговоры с организаторами начались ещё в прошлом году, но провести фестиваль тогда помешала пандемия коронавируса:

«История перенеслась на этот год. Но в Екатеринбурге фестиваль заканчивается в конце августа, а у нас он только начинается. Поэтому изначально они не включили Пермь в число городов проведения фестиваля, мы решили провести его отдельным блоком под названием „Стенограффия — Пермь“. Екатеринбургская команда согласилась стать куратором пермского фестиваля», — говорит руководитель ЦВЗ.

По её словам, площадки для фестиваля были согласованы с городским департаментом по градостроительству и Институтом территориального планирования.

На вопрос, почему была привлечена к организации фестиваля команда из Екатеринбурга, она ответила, что в Перми в сфере уличного искусства и паблик-арта не хватает разнообразия:

«В Перми долгие годы к реализации проектов на улицах не допускали многих художников. Однако уличное искусство демократично. „Стенограффия“ в Екатеринбурге существует 12 лет, фестиваль известен во многих городах России. В этом году он пройдёт у нас, пусть пермяки посмотрят на работы и выскажут своё мнение. Здоровая конкуренция не помешает — в том числе искусству».

Она добавила, что в планах сделать фестиваль ежегодным и к 2023 году задействовать различные городские локации.

Команду екатеринбургского фестиваля пригласили поучаствовать в пермском проекте, подтвердил интернет-журналу «Звезда» руководитель Stenograffia Константин Рахманов:

«Но пока мы не договорились. Нам хотелось бы принять участие в пермском проекте, но нужно обсуждать два момента. Во-первых, в положении конкурса прописана тематика работ, но Stenograffia не работает с тематикой: художники сами разрабатывают концепцию исходя из того, в каком месте они рисуют. Художники тщательно изучают город и предлагают на основе этого собственную концепцию. Мы сейчас ведём переговоры, как раз чтобы изменить это условие конкурса».

Второй момент, который беспокоит екатеринбургскую команду, — это локации:

«В положении конкурса прописаны два вида поверхностей: кирпичные стены и заборы. Для художников это неудобно, хорошие работы на них не создать. Тем более, на фасаде домов есть окна. Поэтому ещё один момент, который мы обсуждаем, — отказаться от этих поверхностей».

По словам Рахманова, если договориться по этим пунктам с пермскими организаторами не удастся, то фестивалю придётся сменить название:

«Stenograffia — это зарегистрированный товарный знак, бренд. Мы являемся лицом проекта и привыкли делать круто. Если мы не зафиксируем в положении наши пожелания, пермскому фестивалю придётся сменить название».

Марина Фельдблюм сказала, что переговоры должны продолжиться на следующей неделе, когда команда из Екатеринбурга приедет в Пермь и познакомится на месте со всеми предложенными локациями.

У фестиваля «Стенограффия — Пермь» формальная концепция и странный выбор локаций, считает директор пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева. По её словам, любой фестиваль паблик-арта должен поддерживать художников и работать с городской средой, улучшать её качество. В рамках же пермского фестиваля на фасадах хрущёвок предполагается создать разнородные стилистические проекты.

«Концепция фестиваля написана формально. Мне непонятна роль Центрального выставочного зала в этом проекте, который приглашает кураторов со стороны».

Также руководитель PERMM считает, что екатеринбургский фестиваль не лучший пример реализации идей уличного искусства:

«Они не отстаивают творческую свободу и неделикатно относятся к городской среде. Stenograffia часто выполняет заказные работы, а это деморализует художника. Я против таких подходов».

Бетонный забор АО «Пермский мукомольный завод» на ул. Данщина, 1  Фото: Центральный выставочный зал

Опрошенные нами пермские художники рассказали, что им было предложено поучаствовать в фестивале, однако многие отказались из-за того, что темы заранее заложены в положении, а также не предусмотрено вознаграждение за работу. Это, по мнению экспертов, приведёт к тому, что в конкурсе не примут участие известные мастера, способные предложить качественные изображения.

В рамках фестиваля будут задействованы фасады домов, которые попадают в границы объектов культурного наследия, обращает внимание депутат Пермской городской думы Надежда Агишева. На августовском пленарном заседании дума должна закрепить изменения в Правилах благоустройства Перми, ограничив размещение граффити на улицах.

«Договорились, что к определению мест по возможному размещению граффити и муралов будем подходить через проведение историко-культурной экспертизы. Цель — не допустить вреда для визуального восприятия памятников и ансамблей. По идее после проведения такой работы могла бы появиться некая база поверхностей (фасадов, заборов) для возможного размещения объектов уличного искусства. Потом в этой логике можно было принимать решение о конкурсах или других формах привлечения современных художников для выполнения работ. Думаю, что здесь нам бы очень помогла экспертиза крутых кураторов паблик-арт-проектов Музея PERMM. К 300-летию мы смогли бы создать действительно эффектные работы, в том числе с элементами соучастного проектирования концепций таких работ», — написала Надежда Агишева у себя в «Фейсбуке».

По словам депутата, выбранные для фестиваля локации, хрущёвки на улице Революции, находятся в зонах объектов культурного наследия. А темы фестиваля — это иллюстрации по госзаказу.

«Очередной бюрократический бред. Не уверена, что собственники квартир в этих домах дали согласие на роспись стен. А это обязательное условие для размещения уличного искусства на фасадах. Это жителям центра ещё один подарок к 300-летию. В дополнение к череде мемориальных объектов в аллеях на Сибирской и забетонированной площадке в Театральном сквере».

По словам начальника управления архитектуры и городского дизайна департамента градостроительства и архитектуры Сергей Карасева, концепцию преобразования улицы Революции разработал Институт территориального планирования. В концепции предусмотрено размещение граффити на боковых фасадах многоквартирных жилых домов по ул. Сибирской, 53, ул. Революции, 28, 30, ул. Газеты Звезда, 42.

«Мне кажется, для этого и проводится конкурс, чтобы выбрать наилучший вариант, показать жителям и одобрить у них. И согласовать с Инспекцией по охране объектов культурного наследия. Необходимо максимально широко раскрыть данную тему, привлечь большое количество художников и наконец-то улучшить качество городской среды новыми современными способами».

Интернет-журнал «Звезда» направил запрос в администрацию Перми с просьбой объяснить, кто и как согласовывал площадки для фестиваля и какова была процедура согласования фасадов с жителями домов. На момент публикации статьи ответ в реакцию не приходил.

Рекомендуем почитать

«Боль и стыд». Реакция социальных сетей на намерение властей ликвидировать «Мемориал»*

Юрий Куроптев

«В каждом есть импульс творчества». Куратор Георгий Никич — о народном искусстве, производстве будущего и пермской культурной революции

Юрий Куроптев

«Государственная семейная политика консервативна». Почему новость о свадьбе Дмитрия Махонина стала столь резонансной

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Собирая красную розу: об архивной выставке Александра Жунева в ЦГК

Иван Козлов

«Территория семьи» собрала более 700 тыс. рублей за один вечер. Это самое большое пожертвование за всю историю организации

Максим Артамонов

С 10 января все трамваи и три автобуса Перми будут работать без кондукторов

Стелла Феоктистова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+