X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Максим Артамонов

Деревья и люди. Заксобрание Пермского края приняло закон «Об озеленённых территориях» в первом чтении

Законодательное собрание рассмотрело и приняло в первом чтении проект закона «Об озеленённых территориях». До этого проект был рассмотрен и поддержан профильными комитетами. Окончательно закон будет одобрен не ранее весны следующего года: приём поправок ко второму чтению продлится до 1 марта. Мы прочитали проект и рассказываем о самом важном.

Прежде в регионе подобного закона не существовало. Нормы защиты зелёных насаждений установлены на федеральном уровне, а на муниципальном регулируются правилами благоустройства отдельно взятых населённых пунктов, например Перми. Такая система приводила к многочисленным конфликтам и жалобам в сфере озеленения: только в Перми за последние пару лет можно насчитать десятки. Предполагается, что новый закон снизит их количество за счёт установления более детальных правил обращения с озеленёнными территориями и усиления их защиты. Также большой проблемой стало неудовлетворительное состояние зелёных насаждений от повреждений и отсутствия необходимого ухода, которое в результате нередко и становится причиной или поводом для сноса.

Подобная проблема существует и в других регионах, потребность в них постоянно обсуждается на всероссийских конференциях экологов. Но на сегодняшний день аналогичный по смыслу закон принят пока только в 17 субъектах федерации.

Почему и кем был разработан закон

Экологи и общественники говорили о необходимости закона, который бы усилил защиту зелёных насаждений, очень давно. Начало его разработки связано с политической волей губернатора Пермского края: около года назад он дал соответствующее распоряжение.

Дмитрий Махонин (справа)

Закон об озеленённых территориях был разработан минприроды Пермского края с привлечением учёных-экологов, общественников, имевших возможность ознакомиться с его проектом и высказать замечания на предварительных обсуждениях.

Основная цель закона

Основная цель закона — защита зелёных насаждений в городах Пермского края. В частности, в законе установлен приоритет сохранения озеленённых территорий во время строительства, реконструкции, благоустройства и тому подобного. Отдельно отмечается, что прежде такого объекта охраны, как озеленённая территория, в правовом поле Пермского края не существовало: охранялись только отдельные зелёные насаждения — деревья, кустарники, газоны.

Новый закон позволяет обеспечить охрану как самих зелёных насаждений, так и связанных с ними территорий и объектов, а именно земель, на которых произрастают зелёные насаждения, а также территорий, на которых расположены природные или искусственно созданные садово-парковые объекты. Кроме того, закон решает вопросы воспроизводства, ухода за растениями и их учёт.

Какие новые права получают жители

Новый закон предусматривает возможность общественного патронирования зелёных территорий: это могут быть планирование и реализация мероприятий по озеленению, уходу и посадке. Если такая инициатива возникнет, она может быть реализована через создание общественных объединений, которые должны проинформировать территориальный орган власти о своих планах, а согласование действий с властью необходимо только в случае, если речь идёт о природно-рекреационных территориях.

К числу прав муниципалитетов отнесено создание и ведение ГИС по вопросам использования, содержания, воспроизводства и охраны озеленённых территорий. Такие ГИС будут доступными для использования любому желающему.

Кроме того, закон закрепляет механизм информирования общественности о предстоящей работе органов власти с зелёными насаждениями. Предполагается, что жителям будет предоставляться информация о количестве деревьев, планируемых к сносу, причинах сноса и компенсационных мерах. Информирование будет осуществляться двумя путями: через сайт администрации города и размещение на месте сноса, на информационных аншлагах. Если речь идёт о сносе деревьев на частных территориях, правообладатели должны организовать информирование сами: направить данные для размещения на сайте администрации и установить аншлаги.

Как расширяются права города в области защиты деревьев

Прежде всего, муниципалитеты наделяются полномочиями ведения реестра озеленённых территорий, в котором указаны наличие зелёных насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст, а также экспертная оценка их состояния. Реестр должен быть размещён на публичном информационном ресурсе и обновляться не реже, чем раз в год.

Муниципалитеты получают полномочия в рамках правил благоустройства устанавливать правила нормативного содержания зелёных насаждений и требовать их исполнения на территориях всех категорий.

Если закон будет одобрен, снос зелёных насаждений сможет быть осуществлён лишь по разрешению органа местного самоуправления. Это касается и деревьев, расположенных на участках многоквартирных домов. Решение будет приниматься с учётом состояния деревьев. Необходимость введения такой нормы связана с тем, что, по данным управления по экологии и природопользованию, более половины жалоб по сносу деревьев касаются территорий многоквартирных домов.

Фото: Максим Артамонов

А в отношении уникальных деревьев решение о сносе принимается по результатам публичных обсуждений с населением.

Закон устанавливает обязанность для граждан и юридических лиц не допускать повреждения и уничтожения зелёных насаждений. При этом само понятие «уничтожение зелёных насаждений» определяется, среди прочего, как «воздействие, которое привело к нарушению целостности кроны, ствола, ветвей древесно-кустарниковой растительности, их корневой системы, повреждению надземной части и повлекло прекращение их роста, гибель или утрату в качестве элемента ландшафта». Таким образом нормативный акт делает возможным наказание виновных в варварской обрезке деревьев.

Также благодаря закону муниципалитеты получают полномочия рассчитывать ущерб от незаконной вырубки зелёных насаждений и предъявлять его в суде.

Установлено, что компенсационные посадки или уплата восстановительной стоимости являются обязательными во всех случаях сноса, повреждения или уничтожения зелёных насаждений. Закон требует проводить компенсационное озеленение равноценными или более ценными видами зелёных насаждений. И только при отсутствии физического места для посадки деревьев возможна компенсация крупномерными кустарниками из расчёта не менее 5 штук за одно вырубленное дерево или по согласованию с властями посадка деревьев в месте, максимально приближённом к месту сноса.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь