Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.
Как смотреть на картины. Глава из книги Сьюзен Вудфорд о том, почему портреты могут рассказать не только о внешности изображённых людей
Американский историк искусств Сьюзен Вудфорд написала популярную книжку «Как смотреть на картины». Рассматривая истоки, сюжеты и композиции более ста картин, созданных в разных странах и в разные времена, исследователь расширяет наше представление о живописи. В увлекательном тексте описываются основные проблемы, с которыми на протяжении истории искусства сталкивались художники, и найденные ими решения. С разрешения издательского проекта «А+А» — совместном импринте дизайн-студии ABCdesign и Ad Marginem — интернет-журнал «Звезда» публикует главу, посвящённую портретам в живописи.
Столетиями художники зарабатывали на жизнь, исполняя портреты; некоторые занимаются этим и сейчас. Портреты популярны по двум причинам: тем, кто на них изображен, нравится, что их черты остаются запечатленными для потомков, а тем, кто на них смотрит, нравится узнавать, как выглядели люди в далекие времена.
Групповые портреты
Портрет не обязательно должен быть индивидуальным
Самые ранние из известных групповых портретов изображают городских ополченцев; типичный пример
В Голландии продолжали писать групповые портреты вплоть до конца XVII века, но художников к тому времени больше интересовало создание картин, которые могли бы не только удовлетворить заказчиков, но и обрести собственно живописные достоинства. Так что когда в 1616 году Франс Халс запечатлел банкет офицеров роты Святого Георгия, он постарался оживить полотно, придав ему максимум выразительности. Вместо того чтобы равномерно рассадить статичные фигуры вокруг стола, живописец объединил их участием в главном событии
Халс запечатлел офицеров роты максимально правдиво. При этом, хотя он следовал задаче выполнения заказа столь же усердно, как и Антонис, ему удалось создать более интересное произведение. Художник никому не польстил и никого не выделил среди других, но в каждом увидел неповторимую индивидуальность. Этого мы обычно и ждем от портрета: изображенный на нем человек должен быть показан в точности таким, какой он в жизни.
Один человек глазами разных художников
Однако такие ожидания могут оказаться неоправданными. Давайте рассмотрим два портрета одной и той же женщины
Более ранний портрет (слева) был написан Хансом Мемлингом примерно в 1470 году, а более поздний (справа)
Изображая Марию Портинари, Хуго ван дер Гус подробно прописал мельчайшие детали: бесчисленные кропотливо наложенные мазки соединились, чтобы очертить впалые щеки, длинный нос и напряженное выражение лица модели. Между тем на портрете Мемлинга Мария выглядит весьма легкомысленной: лицо ее лишено той суховатой жесткости, которую раскрыл в ее характере ван дер Гус. И хотя здесь Мария гораздо миловиднее, в ее облике недостает глубины и напряжения, которое обнаруживает более поздний портрет. Мемлинг выполнил свою работу не менее тщательно и добросовестно, чем ван дер Гус, поэтому мы едва ли когда-нибудь узнаем, первый ли польстил своей модели, второй ли добавил сложности ее неглубокому характеру и запечатлел ли хотя бы один из этих портретов Марию Портинари такой, какой она была в действительности.
Как на самом деле выглядит человек
— одно дело, а каким он хочет казаться— совсем другое. Для публичных персон второе часто куда важнее первого. Все мы сегодня знаем, насколько серьезно подходят к созданию своего «имиджа» политики. Благородные особы прошлого относились к своему образу не менее трепетно. Лишь часть задачи королевского портрета составляло физическое сходство: король должен был выглядеть на портрете как настоящий монарх.
Удалось ли Жану Клуэ удовлетворить этому требованию в Портрете Франциска I (сверху)? Король богато одет и занимает центральное положение на холсте. Однако если сравнить эту работу с Портретом Франциска I кисти великого Тициана (внизу), сколь разительной покажется разница между ними!
Самоуверенный поворот головы, величественная осанка и властный размах плеч придают французскому монарху на картине Тициана особую стать. Хотя живописец не видел портретируемого
Портрет как произведение искусства
Иногда портрет
Пять лет спустя Пикассо сделал еще один портрет Воллара; это превосходный рисунок в традиционном стиле. Фигура и фон явственно отделены друг от друга. Сам портретируемый, стул, на котором он сидит, его одежда, окружающая его обстановка
Портреты по воображению
Иногда главная задача портрета
Типичен в этом отношении случай, когда художник должен изобразить человека, которого он никогда не видел. Например, со времен классической древности существует традиция, в соответствии с которой текст книги должен сопровождаться портретом ее автора. Если книга оказывалась одним из Евангелий
Как это ни странно, среди наиболее проникновенных портретов в истории живописи немало таких, которые написаны с опорой на одно лишь воображение. Таков Аристотель перед бюстом Гомера кисти Рембрандта (слева). Аристотель
Мраморный бюст Гомера на картине списан с античного оригинала, хотя и этот оригинал был выполнен не с натуры: он создан примерно через шестьсот лет после смерти поэта-сказителя. Несмотря на то что уже тогда никто не знал, как выглядел вдохновенный слепец, автор этой работы
Перевод Екатерины Куровой.
***
Читайте также:
- Как стать счастливым? Философ Люк Ферри об античных стоиках и современности.
- Должны ли заёмщики платить по долгам? Социолог Уле Бьерг о философии и политике денег.
- «Сон рождает чудовищ». Биолог Александр Панчин объясняет, почему люди верят в мистических существ, экстрасенсов, астрологию и магию.
- «Петруха и медсестра»: отрывок из книги Ольги Романовой «Русь сидящая».
- «Элегантно обволакивающий дурман»: три рецепта коктейлей из книги «Конец воздержанию!».
- Женщины соблазнённые и женщины публичные. Глава из книги Антуана Лилти «Публичные фигуры: изобретение знаменитости».
- От Бердичева до Бабьего Яра. Главу из книги Льва Симкина об одном из величайших злодеев Второй мировой войны.
Новое на сайте
В отношении экс-депутата Госдумы Алексея Бурнашова заведено уголовное дело по статье о применении насилия к представителю власти
Умер пермский писатель Семён Ваксман. Ему было 85 лет
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+