X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

Во что обходится содержание чиновников: Россия и Пермский край

О том, как живётся народу в кризис, написано немало. Доходы у людей упали настолько, что им, согласно соцопросам, часто приходится выбирать в магазине продукты более дешёвые, чем те, которым они отдавали предпочтение раньше. Гораздо меньше известно о том, как эта ситуация затронула чиновников.

Открытые официальные источники, особенно региональные, содержат лишь скупую информацию о количестве чиновников и уровне их зарплат. Например, органы статистики в своих отчётах объединяют в одну строку несколько групп госслужащих: «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование». Наиболее точные данные об объёмах затрат на оплату труда чиновников содержатся в сводных отчётах Федерального Казначейства, но они не включают в себя информацию об их численности.

Тем не менее ряд выводов всё-таки сделать можно.

То, что средний чиновник за свою работу получает больше, чем среднестатистический житель, в России является обычной практикой. Например, в среднем по России разница в месячной номинальной начисленной заработной плате всех занятых в экономике и чиновников в последние годы колеблется в пределах 35 %. Так, например, обстоит дело в Свердловской области.

Расхождение в доходах чиновников и обычных граждан по всей России резко изменилось в 2012 году. Тогда президентом страны был вновь избран Владимир Путин. На примере Прикамья это выражается так: в 2000-2001 годах разница составляла 25 %, в 2013 году — уже 45 %. Впрочем, в 2014 году эта дельта снизилась до 37 %. Интересно, что в Пермском крае и в Самарской области, в 2012 году сменились губернаторы и динамика цифр в этих двух регионах очень похожа.

В абсолютных значениях заработная плата чиновника в Пермском крае составляла в 2014 году 37,2 тыс. рублей в месяц, а средний работающий человек в нашем регионе получал 27,1 тыс. Однако, как следует из данных официальной статистики, за первые полгода 2015-го средняя зарплата чиновников снизилась на 1 тыс. рублей.

Если продолжить сравнение с регионами-соседями, средний чиновник всюду получает примерно одинаково — с поправкой на районный коэффициент. Разве что в Свердловской области зарплаты побольше: почти 40 тыс. рублей в месяц в 2014 году.

А вот разница в доходах первых лиц регионов весьма существенна, даже если брать регионы, близкие по уровню экономического развития и географии. Например, губернатор Пермского края в 2014 году в среднем в месяц зарабатывал 357 тыс. рублей. Меньше него задекларировали губернаторы Свердловской (302 тыс. рублей) и Самарской (274 тыс. рублей) областей. Зато есть и главы регионов, доходы которых гораздо выше: 640,5 тыс. рублей в Башкортостане, 702 тыс. рублей в Нижегородской области и 986 тыс. рублей в Татарстане, правда, с учётом продажи автомобиля.

Между главами столиц регионов расслоение не такое сильное, но оно тоже есть. Среднемесячный доход мэра города Перми в 2014 году был равен 296 тыс. рублей (для сравнения: в 2012-м Игорь Сапко зарабатывал 232 тыс. в месяц). На 100 тыс. меньше задекларировал мэр Екатеринбурга, на 100 тыс. больше — глава Уфы. Отдельное место в этом ряду занимает мэр Нижнего Новгорода, среднемесячный доход которого в 2014 году составлял 12,9 млн рублей, а общий по году — 154,7 млн рублей.

Количество чиновников, а точнее, их доля в численности работающего населения тоже серьёзно влияет на цену, которую общество платит за госаппарат. Здесь Пермский край превзошёл своих соседей. В Самарской области чиновники в 2014 году составляют 5 % от всех занятых в экономике, в Свердловской области — 6,5 %, а у нас — 7 %. Правда, эта доля не всегда была такой: 4 % в 2000 году, в 2005-м — уже 5,5 %, в 2010-м — 6,1 %. В абсолютном значении их количество по оценкам, основанным на данных Пермьстата, в прошлом году превысило 80 тыс. человек.

В последние годы, ещё до начала кризиса, в нашем регионе действовала тенденция медленного сокращения численности занятых, и за последние 4,5 года их количество снизилось на 8 %. Количество чиновников, напротив, выросло на 6 %. Этот факт дополнительно обостряет ситуацию с более резким, чем в среднем по России, разрывом между зарплатой обычного работника и чиновника. Фонд заработной платы последних в 2010 году составлял 8 % от суммарного по всей экономике региона, а в 2014-м — уже 10 %, или 3,1 млрд рублей в год.

Надо признать, что такая тенденция характерна не только для нашего региона. Фонд заработной платы чиновников в соседней Свердловской области с 2000 по 2014 год вырос на 64 %, а по всем категориям занятых — только на 46 %. В результате на содержание аппарата приходится 9 % всех средств, направляемых на оплату труда в регионе.

А вот в Самарской области удалось сохранить статус-кво. Доля фонда заработной платы чиновников в общерегиональном показателе так и осталась на уровне 7 %, несмотря на опережающий рост окладов, произошедший, как и в Пермском крае, после смены губернатора. Это получилось благодаря сокращению числа сотрудников органов власти.

В начале 2015 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявил о своём намерении добиться увеличения эффективности расходования бюджетных средств, в том числе за счёт сокращения количества чиновников. Ориентиры были названы весьма скромные: минимум 5 % сотрудников правительства и администрации губернатора. Но даже если губернатор сократит 5 % от общего количества чиновников региона, их доля в краевом фонде зарплат снизится всего лишь на 0,5 %, в абсолютном значении — на 149,8 млн рублей в год.

Пока же с января по июнь 2015 года численность чиновников снизилась примерно на 3 %.

На зарплаты чиновников направляется 2,9 % от общего объёма расходов консолидированного бюджета Пермского края — это близко к среднему по стране показателю (2,6 %).

Почти половина этих денег, а именно 43 %, в 2014 году пошла на оплату труда высших исполнительных органов региона и местных администраций. Ещё 15 % составили зарплаты финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, 10 % — зарплаты чиновников законодательных органов региона и муниципальных образований, 6 % — зарплаты губернатора края и глав муниципальных образований. На оплату труда сотрудников судебной системы в нашем регионе в 2014 году было потрачено 3 % фонда зарплат чиновников.

По общему объёму выплачиваемой чиновникам за год заработной платы Пермский край занимает 14-е место среди всех субъектов федерации — отчасти в силу своего масштаба. Но для более объективного сравнения регионов между собой значения заработных плат нужно не только очистить от региональных коэффициентов и северных надбавок, но и привести к сравнимому виду, например пересчитать на 1 жителя. Согласно такому рейтингу наш регион является «середнячком», он занимает 46-е место из 85.

Сильнее всего в Пермском крае озабочены уровнем жизни законодательных органов (27 место из 85 регионов по уровню фонда зарплат на 1 жителя региона), сотрудников финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора (25 место), а также губернатора и руководителей муниципальных образований (36 место). В меньшей степени, чем в других регионах, в Пермском крае заботятся о работниках судебной системы (73 место из 85 регионов).

Новое на сайте

Прощай, ЖЭК-арт! В России будут штрафовать за поделки из старых шин во дворах

Юрий Куроптев

Коронавирусный дайджест. Пермь: зарегистрировано 290 случаев, умерло 10 человек, выздоровело 255

Гормоны, социальные условия, стресс. Почему женщины чаще страдают депрессией

Редакция

Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире

Сергей Якупов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+