X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Андрей Чунтомов

Что стало с Дягилевским фестивалем в 2022 году и чего ждать в будущем

На прошлой неделе завершился ежегодный Дягилевский фестиваль. В этой рассылке я, корректор «Звезды» Люба Иванова, на правах многолетнего поклонника этого мероприятия расскажу, что могло пойти так и не так на главном пермском празднике искусств в 2022 году в России.

— Само проведение Дягилевского в этом году не было очевидно до последнего момента. После двух лет пандемии фестивальная индустрия надеялась наконец отбить все убытки, понесённые из-за отмен и переносов, а зрители — добраться до многотысячных мероприятий, как в старые добрые. Но потом кое-что случилось, и за весну-2022 посыпались пачками театральные и музыкальные фестивали по всей России.

Так, ближайший по формату собрат Дягилевского, Платоновский фестиваль в Воронеже традиционно проходит в июне, но в этом году до сих пор согласует третью версию программы с областным правительством. По словам основателя «Платоновфеста», Михаила Бычкова, европейских участников уже заменили представителями стран, «которых у нас раньше не было», а даты перенесли на сентябрь, но принятие решения о проведении всё затягивается, а участники «не будут ждать середины или конца августа, размышляя, позовут их или не позовут». Для Бычкова этот «Платоновфест» последний: 6 марта он покинул пост худрука фестиваля после 12 лет работы.

Многие крупнейшие фестивали популярной музыки отменяли программу 2022 года сами. «Нашествие», уже много лет рядом с динозаврами русского рока демонстрирующее достижения Минобороны, сослалось на ковидные ограничения. Выставка достижений народного андеграунда и зарубежных звёзд «Боль» выразила свою скорбь в пацифистском посте и вернула билеты. Park Live, составлявший программу в основном из западных коллективов, написал, что провести фестиваль невозможно «ни по юридическим, ни по логистическим, ни по простым человеческим причинам». «Пикник „Афиши“» обтекаемо объяснил отмену «нынешним нестабильным миром».

Организаторы питерского STEREOLETO, напротив, заявили, что фестиваль состоится, «ведь музыка, которая объединяет, дарит надежду, свет и внутреннюю свободу, должна звучать». Из программы «по понятным причинам» исчезли все зарубежные артисты, но позже оказалось, что и этого мало, и в начале июня организаторы отменили выступление певицы Manizha. Питерский же «Отличный FEST» за день до начала лишился сразу четырёх исполнителей «в связи с обстоятельствами, не зависящими ни от нас, ни от артистов». Все четверо, по удивительному стечению обстоятельств, ранее высказывались против спецоперации на Украине.

Менее масштабные мероприятия тоже стали испытывать трудности. Скажем, 28 февраля 2021 года на площадке musicAeterna в Доме Радио состоялась премьера украиноязычного перформанса Бориса Павловича «Юдифь», который весь следующий год успешно ездил по всероссийским фестивалям и получил номинацию на «Золотую маску». Так было до марта 2022 года: новосибирский фестиваль «Один. Два. Три», в программу которого входила «Юдифь», за четыре дня до начала перенесли на конец года, а Минкульт без комментариев уволил директора «Первого театра», в котором должен был состояться показ.

Сайт Дягилевского фестиваля безмолствовал с декабря, и на фоне многочисленных отмен это молчание казалось зловещим. Тем более, что европейская судьба его художественного руководителя, Теодора Курентзиса, и оркестра musicAeterna стремительно менялась из-за базирования в России и финансирования от санкицонного банка «ВТБ». Оркестр Юго-Западного радио Германии (SWR), где Курентзис занимает пост главного дирижёра, в итоге поручился, что Теодор поддерживает «общий призыв к миру», и продолжил сотрудничество. Аналогичное решение позже принял и Зальцбургский фестиваль. Концертхаус, где у musicAeterna было анонсировано шесть концертов, провёл два, но после оживлённых обсуждений в соцсетях отменил выступление оркестра на благотворительном концерте в пользу Украины и приостановил продажу билетов на последующие концерты, пока коллектив не найдёт другой источник финансирования. Затем отменились и майские гастроли musicAeterna в Европе — на официальном сайте это объяснили условиями «логистических трудностей и общей неопределённости».

Только 14 мая Дягилевский объявил программу и сроки проведения (без всяких преамбул о «несмотря и вопреки сложившимся обстоятельствам»). До фестиваля при этом оставалось меньше месяца, а билеты и вовсе начали продавать за 2,5 недели до, и было ясно, что при таких сроках в программе стоит ждать своих да наших плюс небольшие проекты, которые удалось привлечь за пару дней до пресс-релиза. Примерно так и оказалось. Даже в пандемейном 2021-м организаторам удалось провезти на фестиваль зарубежных исполнителей и постановки; в этом году их было 0. Поредели и ряды прославленных музыкантов из России, постоянно участвовавших в фестивале: не было привычных Батагова, Осетинской и многих прочих, — «костяк» в этом году был представлен только Московским ансамблем современной музыки. Большую часть концертной программы в итоге исполняла musicAeterna в разных её проявлениях и образовавшийся после её исхода из Перми хор Оперного Parma Voices.

В театрально-перформативную часть программы ещё три года назад не принимали молодых и смелых российских авторов, объясняя это тем, что они не Кастеллуччи и не Лепаж (история, слышанная мною из первых уст). В этом году программа полностью состояла из российских перформансов разной степени камерности и свежести (премьера «Территории Гамлет» Кати Бочавар состоялась два года назад) с разбросом участников от постоянной Анны Гарафеевой до Гоши Рубчинского. Перформеров на некоторые из них искали за дни до открытия в соцсетях, что, правда, связано скорее не со сжатыми сроками подготовки, а с фирменным стилем организации, где принцип «в последний момент» работает уже несколько лет.

Фото: Гюнай Мусаева

Я не имею в виду, что на фестивале было не на что смотреть. Например, соцсети, как и положено во время Дягилевского, заполнялись восторженными отзывами на симфонический концерт открытия и постановку оперы Карла Орфа De temporum fine comoedia, но то и другое исполняла musicAeterna. Долгие годы были потрачены Левенковым, Исаакяном, Курентзисом и всеми причастными, чтобы превратить фестиваль в международный смотр, аналог тех самых «Русских сезонов» Дягилева. И несколько лет в Перми было возможно раз в год увидеть авторов со всего света, создававших прорывы, если не в сегодняшнем искусстве, то хотя бы в искусстве последних 30 лет. Но последние пару лет мы видим, как это масштабное событие идёт к формату междусобойчика для преданных поклонников, в бенефис Теодора Курентзиса и Ко. При этом аудитория не только сузилась, но и сместилась куда-то в бок: на фестивале с каждым годом видишь меньше знакомых пермяков.

Фото: Андрей Чунтомов

Дягилевский образца 2012-2019 годов был этаким пермским Чемпионатом мира по футболу: необязательно было сечь в академической музыке, современном искусстве или классическом балете, — раз в год самые разные жители Перми просто обнаруживали себя на нём. Хотя бы раз. Хотя бы заходили в фестивальный клуб. Хотя бы смотрели трансляцию. Хотя бы обсуждали со знакомыми. Он неизменно оказывался в инфополе, предлагая всё от утренней йоги до мастер-классов Маэстро, а билеты на большинство событий стоили, ну, как 2-3 билета в кино. Ожидаемо, с каждым годом зрителей становилось больше, многие стали приезжать из Москвы и других регионов, цены на билеты стали расти. На Дягилевском этого года на многие мероприятия пришлось бы потратить от 2-3 тысяч в первые минуты продаж и до пятизначных сумм позднее. При такой политике фестиваль становится доступным, в основном, для критиков и участников (которым платить не надо), меценатов и некоторого московского общества. Среднему пермяку ежедневное посещение основной программы Дягилевского-2022 стоило бы месячной зарплаты, тем более, что традиционные вездеходы за 10 000 руб. в этом году не разыгрывали.

Исчезла и наружная реклама: в отличие от прошлых лет, ни на тумбах, ни на транспорте её было не увидеть. Раньше яркие плакаты с датами и слоганом подчёркивали статус мероприятия, встречали гостей в аэропорту, заявляли: Дягилевский — это праздник! В этом году только на дверях мест проведениях было вывешено расписание и создавалось ощущение, что здесь ждут тех, кому надо и кто сам дошёл.

Фото: Наталья Сергеева

Что осталось по-прежнему? Кажется, не изменилась образовательная программа. Там в этом году набирали целых восемь направлений, студенты которых, как и раньше, посещали практические занятия с участниками фестиваля и могли бесплатно увидеть мероприятия основной программы. Второй год подряд в ней могли участвовать и подростки, на протяжении недели занимавшиеся по методикам Орфа как педагога, — наверное, это та самая польза, которую фестиваль может принести пермякам вне зависимости от программы.

Но и многие проблемы остались прежними. Привычная дягилевская непунктуальность (отдельные концерты задерживали на час), тяга к эффектности любой ценой (как может звучать симфоническая музыка в неподготовленном заводском цеху?) и уверенность, что если оргкомитет сделал своим нормальным рабочим состоянием страдание, то может немного и зритель пострадать (на закрытии люди падали в обморок и массово покидали непроветриваемую коробку «Триумфа»), как будто не кажутся организаторам поводом для работы над ошибками.

Всё это повторяется многие годы, но чем меньше у зрителя впечатлений, затмевающих любые трудности, тем больше вопросов к фестивалю. Насколько осмысленно его проводить в современных реалиях? Не легче ли признаться, что сейчас то, что должно называться Дягилевским фестивалем, невозможно, как невозможны были «Русские сезоны» после 1914 года? Или всё-таки возможно, раз возможно после призывов к миру участвовать в одном форуме с представителями самопровозглашённых республик и запрещённой в РФ террористической организации Талибан? Может, перестать называть это Дягилевским фестивалем и честно назваться ежегодным фестивалем musicAeterna? И что будет с Дягилевским-2023, который пройдёт во время празднования 300-летия Перми? Узнают ли о нём пермяки, для которых формально весь год будет праздник? Хватит ли им денег и билетов?

Жизнь последних лет показывает, что все эти вопросы можно отложить до следующего мая. Желаю дорогим читателям, чтобы он состоялся!

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь