
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


Разные дороги к дому. Документальный альманах «Вернувшийся домой» как максимально искренняя и трогательная реклама Пермского края
В субботу, 20 ноября, в Частной филармонии «Триумф» состоится премьера документального киноальманаха «Вернувшийся домой». В фильме рассказываются истории девяти героев, которые уезжали в более крупные города, изменили свою судьбу и вернулись домой в Пермский край. Мы уже посмотрели этот фильм, пообщались с его создателями и теперь рассказываем, как простые и трогательные рассказы о жизни людей невольно становятся лучшей рекламой Пермского края.
«Вернувшийся домой»
Кто-то из героев уезжал в Москву или Санкт-Петербург, как бизнесмен Николай Мазуренков (новелла «Моя Миссия»), керамистка из Кунгура Наталья Головкина (новелла «Шаг к себе»), стилист Наталья Куликова (новелла «Дом

Все эти люди рассказывают личные истории своего возвращения и того, с чем оно было связано. И хотя во всех этих рассказах проскакивает что-то общее, различие профессий, характеров и жизненных обстоятельств героев показывает удивительно разнообразный человеческий опыт как расставания с малой Родиной, так и встречи с ней вновь. Для одного возвращение
Ведь от того, что «Вернувшийся домой» показывает это самое возвращение с максимально положительной стороны, порой кажется, что фильм почти доходит до состояния пропаганды региона и открытки «Приезжайте в Пермский край». Хотя даже если и так, в данном случае это простительно, потому что «Вернувшийся домой» выглядит как пропаганда и «мягкая сила» «здорового человека». Если и рассказывать о своей малой Родине, то именно так
Собственно, во многом ради такого рассказа этот альманах и затевался. Вот что говорит о возникновении идеи этого фильма Ольга Аверкиева:
«Я услышала по радио, что есть такой проект Молодёжного парламента „Пермяк, вернувшийся домой“. Мне показалось, что эта тема очень киношная и очень сочетается с моим твёрдым убеждением, что в Перми можно найти себя! Как говорят в провинции: „Лучше быть единственным здесь, чем одним из многих там“. Так и родилась эта идея. Также подтолкнул проект „Социальный кинозал“ и вообще система медиаобразования в Перми. Для них нужны фильмы простые и понятные о том, что хорошо, а не о том, как много проблем. Документальное кино часто ассоциируется с инвалидами, социально опасными или просто несчастными людьми. Тут захотелось позитива. Но это не значит, что фильм и тема без конфликта. Многие наши герои чем-то пожертвовали, что-то предпочли, чего-то лишились, но, безусловно, нашли себя!»
То, что этот фильм будет именно альманахом, планировалось изначально, специально, чтобы многие пермские документалисты смогли поработать вместе над одним проектом. Так, «Вернувшийся домой» стал одной из последних работ скончавшегося на этой неделе режиссёра и оператора Сергея Лепихина. В этом фильме он был одним из операторов новелл «Жить и любить» и «Быть счастливой».
Для самих постановщиц мини-фильмов, которые вошли в «Вернувшегося домой», общая тема этого проекта оказалась очень близка. Как говорит Капитолина Долгих, в студенчестве она думала о том, чтобы переехать из Перми, но рада, что в итоге осталась здесь. А вот Галина Красноборова в 2003 году переехала в Москву учиться во ВГИКе и, по её словам, тогда даже представить не могла, что сможет вернуться в Пермь не просто погостить, а насовсем.
«Если раньше казалось, что Пермь
— это конец всех возможностей, сейчас мне кажется, что Пермь— это начало любого развития. И если раньше возвращение в Пермь для меня казалось приговором и признанием своих неудач, то сейчас это платформа для нового старта, возвращение, чтобы выйти на новый уровень»,— говорит Галина Красноборова.
А как рассказывает Елена Филимоновых, когда Ольга Аверкиева пригласила её в проект «Вернувшийся домой», она тут же переспросила: «В качестве героя?»,

Героев для фильма искали через объявления в СМИ и соцсетях. По словам создателей, заявок поступило довольно много, но основным критерием отбора было максимальное разнообразие в профессиях и причинах отъезда и возвращения в Пермь. Кроме того, было важно, чтобы, вернувшись, человек всё-таки смог реализовать свои мечты и амбиции в Пермском крае.
«Кастинг документальных героев
— психологически сложный процесс,— рассказывает об этой части работы Галина Красноборова.— Ведь, по сути, нужно понять потенциал истории, которую он может рассказать. Герой может быть интересным собеседником, удивительной личностью, но если мы там не нароем конфликт и то, на чём можно строить развитие действия, то фильма не получится. И второе, нужно понимать, сможешь ли ты раскрыть настоящий характер героя и готов ли он будет раскрыться? Или для него это способ саморекламы? Документальная камера не терпит маски и самопрезентации. И это нужно было понять в коротких беседах, поэтому выбор был непростой».
В итоге, выбранные люди не отказывались сниматься даже во время локдауна. Настолько им хотелось рассказать свою историю. И как подчёркивают все режиссёры, ни у кого из их героев ни возникало сожаления о том, что они вернулись в Прикамье.
«Смена места жительства в принципе вызывает много сомнений,
— рассказывает Капитолина Долгих.— У каждого нашего героя были свои препятствия как на пути переезда из Перми, так и на пути возвращения. Кто-то боялся за отношения внутри своей семьи, кто-то боялся не реализовать свои идеи в Перми, кто-то переживал, что может таким образом совершить ошибку. Но (спойлер) никто не пожалел, что вернулся».
По словам Елены Филимоновых, прежде чем приступить к работе, она с большим скепсисом относилась к «прекраснодушной концепции „Вернувшегося“». Это было связано с тем, что лично для неё возвращение в Пермь было большим стрессом, чем переезд в Москву, поскольку здесь она оказалась вырвана из профессиональной среды. Но работа с героями сильно изменила эту точку зрения:
«Я была намерена честно и объективно фиксировать судьбы героев,
— рассказывает Елена Филимоновых,— не пытаясь подогнать их под идеальный сценарий: человек уехал из дома в столицу, вырос там как личность и сейчас реализует себя на малой родине. Я ожидала, что обнаружу горечь и разочарование, истории лузеров. Но на деле всё оказалось не так.Первым героем, к которому мы с моим соавтором Алексеем Романовым выехали на интервью, был Эдуард Соснин. Его совсем не заботило, в каком городе он сейчас делает бизнес. Его заботил сам бизнес. Если в Москве, где он был наёмным топ-менеджером, у него были обороты в сотни тысяч, то в Лысьве, где он открыл собственное производство,
— в миллионы. Эдуард Олегович— я называю его исключительно по отчеству, хоть он и неприлично молод— не ограничивал себя локальными рамками. По его бизнес-контрактам можно было изучать географию России. Говорю в прошедшем времени, потому что сейчас он уже министр экономического развития и инвестиций Пермского края. Без всяких рефлексий: „Ах, жить на Урале, наверное, недостаточно престижно!“— он просто занимается делом, от которого испытывает драйв. Останется ли он навсегда в родном крае? Может, да, а может, нет. Точно лишь можно сказать, что не место жительства— критерий его счастья.

Сама создаёт в Кунгуре комфортную для себя среду и керамист Наталья Головкина, вторая наша героиня. Её по молодости носило в Питер. Полагаю, читателю, живущему в Перми, больше и не надо ничего объяснять. Все знают, что Кунгур
— город мастеров, там художественно-промышленный колледж и завод керамики. Где ещё искать место, более подходящее для художника, влюблённого в глину? Конечно, Кунгур, с его историей и архитектурой идеален. А куда ещё за вдохновением и развитием может рвануть творческая личность, если не в Питер?

История Натальи Головкиной очень логичная и гармоничная. Нам лишь осталось наблюдать, как она самозабвенно творит диковинные миры и взаимодействует с реальностью. Здесь тоже мы не нашли ни горечи, ни слёз.
Третий наш герой, артист Александр Смирнов, вообще не хотел сниматься в этом альманахе. Для него место реализации не предмет для размышлений и терзаний. Уговорили по старой дружбе. Вернувшихся в Пермь и Пермский край много, а людей, чью жизнь можно снять в кино ярко и интересно, не очень.
Саша изрядно поездил по миру, повидал разной публики. Долго работал в Москве в уважаемой кинокомпании
— будь я на той же позиции, я бы в столице ещё задержалась. А Саша чуть не умер от скуки. Ему нужен зритель, сценический кураж. И в Перми он легко обрёл всё, что делает его существование наполненным.Наше кинопутешествие длиною в год показало, что человеческая судьба не может кроиться по лекалам, нельзя определять успешность человека по местам, где он задерживается. Человек просто живёт. Трудится. Совершает ошибки. Приносит пользу. Что-то разрушает. Пытается быть счастливым. Не нам измерять значимость его пути».

Как рассказывает Ольга Аверкиева, в итоге все авторские варианты новелл пришлось немного поправить, чтобы общий результат походил на единое произведение, на альманах. При этом за авторами остаётся право после онлайн-премьеры фильма представить режиссёрские версии своих работ, если они этого, конечно, захотят.
А что касается общего посыла фильма, то создатели «Вернувшегося домой» и не отрицают некоторой его открыточности. «Наивен ли проект „Вернувшийся домой“? Скорее, да, чем нет»,
***
Читайте также: Интервью с Ольгой Аверкиевой и Владимиром Соколовым.
Рекомендуем почитать

Новое на сайте



Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь