X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Объективно эта работа не слишком интересна». Уборка тротуаров от снега и льда в Перми недофинансирована в 2 раза

Содержание улиц каждую зиму становится главной темой в Перми. Но если в прошлые годы чаще обсуждали уборку и вывоз снега с дорог и парковочных карманов, то в этом сезоне соцсети переполнены обсуждением гололеда на тротуарах. Чиновники говорят, что нынче выпало слишком много снега, и вообще во всём виновата погода: температура воздуха слишком резко менялась.

Специалисты в сфере содержания дорог утверждают, что более или менее схожая ситуация на тротуарах повторяется каждый год. Но этой зимой, в силу, действительно, специфических погодных условий, она оказалась критической. Вопрос в том, насколько адекватной была реакция соответствующих служб. Как оказалось, тротуары действительно убираются значительно реже, чем это необходимо, и это системная проблема, в основе которой — серьёзное бюджетное недофинансирование.

«По нашим данным, среднегодовое число случаев образования зимней скользкости равно 65, и на каждый такой эпизод необходимо реагировать, чтобы поддерживать дороги и тротуары в хорошем состоянии, — говорит Евгений Краснов, доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ. — Однако, если вы посмотрите бюджетные сметы, вы увидите, что в них заложено только 25-30 циклов уборки, то есть размер расходов на содержание дорог и тротуаров зимой в Перми занижен в 2-2,5 раза».

То есть в Перми сметы на содержание тротуаров составляются не от реальной потребности, а наоборот: сначала определяется объём средств, которые будут выделены из бюджета, а потом под него готовится обоснование.

По словам эксперта, степень недофинансирования статей по зимней уборке Перми сопоставима с городами края: например, в Березниках также выделяется примерно в 2,5 раза меньше необходимого.

Недостаток денег в меньшей степени влияет на уборку проезжей части, а тротуары находятся в гораздо худшем состоянии.

По мнению Анны Климентовой, руководителя комиссии по противогололёдным реагентам в Российском союзе химиков, ситуация с тротуарами более сложная ещё из-за того, что там нет единого ответственного: «где-то отвечает УК или ТСЖ, где-то город, а где-то и владелец магазина».

Ещё одна причина — недостаточный контроль качества уборки. Состояние проезжей части интересует не только автомобилистов, но и ГИБДД, которая имеет право штрафовать администрацию в случае несоблюдения ГОСТа. В случае с тротуарами формально работы по уборке осуществляет муниципальное учреждение, а надзорную функцию выполняет администрация города и районов. В контрактах с подрядчиками прописаны штрафные санкции. Однако в реальности контроль осуществляется недостаточный.

«Объективно эта работа не слишком интересна, её рентабельность уверенно стремится к нулю, поэтому крупные компании за неё не берутся. Большинство подрядчиков — это организации, которые в тёплое время года занимаются ремонтом дорог. Зима — не сезон для их основной деятельности, но им нужно платить налоги на имущество, да и распускать работников, чтобы снова нанимать их весной, никто не будет. Поэтому они берутся за работы по уборке дорог и тротуаров. Учитывая недофинансирование и низкую рентабельность, администрация далеко не всегда выписывает штрафы. Причина понятна — в противном случае Пермь окажется в положении муниципалитетов, где финансирование ещё меньше, и в которых главам приходится уговаривать подрядчиков взять контракт», — говорит Евгений Краснов.

За рубежом расчёт стоимости содержания — обоюдный процесс, говорит Анна Климентова. Заказчик выставляет критерии уборки и имеет своё представление, сколько это может стоить, а подрядчик со своей стороны считает, сколько для него может стоить такой контракт. В какой-то момент они сходятся. Но при такой системе и контроль подрядчика будет совсем иным — жёстким. Штрафы очень высокие, при этом критерии оценки качества совсем не такие, как у нас, а конкретные и измеряемые. Например, коэффициент сцепления — инспектор его измеряет спустя время, отведённое на уборку, и сверяет с нормативным.

Есть и ещё одна причина плохого состояния тротуаров — тоже финансовая. Проезжую часть чистят с помощью техники, а убирать тротуары часто приходится в ручную. Но, по словам Евгения Краснова, основной объём затрат традиционно планируется на механизированные работы, а на ручной труд закладываются небольшие деньги. Наконец, технологии. Недостаточно применять только фрикционные материалы — песок, в случае сложных погодных условий использование химических реагентов необходимо, считает учёный.

По мнению Краснова, чтобы изменить ситуацию на тротуарах к лучшему, необходимо увеличить в сметах долю ручных работ и использовать определённый объём химических реагентов тогда, когда это необходимо. Однако добиться действительно серьёзных изменений невозможно, если не применять комплексный подход, уверена Анна Климентова.

«Содержание города не рассматривается, как единое целое, в котором каждый шаг может вести к дополнительным расходам или экономии в будущем, а „покусочно“ и сиюминутно, — говорит эксперт. — Например, вывоз снега является одной из самых затратных статей в бюджете. Зачастую организация точек снегоплавления обходится дешевле, но для этого нужно их правильно расставить, а ещё потратиться на снегоплавильные пункты. Расходы окупаются за несколько лет, но ведь эти деньги где-то нужно найти. Или другой пример — использование песка. Никто не считает, сколько в комплексе городу стоит использование данного материала. Его применение влечёт за собой повышенные затраты в летней уборке. Но так как лето у нас считают отдельно, то эти факторы не учитывают. Или метеодатчики. Во всем мире дорожные службы определяют потребность в уборке на основании прогнозов и текущего состояния дороги, для этого стоят метеодатчики. Но и на них надо потратиться сначала. А то, что благодаря таким системам получится более высокая эффективность уборки и, если не экономия, то рациональное использование ресурсов, — об этом мало кто задумывается».

***

Ранее мы писали, что «скорая помощь» стала чаще выезжать на травмы при падении на улицах.

Рекомендуем почитать

Глава Перми сообщил об открытии ещё одного участка набережной. Горожане пожаловались на низкую доступность и отсутствие озеленения

Дарья Андропова

Имитация участия. Что не так с голосованием за объекты благоустройства на следующий год?

Виталий Офицеров

Подкаст текстом. Почему мы так любим заборы и не любим политику?

Всеволод Бедерсон

Новое на сайте

«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке, Курентзисе и творческой свободе

Юрий Куроптев

«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+