
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Зулейха приковывает глаза. Чем по-настоящему плох снятый в Прикамье скандальный сериал по популярной книге
Что может отвлечь россиян от новостей о коронавирусе? Конечно же, срачи вокруг нашей истории! Споры, которые вызвал сериал «Зулейха открывает глаза», снятый по одноимённой книге Гузели Яхиной, кажется, слегка затмили разговоры об эпидемии. На создателей сериала накинулись многие. Правда, никто не предъявляет к нему тех претензий, которых стоит. Показанная на канале «Россия 1» «Зулейха открывает глаза» настолько же плоха, насколько и успешна. Но плох сериал не потому, что это оскорбление чувств верующих в Аллаха или Сталина. Григорий Ноговицын прочитал исходную книгу, посмотрел все эпизоды сериала и в удручённом состоянии объясняет, что же с ними не так.
Зулейха расправляет плечи
Сериал «Зулейха открывает глаза» даёт так много материала, который стоит обсудить, что даже не ясно, с чего именно начать. Всё такое вкусное. Так что лучше начать, неожиданно, с начала. Точнее с книги, по которой снят сериал. Тем более что экранизация, на радость автору романа, переносит первоисточник почти дословно. Поэтому о книге стоит подговорить подробно, чтобы задать контекст всему дальнейшему обсуждению.
Кажется, что в 2015 году, когда вышел дебютный роман Гузель Яхиной, от «Зулейхи открывает глаза» нельзя было спрятаться. Сказать, что книга прогремела
Оглушительный успех «Зулейхи открывает глаза» сам по себе удивителен, но ещё удивительнее он от того, что книга невероятно посредственна. Роман очень слабо сделан как художественное произведение. Сюжет пусть и рассказывает о такой сложной, но интересной теме, как раскулачивание на примере татарского народа, но целиком соткан из неумело применённых клише.

Сама Зулейха, которая открывает глаза, топит баню, не любит мужа, ходит по лесу, ест пастилу и много чего ещё делает
В долгой, железной, во всех смыслах, дороге героиня встречает целую россыпь шаблонных персонажей: упоротого большевика Игнатова
И вся эта картонность, мелодраматичность, слезовыжимательность написана очень странным языком. Текст сплошняком состоит из рубленных, резанных, ломанных предложений, представляющих из себя ряд постоянных перечислений (как и эти два предложения) того, что герои делают, видят, думают. Это словесная избыточность отлично формирует визуальную картинку происходящего. Такая кинематографичность романа неудивительна, если учесть, что «Зулейха открывает глаза» изначально была сценарием к фильму, выпускной работой Гузели Яхиной в «Московской школе кино». Но если читать книгу медленно и вдумчиво, то этот рваный ритм сбивает. К тому же отлично видно, что сценарий в книгу переделывали спустя рукава. От этого постоянно на одной странице форма повествования из реального времени (Зулейха открывает глаза) может вдруг без какой-либо стилистической необходимости перескочить в прошедшее время (Зулейха открыла глаза).

Также текст изобилует очень красивыми, но невероятно глупыми и откровенно графоманскими оборотами. Отчего тут и там появляются «стальные пальцы штыков», которые указывают путь, каша, приправленная «щепоткой сала», «зелёные сугробы зелени у воды» и вот такие феерические предложения:
«Пышная зелёная грудь левого берега круто вспучивалась, словно подоспевшее в кадушке тесто, падала ярким изумрудным отражением в свинцовое зеркало реки. Вода тяжёлым широким полотном лениво вилась вокруг, уходила в синеву горизонта, к Енисею». [См. Яхина Г. Ш. Зулейха открывает глаза: роман.
— [Худож.: Андрей Рыбаков. Предисл. Людмилы Улицкой].— М.: АСТ, редакция Елены Шубиной.— 2018 г.— стр. 233].
Что же касается сюжетных, логических, психологических и исторических ляпов, нестыковок и откровенных косяков, то в «Зулейхе открывает глаза» их не просто много, а очень много. Роман почти целиком состоит из них. Самое яркое
Несмотря на откровенную литературную слабость и непроработанность романа «Зулейха открывает глаза», понять и объяснить его сверхуспех можно. Как отмечала в предисловии к роману Людмила Улицкая, «он обладает главным качеством настоящей литературы

Зулейха не понимает, что происходит
Всё изначально было очень плохо. С того самого момента, как экранизацию решил делать канал «Россия 1». Это литературные критики и простые читатели в «Зулейхе открывает глаза» увидели красивую историю и моментальную классику. А продюсеры на центральном телеканале, судя по всему, оказались прозорливее и понятливее. Они безошибочно распознали суть дебюта Яхиной, и поняли что это типичный грошовый сериальчик из категории «кто-то жутко страдает посреди совка и репрессий». Вы знаете эти сериалы. Если видели один такой, то видели их все. И роман «Зулейха открывает глаза» очень органично вписывается в бесконечную череду «Тальянок», «А.Л.Ж. И. Ров», «Отчих берегов», «Отрывов», «Сучьих войн» и прочих телемыльных продуктов о жутком советском прошлом. Так что понятно, почему к экранизации «Зулейхи...» на федеральном канале отнеслись так, как отнеслись. Обычно что-то снимать по бестселлерам «Россия 1» давала именитым режиссёрам, так было с «Ненастьем» Алексея Иванова, сериал по которому снял Сергей Урсуляк, или «Обителью» Захара Прилепина, которую экранизировал Александр Велединский, ранее снявший «Географ глобус пропил» по тому же Иванову. Но в этот раз телеканал отдал экранизацию своим проверенным, но никому не известным людям.

«Зулейху открывает глаза» доверили студии «Русское», производящей для дневного и вечернего эфира «России 1» дешёвые мелодрамы, названия которых вам ничего не скажут. Постановщиком стал Егор Анашкин
На самом деле, получилось нечто поистине уникальное. То, чему нет и не может быть аналогов. Ведь в сериале «Зулейха открывает глаза» почти всё сделано ОЧЕНЬ ПЛОХО! Даже самые элементарные ремесленные вещи там провалены настолько, что просто непонятно, как такой запредельный уровень халтуры в принципе возможен. В этом сериале можно взять буквально каждую сцену, каждый эпизод и долго объяснять, что с ним не так.
Самое первое, что бросается в открытые глаза зрителя, это странный визуал. Про какую-то внешнюю аутентичность и колорит тут говорить не приходится. Все декорации и графика выполнены отчаянно дёшево и искусственно. Так что сразу видно, что это декорации, а не места, где живут или выживают люди. С костюмами та же история

В настоящий визуальный бардак сериал превращают ещё несколько моментов. Это красивые, но откровенно чужеродные, появляющиеся внезапно (но по сюжету это объяснено) анимационные вставки, иллюстрирующие растянутую на все восемь серий притчу о птице Симург, которую рассказывает сыну Зулейха. А ещё тут есть странные мечты героини, где она со своими мёртвыми дочерями (sic!) ходит по вытоптанному на снегу огромному узору в виде того самого Симурга, очень нелепые слоу-мо и чёрно-белые флэшбеки с предысториями некоторых героев. Да, тут есть слоу-мо и флэшбеки, и они вообще не нужны. Если их вырезать, то «Зулейха открывает глаза» ничего не потеряет.

Вообще из «Зулейхи открывает глаза» можно (и нужно было бы) вырезать многое. А точнее, подрезать большинство сцен. Потому что чуть ли каждый эпизод в сериале непомерно затянут. Сцены длятся, длятся, длятся и длятся, пожирая хронометраж и души зрителей. Порой кажется, что их специально так смонтировали, потому что когда создатели стали работать с отснятым материалом, то поняли, что хрона для стандартных телевизионных восьми серий им хватит, только если не обрезать кадры, а оставлять всё, как было снято. Хочется верить именно в эту версию. А не в то, что сейчас есть режиссёры, серьёзно способные сознательно заставлять артистов так подолгу в кадре держать театральные, деланные паузы и позы, тем самым пережимая и пережигая сильные чувства, на которых сериал вообще-то строится, и превращая страдания, которым сериал посвящён, в пародию на эти самые сильные чувства и страдания. А заодно ещё и угробить несколько очень кинематографичных, динамичных и напряжённых сцен из первоисточника, вроде затопления баржи с поселенцами или родами Зулейхи на берегу реки. В сериале эти эпизоды показаны настолько скучно, насколько вообще можно показать неинтересно и скучно гибель сотен человек и тяжёлые роды в экстремальных условиях.
Единственные, кто в «Зулейхе открывает глаза» отработали как надо, так это актёры. Кастинг действительно очень хороший, и, будучи профессионалами, артисты тащили, как могли. Но при просмотре сериала порой кажется, что в их глазах можно разглядеть бездонную тоску от того, что, как бы они не старались, у них не получится сделать из этого набора букв и слов, который выдали в качестве сценария, живую речь живых людей. Из-за этого, а также из-за посредственной, типично телемыльной режиссуры, все персонажи, которые и в книге были не слишком-то интересными и проработанными, в сериале вообще превращаются в говорящие картонки.

Это и есть одна из главных проблем экранизации «Зулейхи открывает глаза»
В первую очередь от этого страдает сама Зулейха. Что ж, она ведь и придумана для того, чтобы страдать. То от мужа, то от большевиков, то от режиссёров и сценаристов. Как уже говорилось выше, именно в страдании вся суть главной героини романа. И больше она ничего не делает. Не совершает поступков, не действует, не развивается, не меняется за все годы, что описаны в книге. Зулейха лишь терпит и страдает. Просто создавая её, Гузель Яхина явно хотела вызвать жалость к героине и слишком с этим переборщила. Поэтому вместо несломленной всеми тяготами женщины, получилась какая-то овца, безропотно идущая, куда ведут. Но в книге хотя бы боль Зулейхи и её чрезмерную любовь к сыну можно было понять и прочувствовать за счёт внутренних монологов. В сериале этого нет.

Поэтому прекрасной актрисе Чулпан Хаматовой в «Зулейхе открывает глаза» просто нечего играть. И это не её вина. Как гласит народная голливудская мудрость «бэд эктинг из бэд директинг». А директинг тут, как вы уже сами поняли, вери бэд. Поэтому Хаматова все восемь серий ходит с одним и тем же недоумённым лицом, словно её Зулейха не понимает, что происходит. Это делает героиню максимально неинтересной и теряющейся на фоне других персонажей. Также она теряется, потому что Зулейха в сериале почти не говорит! За первые пять серий она произносит лишь пару предложений, да сказку рассказывает. И это тот случай, когда бага оказывается фичей. Ведь когда Зулейха начинает говорить, и без того несильное погружение в атмосферу и слабая аутентичность совсем исчезают. Поскольку полуграмотная женщина, которая всю жизнь провела в глухой татарской деревне и, наверняка, говорила только по-татарски, вдруг начинает чесать на чистейшем, академическом, отлично поставленном русском языке. Без малейшего акцента и даже вкраплений в речь татарских слов. Лишь иногда она называет своего сына Юзуфа «улым», что значит «сын». При этом рядом с Зулейхой всегда есть другие ссыльные, которые как раз говорят с характерным для казанских татар акцентом и периодически переходят на родной язык. Как-то странно такой подход выглядит в произведении, завязанном на национальную тематику. Впрочем, вообще весь национальный колорит и особенности сериала сосредоточены во вступительной песне в титрах.
Второй по важности персонаж сериала

Но лучше всех актёров в «Зулейхе открывает глаза» выглядят Александр Баширов и Роман Мадянов. Потому что играть им пришлось тех, кого они играют многие годы
Для сюжета важнее всего герой Мадянова, которого зовут Стереотипный Жирный Кровожадный Вечно Пьяный Чекист, ну или просто Зиновий Кузнец. Да, да, тот самый хорошо вам знакомый скотина-чекист из кино. Омерзителен, криклив, похотлив, вечно пьян и при этом могуществен и коварен. Кузнец
И про кровавую гэбню здесь даже не шутка. В «Зулейхе открывает глаза» она беспределит по полной, презрев не только закон, но и здравый смысл. К книжному убийству Муртазы и расстрелу бежавшего с эшелона ребёнка (вообще у сериала какой-то странный пунктик на смерть детей) добавляется кое-что поразвесистее. Например, изрядно переделанная в сторону клюквы сюжетная линия Настасьи. Невероятно могущественный Кузнец умудряется сослать её как кулацкий элемент в посёлок к Игнатову, несмотря на то, что она кадровый сотрудник ОГПУ. А потом на лесоповале Настасью домогаются вертухаи, она сопротивляется и охранники убивают её, а затем... всей группой насилуют труп, после чего съедают его. Шучу. Просто убивают. Сразу же возникает вопрос
На фоне всего этого даже не нужно говорить про бесчисленные ляпы сериала, вроде того, что внешность героини Хаматовой не меняется на протяжении всех показанных лет, что Игнатов заряжает в свой «Наган» патроны от ТТ, что здания Семрука построены из отличного горбыля, а не сделаны срубами, как в книге, и многое-многое другое. Уже и так сказано достаточно, чтобы стало понятно, что сериал «Зулейха открывает глаза» (как и книга)

Поначалу скандал был из-за того, что «Зулейха...» задела одновременно коммунистов и верующих. Дело дошло до угроз в адрес Чулпан Хаматовой и запросов из Госдумы. А потом вдруг оказалось, что это самый рейтинговый сериал сезона и Зулейха приковала глаза ко всем домашним экранам (это буквальная цитата из пост-релиза ВГТРК). Средняя доля аудитории составила 21,1 % при рекордном среднем рейтинге в 7,4 %. Это невероятно много, даже при условии, что на карантине телесмотрение и так значительно увеличилось. К тому же у сериала на YouTube
***
Читайте также: интервью с исполнительницей одной из ролей в сериале «Зулейха открывает глаза» Юлией Пересильд.
Обзор сериалов, снятых в Пермском крае.
Обзор пермских проектов, участвовавших в Чемпионате России по сериалам.
Рекомендуем почитать


Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь