X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
06 декабря 2019
05 декабря 2019
04 декабря 2019
Фото: Тимур Абасов

Премьеры в «Сцене — Молот»: русский патриотизм и иностранные провокации

В сентябре и октябре в театре «Сцена — Молот» будут показаны три премьерных спектакля — «Бунт», «Голубая комната» и «Догвилль». 17 сентября на встрече с прессой художественный руководитель «Театра-Театра» и постановщики всех трёх ближайших премьер подробно рассказали, что интересного можно ждать от новых постановок на малой сцене, а также о том, в какую сторону и почему меняется театр.

В начале пресс-конференции худрук «Театра-Театра» Борис Леонидович Мильграм вкратце рассказал о том, как театр открыл сезон, похвалил весьма необычные афиши грядущих премьер «Сцены-Молот» и представил трёх молодых, но уже весьма титулованных режиссёров, которые поставили премьерные спектакли.

Худрук отметил молодых режиссёров, но сказал, что из-за их желания занять лучших актёров в своих постановках в театре возникла проблема: спектакли не могут идти параллельно на малой и большой сцене. Ведь театр должен зарабатывать деньги, финансирование урезается, а планы, которые спускаются на постановки сверху, не меняются. Поэтому театр вынужден давать много спектаклей на большой сцене, что не позволяет многим актёрам выходить в спектаклях «Сцены-Молот», если они идут в то же время. Например, спектакль «Голубая комната» может идти параллельно только с «Бесприданницей», которую не так часто показывают. Из-за этих проблем в новом сезоне некоторые спектакли будут показывать по понедельникам. Неожиданность этого шага кроется в том, что обычно понедельник — это единственный выходной для творческого состава театров.

Театр ни в чём не виноват

Не обошёлся Борис Леонидович без рассказа о проверках, которые недавно прошли в театре, и критики в адрес краевого министерства культуры.

Фото: Тимур Абасов

Борис Мильграм:

— Министерство как таковое осуществляет только контрольные функции. Оно только ходит к нам с проверками, потом это отправляют в МВД, в прокуратуру и так далее. Кстати, все их проверки, которые были направлены, все расследования полиции... Они ещё не завершились, но нам уже письмо прислали и как-то намекнули: спите спокойно, дорогие товарищи. Прокуратура уже своё решение приняла, что все эти проверки по отношению к нам — ерунда. Минфин проводил расследование и установил, что мы ни в чём не виновны, УФАС — то же самое. Так что у нас в этом смысле всё прекрасно.

Только я не понимаю, зачем нужно такое министерство, которое занимается проверками при огромном количестве контролирующих органов. Оно не занимается смыслами. А должно заниматься именно смыслами. Выяснять, что нужно, чего мы хотим, как мы хотим вести театральную политику... Я не говорю о культурной политике, которой уже просто не существует. У них точно нет никакого представления, что нужно делать. И с ними невозможно договориться, потому что у нас это представление есть, но некого в него посвятить. Они всё время рассчитывают, что мы не выполним какое-то государственное задание и можно будет нас выставить на всеобщее обозрение к позорному столбу. Но пока нам удаётся выполнять их госзадания.

Герой и патриотизм

Первой премьерой сезона станет спектакль «Бунт» по повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Первый показ состоится уже 21 сентября. Худрук театра очень обрадовался тому, что в репертуаре, благодаря спектаклю «Бунт», появляется ещё одна постановка по Пушкину. По мнению Бориса Мильграма, Александр Сергеевич должен перестать быть «нашим всем» и стать «нашим в частности». А режиссёр «Бунта» Семён Серзин (кстати, он уже ставил на «Сцене-Молот» спектакль «У нас всё хорошо») принадлежит к молодому поколению режиссёров, которое, по словам Бориса Леонидовича, не «чикается с классиками».

Фото: Тимур Абасов

При этом сам Семён Серзин говорит, что к тексту классика отнеслись бережно, не вырезали ни слова, и никакой провокации не будет. Более того, по словам режиссёра, «Бунт» будет очень патриотичным и «до абсурда русским» спектаклем. Интересно, что у всех трёх грядущих премьер «Сцены-Молот» есть одна общая черта — режиссёры в этих постановках идут от артистов, строят спектакли на главных героях. Так, спектакль «Бунт» построен на артисте Михаиле Орлове — исполнителе роли Дубровского.

Семён Серзин, режиссёр спектакля «Бунт». Фото: Тимур Абасов

Семён Серзин:

— Этот замысел появился года полтора назад. И возник он от Орлова. Сейчас, как мне кажется, в театре такое время, когда нет героя и героем является маленький человек. Поэтому у нас такой Дубровский — как Акакий Акакиевич, то есть человек, который не был готов быть героем, но вынужден был им стать. Такой антигерой, вынужденный герой.

Внутренняя провокация

Режиссёр спектакля «Голубая комната» (премьера 7 октября) итальянка Алессандра Джунтини, в отличие от своего коллеги Семёна Серзина, собирается провоцировать зрителей: в пьесе Дэвида Хэйра (парафраз пьесы, написанной в начале ХХ века австрийским драматургом Артуром Шницлером) основным движущим элементом действия является секс.

Алессандра Джунтини, режиссёр спектакля «Голубая комната». Фото: Тимур Абасов

Алессандра Джунтини:

— Это такая комедия. У меня спектакль менее социальный, чем «Бунт» или «Догвилль», но я в этом нахожу внутреннюю человеческую провокацию. Я буду провоцировать не в социальном смысле, а в том... как мы сами себя подставляем, как закрываемся, открываемся, как реагируем... Что мы хотим? Где эта любовь? И естественно, мы ищем такие ключи — достаточно смешные и комедийные, чтобы всё это выразить на площадке вместе с серьёзными темами.

Эта постановка вышла из эскиза, с которым Алессандра Джунтини участвовала в лаборатории молодой режиссуры фестиваля «Пространство режиссуры» в 2013 году. Тогда артисты, игравшие в отрывке, сами попросили руководство взять этот эскиз для постановки. По словам режиссёра, спектакль будет похож на тот отрывок, только гораздо лучше.

«Господа, вы звери»

Победитель режиссёрской лаборатории 2013 года Андреас Мерц-Райков плодотворно сотрудничает с театром. Он поставил на «Сцене-Молот» спектакль по Бертольту Брехту «Согласный. Несогласный», который претендовал на «Золотую Маску» сразу в трёх номинациях. На большой сцене Андреас воплотил пьесу Шекспира «Ричард III». На этот раз немецкий режиссёр решил представить на сцене свою версию киносценария Ларса фон Триера к фильму «Догвилль». Премьера этого смелого эксперимента состоится 30 октября.

И опять Андреас Мерц-Райков в своей новой постановке «идёт за артистом». «Ричарда III» он выстраивал на Михаиле Чуднове. В «Догвилле» главную роль исполнит Ирина Максимкина. По словам режиссёра, переносить киноматериал на сцену довольно непросто. Даже такой внешне театральный фильм, как «Догвилль». Потому что в кино и театре принципиально разные приёмы воздействия на зрителей: в кино достаточно атмосферы, а в театре этого мало. Но режиссёр пошёл на этот труд ради непростых вопросов, которые можно поднять этим спектаклем.

Андреас Мерц-Райков, режиссёр спектакля «Догвилль». Фото: Тимур Абасов

Андреас Мерц-Райков:

— Фильм «Догвилль» сразу был очень провокационным, потому что исследует очень опасный вопрос: что значит человеческое? И наоборот: что значит животное? Ведь «Догвилль» — это город собак. У нас масса ситуаций в этом материале, где люди ведут себя по-собачьи, следуют своим инстинктам. Кроме того, есть ситуации, где у людей отнимают их человеческое достоинство, с людьми обращаются как с собаками. И если вы помните фильм, то в конце встаёт вопрос: если кто-то ведёт себя настолько бесчеловечно, то значит ли это, что от этих людей правильнее избавиться? Как мы поступаем с собаками, которые нас укусили? Мы же их усыпляем... И этот вопрос мы не можем себе даже позволить осмыслить до конца... Ведь этот вопрос подразумевает, что, может быть, есть люди, жизнь которых стоит меньше, чем моя. По крайней мере, в голове у каждого немца от такой мысли начинает звенеть «звоночек»: это опасно, об этом даже нельзя задумываться.

Смена курса

Все три ближайшие премьеры «Сцены-Молот» так или иначе «следуют за артистами». Борис Леонидович Мильграм отметил, что это не совпадение, а новая тенденция, потому что в театре выросли очень серьёзные и сильные актёры, которые уже не просто исполнители, а личности. Которые сами являются содержанием. Артисты сами становятся носителями смысла. Поэтому постепенно в театре будут строить спектакли, основываясь не на режиссёрах (как раньше) а на артистах.

Два режиссёра — из постановщиков предстоящих премьер — пришли в театр благодаря лаборатории молодой режиссуры фестиваля «Пространства режиссуры». Но из-за финансовых трудностей проведение фестиваля (соответственно, и лаборатории) под вопросом. Из-за нехватки финансирования руководство театра решило изменить время проведения фестиваля: «Пространство...» будет проходить только раз в два года, и не осенью, как раньше, а в марте, как и последний по времени проведения фестиваль «Пространство режиссуры». Так что следующая фестивальная лаборатория пройдёт лишь через полтора года. И это в лучшем случае.

На пресс-конференции не рассказывали о премьерах, которые будут идти на большой сцене, поскольку ближайшая из них — «Поминальная молитва» в постановке главного режиссёра театра Владимира Гурфинкеля — ожидается только в декабре. Но Владимир Львович раскрыл небольшой тайну. Кто же будет играть в этом спектакле главную роль Тевье-молочника? Сложную роль, на которой фактически строится это произведение, исполнит недавно пришедший в труппу театра заслуженный артист России Радик Бакиров. Причём до премьеры «Поминальной молитвы» Радик Абулгаянович не будет играть в других спектаклях.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь