X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: предоставлено архитектурным бюро SPEECH

Третье место Перми. На заводе Шпагина создадут культурный кластер с музеями, кафе, канатной дорогой и, конечно, фонтаном

Архитектурное бюро SPEECH презентовало в Перми концепцию территории завода им. Шпагина. В корпусах завода — памятнике архитектуры регионального значения — недавно располагался завод «Ремпутьмаш». В будущем там собираются создать культурный кластер, в котором разместятся три пермских музея — современного искусства, краеведческий и художественная галерея.

«Превращение бывших промзон в многофункциональные общественные пространства»

Разработкой эскизного варианта архитектурной концепции занимается бюро SPEECH. Руководитель бюро Сергей Чобан рассказал о функциональном зонировании пространства. В корпусах завода разместятся музеи, будут созданы общественные зоны для горожан и туристов, а также преобразится прилегающее к нему пространство Разгуляя.

В цеху № 5 частично расположится краеведческий музей, один из корпусов перейдет под нужды Музея современного искусства PERMM, а площадь галереи увеличится в три раза, расположившись в новом здании, которое объединит старые корпуса.

Сам проект галереи предполагает общественное пространство на первом этаже комплекса: библиотеку, центр для занятий с детьми и помещения для временных выставок. Пермская деревянная скульптура расположится в самой высокой части здания, основная экспозиция будет представлена на втором и третьем этажах.

Концепция готовилась с учетом проекта «Первогород» архитектора Виктора Воженникова: на территориях, прилегающих к заводу, могут расположиться старинные медеплавильные печи, улица мастеров, пруд и парк для отдыха горожан. Для удобства передвижения предлагается использовать канатную дорогу до площади Грина.

Фото: предоставлено архитектурным бюро SPEECH

Основной посыл, которым руководствуется архитектор проекта: бережное отношение к истории места, его индустриальному прошлому и реализуемость проекта в обозримые сроки.

«Превращение бывших промзон в многофункциональные общественные пространства с входящими в их состав учреждениям культуры — на мой взгляд, одна из самых актуальных задач, стоящих перед современными российскими городами, и для Перми очень важно реализовать данный территориальный ресурс с максимальной пользой и отдачей для города и его жителей. Понимая это, мы находимся в постоянном контакте не только с заказчиком проекта, но и с его будущими пользователями — жителями города, стараясь максимально оперативно реагировать на их пожелания и запросы относительно будущего завода и разрабатывать проект, всецело отвечающий потребностям города», — считает Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH.

В пространстве будут предусмотрены общественно-значимые места: кафе, рестораны, офисные помещения и коворкинги, а также мультифункциональное пространство, где могут проводиться события и мероприятия разных форматов.

Фото: предоставлено архитектурным бюро SPEECH

«Нужно формировать аудиторию для такого большого проекта»

На презентации присутствовали представители пермских культурных институций, которым предстоит переезд. По словам директора пермской художественной галереи Юлии Тавризян, «архитектурная концепция интересна не только с точки зрения расположения там музейных институций, но и с точки зрения освоения и развития всей прилегающей территории завода».

«Музей сегодня — это не только экспозиция, это общественное место, которое может стать своего рода третьим местом. Та концепция, которая предлагается бюро SPEECH, как раз дает возможность проводить время в музее и вместе с детьми, и самостоятельно: занимаясь умным досугом, читая книгу или просто прогуливаясь во внутреннем дворе. Наши пожелания учитываются, мы находимся в постоянном контакте с архитекторами», — сказала она.

По ее мнению, концентрация в одном месте музейных институций имеет свои плюсы и минусы.

«Самый большой плюс — это синергетический эффект, — рассуждает Юлия Тавризян. — Посетители смогут посетить и обойти все музейные площадки, ничего не упустив. Но есть и минусы. Это специфические функции, которые выполняет каждая из музейных площадок. Они могут не совпадать с теми активностями, которые предполагаются создать в этом культурном хабе».

Фото: предоставлено архитектурным бюро SPEECH

Для формирования образа резидентов этих зон сейчас проводятся фокус-группы экспертов. Они должны выявить потребности каждой из музейных площадок и изучить, насколько можно их совместить с предполагаемыми активностями, которые должны возникнуть в этом месте

Арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева говорит, что главное достоинство проекта Сергея Чобана в том, что он очень деликатно относится к архитектурному наследию завода Шпагина.

«Мне кажется, это был его главный посыл: не делать радикальных изменений, максимально сохранить существующий образ. Его логика в размещении музеев понятна, краеведческий музей и галерея связанны с наследием и размещены в исторических цехах, мы в новом цехе. Наше место нам нравится, это отдельно стоящий цех, большой, не памятник, это значит, там не будет препятствий по его адаптации к целям музея, мы достаточно свободны в трансформации пространства. Мне нравится, что он стоит обособлено и развернут относительно основной цепи цехов. Дальше всё будет зависеть от архитектурной концепции PERMM, здание дает большую свободу для будущего архитектора, т. к. там меньше всего ограничений».

Однако Наиля Аллахвердиева считает, что «разрабатывая такой большой централизованный проект в городе, нужно думать о том, чтобы не произошло маргинализации отдаленных районов Перми»:

«Нужно формировать аудиторию для такого большого проекта, это значит, что тут должно параллельно идти проектирование и усиление культурных центров районов города».

«Избежать спекуляций, периодически возникающих вокруг завода им. Шпагина»

О намерениях краевых и городских властей преобразовать Пермь к 300-летию стало известно в марте. Тогда была обнародована концепция развития промышленных территорий и береговой линий, которую разрабатывает международное архитектурно-градостроительное бюро MLA+. Генеральная идея: объединить старый центр Перми XIX века с советским центром XX века, обозначить его выход к реке и сосредоточить все публичные инвестиции в центральном планировочном районе и прилегающих к нему территориях.

Одной из точек преобразования стала территория Разгуляя, которая в XIX веке была центром города. Именно здесь располагается завод «Ремпутьмаш», который краевые власти в конце прошлого года выкупили у АО «Калужский завод „Ремпутьмаш“» за 445 млн рублей. Общая площадь заводского пространства составляет 84 тыс. кв.м., из которых 22 тыс. — объекты культурного наследия.

«Сейчас территория исторического центра выглядят безжизненно: находясь в районе Разгуляя, знание того, что вы находитесь в центре, не соответствует картинке: пустыри, ветхая застройка, гаражи, заброшенные садовые участки, дикие заросли», — говорят разработчики.

В качестве разработчиков концепции преобразования Разгуляя и завода Шпагина в начале года была привлечена команда московского центра современного искусства «Винзавод». Однако в июле стало известно, что «Винзавод» покидает проект. Одна из возможных причин — расхождение во взглядах с краевым правительством на то, как должна строиться работа с пермской общественностью. Директор ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко считает, что нужно сформировать экспертный совет с целью «открытой и всесторонней проработки социокультурной политики создаваемого кластера».

«Эффективной, на мой взгляд, будет работа с населением и с представителями профессионального сообщества из сферы культуры и образования Перми. Это поможет избежать спекуляций, периодически возникающих вокруг завода им. Шпагина», — сказала интернет-журналу «Звезда» Софья Троценко.

Краевые власти намерены утвердить архитектурную концепцию нового культурного пространства до конца года.

***

Софья Троценко, директор ЦСИ «Винзавод»: «Чтобы не было спекуляций вокруг завода им. Шпагина, нужно работать с горожанами и профессиональным сообществом».

Ранее мы подробно писали о концепции развития промышленных территорий и береговой линии Перми, которую разработало международное архитектурно-градостроительное бюро MLA+.

В мае концепцию преобразования города «Пермь — 300 лет на Каме» краевые власти презентовали профессиональному сообществу. О реакции на нее — читайте в нашем материале «Мечтать не плохо».

Рекомендуем почитать

Борьба башен: как уникальные архитектурные объекты обретают новую жизнь

Иван Козлов

«Загнали кучу гранита, как на площадь, по которой ходят танки». Создатель памятника «Разорванное братство» недоволен реконструкцией бульвара Советской Армии

Юрий Куроптев

Промышленный модерн и не только: как выглядит архитектурное достояние «Мотовилихинских заводов»

Иван Козлов

Новое на сайте

В Перми снова изменится маршрутная сеть

Полина Путякова

Владимир Путин подписал указ о нерабочих днях в России с 30 октября до 7 ноября. Это связано с ростом заболеваний ковидом

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+