X

Новости

Вчера
2 дня назад
04 декабря 2019
03 декабря 2019
Фото: Константин Долгановский
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Чем посыпают дороги и тротуары в Перми?

В Перми наступила календарная зима. В центре города поставили ёлку. Постепенно начинают открываться ледовые катки. А коммунальные службы города продолжают бороться со стихией, и делают они это не только с помощью лопат.

Борьбу с «последствиями зимы» городские службы ведут различными способами: расчищают дороги и тротуары от снежных завалов, посыпают проезжую часть и пешеходные дорожки противогололёдными реагентами, порой превращающими снежную массу в грязевую кашу, которая не только создаёт дополнительные препятствия автомобилистам на дорогах, но зачастую и негативно влияет на окружающую среду.

Выходя из дома, невольно задаёшься вопросом: что такого городские коммунальщики подмешивают в эту «жгучую» смесь? «Звезда» попыталась разобраться в этом вопросе.

Современные противогололёдные реагенты

Противогололёдные реагенты по консистенции бывают двух видов.

  • Жидкие

Жидкие противогололёдные смеси используются для профилактической обработки дорожного полотна в зимний период, перед выпадением осадков. При этом температура воздух должна быть не менее −5. Необходимо сказать также об особенностях действия данного типа реагентов. Так, если дорожное покрытие, уже подёрнутое ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин возрастёт в несколько раз, а реагент начнёт действовать только спустя несколько часов.

  • Твёрдые

Твёрдые реагенты являются более универсальными противогололёдными смесями. Так, использование твёрдых реагентов возможно практически при любых погодных и температурных условиях.

Современные реагенты

Техническая соль (NaCl)

Плюсы:

  • Низкая цена
  • Быстро растворяет снег

Минусы:

  • NaCl — это очень активное химическое вещество, которое, благодаря наличию в своём составе хлорида, наносит сильнейший вред не только автомобилям (например, ведёт к коррозии кузовных элементов), но также обуви и одежде горожан, лапам животных. Кроме того, активное использование городскими властями технической соли способствует разрушению дорожных покрытий и городских коммуникаций. Так, например, несколько лет назад именно хлорид натрия привёл к аварии на Южной подстанции в Санкт-Петербурге.

Раствор хлористого кальция модифицированного

Плюсы:

  • Низкая цена
  • Безопасен для окружающей среды

Минусы:

  • Как и техническая соль, раствор хлористого кальция наносит серьёзный вред как автомобилям, так и обуви горожан. Кроме того, срок действия данного реагента ограничивается 3-4 часами.

Бишофит или хлорид магния

Плюсы:

  • Безопасен для человека и окружающей среды
  • Быстро растворяет лёд
  • Невысокая цена, но стоит дороже, чем техническая соль

Минусы:

  • Вызывает сильную коррозию металла

Песок + Соль

Состав смеси: 92 % песка и 8 % соли.

Плюсы:

  • Низкая цена

Минусы:

  • Несмотря на то что эксперты отмечают данную смесь как более щадящую для окружающей среды (по сравнению с использованием только солесодержащих реагентов), одним из самых главных её минусов является тот факт, что она забивает городские канализационные сети и загрязняет дороги, образуя грязевую кашу

Соль + Мраморная крошка

Плюсы:

  • Безопасен для окружающей среды
  • Может использоваться многократно
  • Относительно низкая цена, дороже соляных и пескосоляных смесей

Минусы:

  • Забивает сточные сети

Гранитный щебень

Плюсы:

  • Безопасен для окружающей среды
  • Может использоваться многократно

Минусы:

  • Высокая цена
  • Разрушает дорожное полотно

Метод Торгейра Ваа

С 2004 года в Швеции применяется интересный метод борьбы с гололёдом: так называемый метод ВАА. Метод носит имя человека, который его, собственно, и предложил — Торгейра Ваа. Суть метода ВАА заключается в следующем: обрабатывать городские дороги песком, нагревая его с помощью воды. Как же работает данная технология? Песок смешивают с горячей водой в пропорциях 7 к 3 и с помощью специального оборудования разбрызгивают по поверхности дороги. Таким образом песок вплавляется в лёд, создавая шероховатую поверхность на дорожном полотне, которая обеспечивает хорошее сцепление автомобильных колёс с дорогой на протяжении от 3 до 7 дней при трафике 1 500 машин ежедневно.

Плюсы:

  • Безопасен для человека и окружающей среды

Минусы:

  • Высокая цена
  • Забивает канализационные сети
  • Ограниченный срок действия

Альтернативные смеси и реагенты

Сахар

Необычная технология сегодня применяется в Белоруссии: вместо привычных пескосоляных смесей в республике используют сахар, а именно — вещество, которое носит название «меласса», — побочный продукт сахарного производства. Новую антигололёдную смесь на основе сладкого компонента в столице Белоруссии — Минске — опробовали ещё год назад и остались довольны. Во многом данный реагент был выбран благодаря тому, что его компоненты не вызывают коррозию металла и, соответственно, не наносят вред автомобилям и городским жителям. Однако необходимо упомянуть, что данное вещество хорошо справляется со своей задачей до тех пор, пока температура колеблется от 0 до −15 градусов по Цельсию, затем состав теряет свои противогололёдные свойства.

Мочевина

Сегодня во многих европейских городах в качестве противогололёдного реагента очень часто применяется мочевина. Выбор мочевины как дополнительного реагента для обеспечения нормального функционирования городских объектов в зимнее время связан прежде всего с её высокими экологическими свойствами. Ведь мочевина — это органическое вещество. Она безопасна, нетоксична,не вызывает коррозию металла кузова автомобиля.

Нет реагентам!

Невероятно, но факт! В префектуре Аомори (Япония) за зиму выпадает от 2 до 5 метров осадков. В результате к концу зимнего периода дороги провинции превращаются в узкие снежные тоннели со стенами высотой в 2 человеческих роста, а порой и выше. Однако в Стране восходящего солнца практически не используются реагенты. А снег с центральных дорог просто счищают.

Использование ПГР в Перми

На сегодняшний день улицы города убираются согласно решению ПГД от 29.01.08 № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территорий города Перми». Дороги разделены на категории (решение ПГД от 26.02.08 № 38). Есть нормативы по вывозу снега для каждой: на дорогах первой категории — 2 суток, второй категории — 10 суток, третьей категории — 15 суток. По подсыпке ПГМ, как правило, от 4 до 10 часов в зависимости от лота контракта.

В технологию уборки дорог, согласно контрактам с подрядчиками, внесена подсыпка дорог галитом (минеральный концентрат технической соли, стоимость галита 2-3 тыс. руб. за тонну). Тротуары же по старинке посыпают песком.

По мнению экспертов, опрошенных «Звездой», современные материалы не закупаются, потому что соль и песок просто дешевле, да и в требованиях к контрактам подрядчиков прописан простой галит. При этом снег, собранный механическим способом, вывозится на полигоны, а песок, который остаётся на улицах, обычно никак не убирают. Он попадает в ливнёвку, засоряет её. Плюс, конечно, жителям приходится этим ещё и дышать.

Впрочем, некоторые частные владельцы (управляющие компании, администрации торговых и бизнес-центров) используют современные многокомпонентные противогололёдные материалы, которые эффективно плавят лёд, а их негативное воздействие на окружающую среду меньше, чем у соли.

По мнению экспертов, Пермь — единственный из крупных российских городов, который всё ещё не применяет современные ПГМ.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь