«Сара Бернар. Фан-клуб»: Талант и его поклонники
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Сейчас крайне популярен жанр байопика — жизнеописания выдающейся личности. Но это в кино, а для театра такой формат, когда надо показать годы жизни реального человека, крайне сложен. В «Сцене-Молот» прошла премьера спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб» — остроумного и немного сумасшедшего сценического байопика великой французской актрисы.
Год назад, в эскизе на «Лаборатории молодой режиссуры», историю жизни Сары Бернар режиссёр из Франции Жюльет Дешан преподнесла в формате монологов. Зрителю был представлен некий фан-клуб актрисы, участники которого (даже мужчины) изображали своего кумира и зачитывали отрывки из её книги воспоминаний «Моя двойная жизнь». Этот же способ подачи истории постановщик сохранила в спектакле, только нарастив вокруг этого скелета «мясо» текста, сюжета и оформления.
К мемуарам самой Сары Бернар добавлены отрывки из книги её конкурентки Мари Коломбье «Воспоминания Сары Барнум» (перевод Марии Вершинной). Эти явно не автобиографические эпизоды в спектакле
Оформление и сюжет спектакля (вернее его подобие) тесно переплетены. Ведь всё происходит в музее Сары Бернар, где в витринах выставлены чучела её животных, письма сына, платье, в котором актриса дебютировала на сцене театра, пианино её матери, драгоценное жемчужное ожерелье стоимостью в 400.000 франков, гроб, в котором она любила спать, и даже урна с прахом самой Сары Бернар. Эта сокровищница построена французской постановочной группой: художником-сценографом Клеманс Беза, художницей по костюмам Машей Макейеф и художником по свету Франсуа Мену.
По договору с неким человеком криминального вида (Илья Линович), ворчливый охранник (Михаил Орлов) пускает в музей шестерых истовых фанатов великой актрисы, чтобы 26 марта
В том, как эта история рассказана, кроется одна интересная тонкость всего «Фан-клуба»
И то, что половину этого единого образа составляют артисты-мужчины, выглядит немного провокативно, но забавно. Это тот редкий случай, когда мужчины в платьях выглядят не пошло, а органично в тех необычных обстоятельствах, которые предлагает режиссёр.
Ведь тут нет разделения на мужчин и женщин, у героев спектакля нет своих имён (ну, кроме одной фанатки)
Ведь пока кто-то рассказывает о судьбе великой актрисы, остальные герои тоже что-то делают
Это постепенное накопление бардака заканчивается одним большим взрывом в виде умопомрачительной истерики героя Михаила Орлова, перечисляющего самые невероятные слухи о Саре Бернар, которые опровергает Алексей Каракулов, лёжа в гробу. Удивительно, но именно герой Михаила Орлова, благодаря отличной работе артиста, и его полному вхождению в предлагаемое окружающее безумие и реакцию на него, оказывается самым ярким в спектакле. Заключительную часть спектакля, с тем самым взрывным спором, Орлов просто «крадёт» у своих коллег.
К сожалению, к этому всплеску энергии «Сара Бернар. Фан-клуб» движется очень медленно. Спектакль довольно долго раскачивается, ведь сами актёрские монологи, пусть даже и отлично исполненные, требуют сосредоточения внимания, концентрации, и это притом, что на сцене, помимо этого, ещё что-то постоянно происходит. Но само действие развивается дальше лишь при переходе хода от одной Сары Бернар к другой, что на динамике сказывается не лучшим образом. Так что зрителю придётся проявить определённое терпение.
«Сара Бернар. Фан-клуб» вышел ярким, по-хорошему безумным и бесшабашным спектаклем с необычным способом проявления природы артистов. К тому же ещё и с определённым просветительским уклоном, ведь что мы в России знаем о великой французской актрисе? Правда его оригинальная внутренняя конструкция предъявляет определенные требования к зрительскому вниманию. Но если с ним всё в порядке, то вознаграждено это терпение будет сторицей.
***
- Читайте также интервью с режиссёром спектакля Жюльет Дешан.