X

Новости

Сегодня
17:22 В Мотовилихе очистят пруд и две речки за 13 млн рублей. Рассказываем, зачем это нужно
15:28 В Перми пройдет фестиваль скандинавской ходьбы. Рассказываем, как записаться на бесплатные тренировки
13:39 В Перми открывается центр помощи бездомным. Там можно будет умыться, поесть и привести себя в порядок
28 сентября 2018
13:51 Посол Греции вручил худруку Пермской оперы Теодору Курентзису Орден Феникса
11:37 В Перми стартовала продажа iPhone Xs и Xs Max. За ними очередь, но дефицита нет
11:14 В Центре городской культуры стартует новый сезон «Звёздных сред». Его откроет лекция пермского психиатра Александра Вайнера
27 сентября 2018
14:30 В Перми пройдёт благотворительный забег в поддержку сирот-инвалидов. Рассказываем, как принять в нём участие

«Сара Бернар. Фан-клуб»: Талант и его поклонники

129статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Алексей Гущин

Сейчас крайне популярен жанр байопика — жизнеописания выдающейся личности. Но это в кино, а для театра такой формат, когда надо показать годы жизни реального человека, крайне сложен. В «Сцене-Молот» прошла премьера спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб» — остроумного и немного сумасшедшего сценического байопика великой французской актрисы.

Год назад, в эскизе на «Лаборатории молодой режиссуры», историю жизни Сары Бернар режиссёр из Франции Жюльет Дешан преподнесла в формате монологов. Зрителю был представлен некий фан-клуб актрисы, участники которого (даже мужчины) изображали своего кумира и зачитывали отрывки из её книги воспоминаний «Моя двойная жизнь». Этот же способ подачи истории постановщик сохранила в спектакле, только нарастив вокруг этого скелета «мясо» текста, сюжета и оформления.

К мемуарам самой Сары Бернар добавлены отрывки из книги её конкурентки Мари Коломбье «Воспоминания Сары Барнум» (перевод Марии Вершинной). Эти явно не автобиографические эпизоды в спектакле — иной взгляд на жизнь актрисы. Противоположный тому, что она сообщила сама.

Оформление и сюжет спектакля (вернее его подобие) тесно переплетены. Ведь всё происходит в музее Сары Бернар, где в витринах выставлены чучела её животных, письма сына, платье, в котором актриса дебютировала на сцене театра, пианино её матери, драгоценное жемчужное ожерелье стоимостью в 400.000 франков, гроб, в котором она любила спать, и даже урна с прахом самой Сары Бернар. Эта сокровищница построена французской постановочной группой: художником-сценографом Клеманс Беза, художницей по костюмам Машей Макейеф и художником по свету Франсуа Мену.

Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин

По договору с неким человеком криминального вида (Илья Линович), ворчливый охранник (Михаил Орлов) пускает в музей шестерых истовых фанатов великой актрисы, чтобы 26 марта — в день её смерти — они смогли провести конкурс лучших Сар Бернар. Тут всё, так же, как и в эскизе год назад: подражающие своему кумиру люди, каждый по очереди произносит в микрофон отрывки из воспоминаний великой актрисы в хронологическом порядке — от её детского желания стать монашкой и дебюта в театре до триумфа, мировой славы и ампутации ноги под конец жизни. Так перед зрителями предстаёт насыщенная и яркая история судьбы Сары Бернар.

Фото: Алексей Гущин

В том, как эта история рассказана, кроется одна интересная тонкость всего «Фан-клуба» — ведь артисты здесь играют не саму Сару Бернар, а именно людей, которые её изображают, но делают это так, что в итоге кажется, будто каждый играет именно саму великую актрису. А поскольку у каждого фаната (читай актёра) своя природа, то и Сара Бернар у каждого получается своей. Поначалу она кроткая и тихая у Александра Гончарука, скромная и робкая у Екатерины Романовой, затем это уже немного восторженная девица в исполнении Марии Полыгаловой, которая вырастает в диву в розовых одеждах, сыгранную Татьяной Синевой, за которой следует жеманная кокетка Вячеслава Чистова в пеньюаре, в свою очередь, превращающаяся во вздорную, капризную, до сумасшествия энергичную женщину с хлыстом, распоряжающуюся охранником как зверем, которую изображает Алексей Каракулов. И вот из таких разных граней Жюльет Дешан и артистам театра в итоге удаётся создать некий единый, удивительно разноплановый — где-то смешной, но больше трагичный образ Сары Бернар.

Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин

И то, что половину этого единого образа составляют артисты-мужчины, выглядит немного провокативно, но забавно. Это тот редкий случай, когда мужчины в платьях выглядят не пошло, а органично в тех необычных обстоятельствах, которые предлагает режиссёр.

Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин

Ведь тут нет разделения на мужчин и женщин, у героев спектакля нет своих имён (ну, кроме одной фанатки) — они все тут Сара Бернар. Даже криминальный тип, которому отводится роль стороннего рассказчика и распорядителя, и охранник, которому всё происходящее очень не нравится, и не зря.

Фото: Алексей Гущин

Ведь пока кто-то рассказывает о судьбе великой актрисы, остальные герои тоже что-то делают — ходят, пьют, едят, переодеваются, общаются. И у этого фона тоже важное значение, ведь фанаты постепенно разыгрываются, и превращают порядок музея в бардак, наводя в нём полный бедлам, воруя экспонаты из витрин и устраивая к финалу чуть ли не карнавал. Абсурд и хаос собираются из мелочей и нарастают в спектакле медленно, но верно. Режиссёр не стесняется возникающее от актёрского монолога звенящее ощущение проникновения в мир Сары Бернар просто взорвать какой-нибудь идиотской и безумной выходкой одного из фанатов. То кто-то врубит сигнализацию, залезая в витрину, то рассыплет драгоценное ожерелье за 400.000 франков, а то и устроит пожар с дымом и распылённым огнетушителем.

Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин
Фото: Алексей Гущин

Это постепенное накопление бардака заканчивается одним большим взрывом в виде умопомрачительной истерики героя Михаила Орлова, перечисляющего самые невероятные слухи о Саре Бернар, которые опровергает Алексей Каракулов, лёжа в гробу. Удивительно, но именно герой Михаила Орлова, благодаря отличной работе артиста, и его полному вхождению в предлагаемое окружающее безумие и реакцию на него, оказывается самым ярким в спектакле. Заключительную часть спектакля, с тем самым взрывным спором, Орлов просто «крадёт» у своих коллег.

Фото: Алексей Гущин

К сожалению, к этому всплеску энергии «Сара Бернар. Фан-клуб» движется очень медленно. Спектакль довольно долго раскачивается, ведь сами актёрские монологи, пусть даже и отлично исполненные, требуют сосредоточения внимания, концентрации, и это притом, что на сцене, помимо этого, ещё что-то постоянно происходит. Но само действие развивается дальше лишь при переходе хода от одной Сары Бернар к другой, что на динамике сказывается не лучшим образом. Так что зрителю придётся проявить определённое терпение.

Фото: Алексей Гущин

«Сара Бернар. Фан-клуб» вышел ярким, по-хорошему безумным и бесшабашным спектаклем с необычным способом проявления природы артистов. К тому же ещё и с определённым просветительским уклоном, ведь что мы в России знаем о великой французской актрисе? Правда его оригинальная внутренняя конструкция предъявляет определенные требования к зрительскому вниманию. Но если с ним всё в порядке, то вознаграждено это терпение будет сторицей.

***

  • Читайте также интервью с режиссёром спектакля Жюльет Дешан.