
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


Управляемые страхом. Почему преследования геев в Чечне касаются всех
Дискуссия «Право на насилие», прошедшая в Перми, вышла жизнеутверждающей. Казалось бы, повод — преследование геев в Чечне — этому не располагал. Но эксперты и участники обсудили не столько события в кавказской республике, сколько то, что сопровождает любое насилие. Это страх его наблюдателей, который — одна из целей издевательств. Поговорили как раз о том, с чего начать внутреннее освобождение.
Обсуждение состоялось в Центре городской культуры. Организаторы
Начали с Чечни. Оттуда приходят сообщения об избиениях и убийствах геев и даже тюрьмах для гомосексуалов. Об этом 1 апреля сообщила «Новая газета», затем тему продолжили другие российские и иностранные СМИ.
Преступления против геев: и в Чечне, и в Перми
Гомофобия
Сценарии
— одни и те же,— сказала Юлия во вступительном слове.— Вымогательства денег, насилие, шантаж. И это делают люди, говорящие о ценности справедливости и уважения традиций. Увидеть полную картину преступлений в отношении гомосексуалов, в частности, в Пермском крае, нельзя, потому что правоохранительные органы не ведут отдельную статистику. Только из сообщений СМИ мы знаем как минимум о двух серьёзных преступлениях на почве гомофобии в Прикамье в прошлом году. В одном случае речь идёт о насильственных действиях сексуального характера с избиением. В другом— об избиении, приведшем к смерти. В целом, в ходе мониторинга, который ведёт группа «Радужный мир», за 2015-2016 годы мы зафиксировали около пяти десятков случаев дискриминации гомосексуальных и трансгендерных людей.

Насилие над теми или иными группами
Мы знаем о том, что в Чечне преследуют геев, но нам известны истории только мужчин нетрадиционной ориентации,
— отметила Вершинина.— А что с женщинами [нетрадиционной ориентации], почему нет информации о них? Ответ в том, как устроена патриархатная система. Она работает и в Чечне, и в остальной России, хоть и в меньшей мере. В ней те мужчины, которые сами отказываются от маскулинности в привычном понимании, подвергаются ещё большей агрессии, чем женщины.
Вершинина добавила, что при патриархате свою власть надо постоянно подтверждать, и проще всего это сделать через насилие

Третья экспертка, клинический психолог, гештальт-терапевт Мария Наймушина сравнила насилие над гомосексуалами с насилием в искусственно созданных детских коллективах, например, школьных. Психолог заметила, что буллинга БуллингТравля одного члена коллектива другими в учебных заведениях не бывает без зрителей. Они
«Что я могу против стаи бешеных собак?»
Со временем я изменила своё отношение к насилию в школе,
— сказала Мария Наймушина.— Раньше видела истоки буллинга в самой жертве. То есть искала черты отличия, за которые якобы и травят. Но потом поняла, что непохожесть жертвы на других условна. Иными словами, пострадать может любой. Так и в масштабах страны— любая группа может «дожить» до того, что примутся за неё.
С этим согласилась Дарья Вершинина. По её мнению, позиция молчаливого наблюдателя лишь кажется безопасной. В действительности не заступишься за другого

Во время обсуждения не удалось избежать оценки подлинности фактов из материала «Новой газеты». Один из мужчин обратил внимание на то, что статья вышла 1 апреля. «Газета бросила такую то ли шутку, то ли утку,
Девушка на соседнем ряду сказала, что видела и фото жертв, и следы издевательств.

Мария Наймушина после этих слов предположила, что страх перед той самой «стаей бешеных собак»
«Открытые гомосексуалы — в большей безопасности»
Юлия Бабинцева из «Радужного мира» уверена, что нужно быть открытым, насколько это возможно. «То, что геи и лесбиянки не скрывают свою ориентацию, в некоторых случаях может их обезопасить: их нечем будет шантажировать,
Особенно не стоит бояться близких людей, добавила одна из слушательниц. Она рассказала свою историю. Однажды её мама призналась, что она лесбиянка. Дочь кое о чём догадывалась (дома часто оставалась мамина подруга) и, более того, ничего не имела против. Однако в семье это скрывалось, причина

Впрочем, участники обсуждения сошлись на том, что каминг-аут Каминг-аутДобровольное признание человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству возможен не везде и не всегда. Тем более, что сегодняшняя государственная политика направлена на неприятие людей нетрадиционной ориентации: по мнению Юлии Бабнцевой, даже по сравнению с 1990-ми годами в этом вопросе страна сделала большой шаг назад.
Из-за закрытости, нежелания заявлять о преступлениях (ведь при обращении в правоохранительные органы придётся рассказать о себе) нет реальной статистики преступлений против гомосексуалов. Юлия Бабинцева упомянула случаи так называемых корректирующих изнасилований лесбиянок в соседнем регионе, Свердловской области

Быть феминисткой — значит, быть «кукукнутой»
Участники сошлись в том, что сделать свой вклад в атмосферу терпимости
Надо сказать себе: «Да, это ужасно, и я не готова этому потворствовать»,
— уверена экспертка.— Часто встречаю мнение: мол, хорошо, что меня в детстве били, поэтому я и стал тем, кто я есть. С некоторых пор я всегда высказываюсь в таких случаях. Говорю: «Тебя били только потому, что ты не мог ответить». Пусть не всегда, но со мной соглашаются. Из того же разряда— моё нежелание смеяться над определёнными шутками.

По словам модератора Анастасии Сечиной, интернет-журнал «Звезда» сделал ЛГБТ-повестку важной частью своего контента, часто пишет на эти темы, считая, что говорить об этом крайне важно. Похожая стратегия и у Дарьи Вершининой

Юлия Бабинцева сказала, что по мере сил и возможностей каждый может делиться своими условными привилегиями, то есть заступаться за другого человека. «Я лесбиянка,
По мнению участницы, которая до этого рассказала о драке на рынке, подростки часто делают гомофобные высказывания не потому, что реально так считают, а потому, что таким образом «тестируют реальность на прочность», проверяют границы дозволенного. И это
Одна из слушательниц дискуссии привела пример: подруга, увидев на улице двух женщин, недвусмысленно держащихся за руки, недоумевала: как ответить на вопрос своего ребёнка об этой паре? Психолог Мария Наймушина на это удивилась: почему родители находят слова, чтобы объяснить детям существование пожилого мужчины в красной шубе с бородой до пят, за ночь облетающего весь мир в санях, но при этом не находят слов, чтобы рассказать, как два человека могут любить друг друга?

Молодой человек Шамшад рассказал о своём «опыте принятия»:
Наш класс был консервативным,
— вспомнил Шамшад.— И у нас была иерархия. Одного мальчишку постоянно третировали. Он не был геем, но был на него похож. Однажды я просто с ним пообщался, спросил: «Что с тобой не так?» Оказалось, он обычный парень и вообще-то не сделал ничего такого, за что его нужно унижать. Почему тогда надо это было делать?
Вставая на защиту прав гомосексуалов и трансгендеров, главное не навредить, поделилась мыслями одна из участниц. Например, к гей-парадам наше общество не готово и проводить их сейчас

«Мы ненормальные, и это нормально»
В своём завершающим слове спикеры сошлись на одном: чем меньше стереотипов, тем лучше, ведь мир прекрасен в своём разнообразии, а жизнь
У нас есть много клише,
— заключила Дарья Вершинина.— Например, о традиционной семье— есть старший сын, младшая дочь, мама смотрит за хозяйством, а папа зарабатывает деньги. Но как много лично вы знаете таких примеров? А ведь мы говорим о таких семьях не как о модели, а как о чём-то реально существующем. Надо понимать, что каждый из нас в чём-нибудь да не относится к норме. Но клише удобны, они позволяют прикрываются, совершая насилие. Принадлежность к стандарту даёт власть [и право на насилие]— и это страшно.
Вспомнили, что форм брака вообще очень много, а кто-то не приемлет ни одну из них. Что неспособность иметь биологических детей отличает не только гомосексуальные, но и некоторые гетеросексуальные пары. Что всё, что ни есть в природе,
«Все мы в чём-то ненормальные, и это нормально»,
***
- Читайте также репортаж Михаила Даниловича с акции одиночных пикетов в защиту геев Чечни.
- #ПроектFAQ. Гей-парад в Перми осенью 2016 года: что это было? С какими реальными проблемами сталкивается ЛГБТ-сообщество?
- Читайте также историю Александры Селяниновой из посёлка Рябинино в Чердынском районе, которая 25 лет назад после операции перестала быть мужчиной.
- Монологи двух трансгендерных людей: Александры, которая попала в бюрократический кафкианский кошмар, и Адама, который терпеливо вырабатывает систему социализации трансгендерного человека.
Рекомендуем почитать

Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь