X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Аня Чащухина

Малер, Мартынов, Буратиныч и другие. Семь книг, которые нужно прочитать к Дягилевскому фестивалю

В Перми проходит Дягилевский фестиваль. В программе концерты, выставки, перформансы и обширная образовательная программа. Вместе с независимым книжным магазином «Пиотровский» выбрали семь книг, которые помогут лучше разобраться в том, что происходит в рамках 10-дневного фестиваля.

«Theatrum Mundi. Подвижный лексикон»

Что из себя представляет современная теория перформативных искусств? А её дополняющие — политика зрительства, театральность, аффект, индексальность? Какие существуют возможности использования понятий в гуманитарных дисциплинах?

Фото: Аня Чащухина

Авторы книги — филологи, философы, театроведы, культурологи и историки — рассуждают о производстве знания перформативными способами, таксидермии в качестве театрализованной природы, призрачности пространства в сайт-специфичном театре, структурированных разными революционными событиями времени и речи и ещё многом и многом другом.

Сергей Привалов «Буратиныч и другие. Необъективные музыкальные заметки»

Книга, выросшая из постов в «Фейсбуке» под ником Karl Buratinovich и опыта простого посетителя концертов, хотя у автора за плечами и консерватория, и поступление в аспирантуру, где он вдруг осознал, что «музыковедение — лженаука, охотно питающаяся композиторами, но ничего не дающая взамен». Заметки изначально подчёркнуто необъективны и тем интересны. Их герои — Курентзис, Гергиев, Селларс, Жолдак, Фудзита и многие другие. Получилась своего рода летопись концертов и оперных постановок последних пятнадцати лет.

Фото: Аня Чащухина

Ханс Волльшлегер «Другой материал. Фрагменты о Густаве Малере»

Ханс Волльшлегер известен как автор модернистского романа «Отростки сердца, или синдром падшего Адама» (1982) и лучшего перевода «Улисса» Джойса на немецкий язык. Но первым его призванием была музыка: на протяжении всей жизни он изучал и пропагандировал творчество Малера, которое было на долгие годы изъято из культурного обихода немцев, а также создал свою собственную реконструкцию неоконченной Десятой симфонии. Эссе, лекции, тесты радиопередач, написанные в свойственном автору модернистском ключе, тягучими предложениями и с долей абсурда, превратились в целую книгу об австрийском композиторе и совсем недавно вышли в издательстве Яромира Хладика.

Фото: Аня Чащухина

Цитата

«Такие места, как это, из Третьей симфонии, такие гигантские по размаху жесты, посредством которых музыка, кажется, вырывается из себя самой и взрывает собственную форму, как и зал, в котором она звучит, повторяются в творчестве Малера снова и снова. Они — то общее, что соединяет его большие симфонические миры (во всех других отношениях столь переменчивые, непохожие друг на друга, каждый из которых был новым шагом в развитии выразительных средств и мастерства) и образует, так сказать, по отношению к их формальному языку ключевое слово более высокого уровня, комплексное значение которого помогает расшифровать язык всей этой целостности».

Эрика Фишер-Лихте «Эстетика перформативности»

Имя немецкой профессорки театроведения Свободного Университета в Берлине и директорки Института высших исследований театральных культур мало известно российскому читателю, а за рубежом её труд «Эстетика перформативности» признан основополагающим по искусству перформанса в мировой гуманитарной науке.

Фото: Аня Чащухина

Каковы истоки перформанса и какие виды он принимает в современности? Как перформативными средствами создаётся материальность? Можно ли понять спектакль? Анализируя феномен перформанса, Эрика Фишер-Лихте приходит к артикуляции основных понятий новой эстетики, благодаря которым становится возможным не только интерпретировать отдельные перформансы и «эвенты», но и в принципе глубже понять перформативную природу современной культуры.

Владимир Мартынов «Автоархеология (1952-1972)»

Книга Владимира Мартынова не о музыке и поэзии, как это может показаться из аннотации. Это нечто чуть большее — собственная философия понимания мира и смыслов, в нём заложенных, личное ощущение осмысленности или даже бессмыслия. А на пути большого нарратива встречаются стихи, дневниковые заметки, мелькают имена Лимонова, Пригова, Рубинштейна, Горького, Платона и Шуберта.

Фото: Аня Чащухина

Ройд Клименхага «Пина Бауш. Обнаружение телесного присутствия»

Однажды немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш работала над постановками, которые были основаны на материалах, созданных Брехтом и Куртом Вайлем. В какой-то момент она осознала, что танцовщики из труппы ненавидят свою работу, они просто не могут понять или принять её. Теперь слова «меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет» станут в её подходе определяющими. Названная впоследствии танцтеатром, новая форма «экспрессивного танца» будет основана не на технике, а на эмоциональном состоянии самих исполнителей и на том, что делает постановки человечными.

Фото: Аня Чащухина

Исследователь танца и театра, сооснователь и художественный соруководитель арт-пространства Human Company, преподаватель университета Новая школа, Ройд Клименхага изучил контекст, в котором развивалось её творчество, проследил процесс его трансформации и исследовал воздействие, задавшее тон предстоящему перевороту.

Шенг Схейен «Дягилев. „Русские сезоны“ навсегда»

Книга одного из ведущих специалистов по русской культуре и истории XX века, на страницах которой Дягилев предстаёт то в качестве провидца и тирана, то ловца душ и неисправимого одиночки, то визионера и провокатора. И порой вовсе непонятно: то ли перед читателем экстравагантный авантюрный роман, то ли жизнь реального человека. Очевидная скрупулезная работа специалиста с историческими сведениями и материалами всё же склоняет ко второму варианту, эмоциональный эффект от прочитанного подсказывает: первый.

Фото: Аня Чащухина

Дополнительным источником наслаждений оказывается и более широкий культурно-исторический контекст, в который вписан герой, — жизненные подробности русского и европейского модернизма, пересечения главных имён искусства XX века: Чехова, Римского-Корсакова, Бакста, Бенуа, Родена, Матисса, Прокофьева, Маяковского, Баланчина, Коко Шанель и других. Издание дополнено редкими фотографиями, документами, эскизами костюмов и декораций.

Рекомендуем почитать

Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?

Аня Чащухина

«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Привет, Бобёр! Привет, Терминатор! Вспоминаем самые яркие выступления пермских команд КВН в Высшей лиге

Григорий Ноговицын

Сборная Пермского края стала Чемпионом Высшей лиги КВН. Она завоевала это звание будучи дебютантом телевизионной игры

Григорий Ноговицын

Детский рисунок, граффити, иконы. Семь книг, чтобы лучше понять выставку в память об Александре Жунёве в ЦГК

Сергей Сигерсон

Инфографика. Численность населения, рождаемость и причины смертности в Пермском крае в 2005 и 2020 годах

Редакция
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+