X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Аня Чащухина

Малер, Мартынов, Буратиныч и другие. Семь книг, которые нужно прочитать к Дягилевскому фестивалю

В Перми проходит Дягилевский фестиваль. В программе концерты, выставки, перформансы и обширная образовательная программа. Вместе с независимым книжным магазином «Пиотровский» выбрали семь книг, которые помогут лучше разобраться в том, что происходит в рамках 10-дневного фестиваля.

«Theatrum Mundi. Подвижный лексикон»

Что из себя представляет современная теория перформативных искусств? А её дополняющие — политика зрительства, театральность, аффект, индексальность? Какие существуют возможности использования понятий в гуманитарных дисциплинах?

Фото: Аня Чащухина

Авторы книги — филологи, философы, театроведы, культурологи и историки — рассуждают о производстве знания перформативными способами, таксидермии в качестве театрализованной природы, призрачности пространства в сайт-специфичном театре, структурированных разными революционными событиями времени и речи и ещё многом и многом другом.

Сергей Привалов «Буратиныч и другие. Необъективные музыкальные заметки»

Книга, выросшая из постов в «Фейсбуке» под ником Karl Buratinovich и опыта простого посетителя концертов, хотя у автора за плечами и консерватория, и поступление в аспирантуру, где он вдруг осознал, что «музыковедение — лженаука, охотно питающаяся композиторами, но ничего не дающая взамен». Заметки изначально подчёркнуто необъективны и тем интересны. Их герои — Курентзис, Гергиев, Селларс, Жолдак, Фудзита и многие другие. Получилась своего рода летопись концертов и оперных постановок последних пятнадцати лет.

Фото: Аня Чащухина

Ханс Волльшлегер «Другой материал. Фрагменты о Густаве Малере»

Ханс Волльшлегер известен как автор модернистского романа «Отростки сердца, или синдром падшего Адама» (1982) и лучшего перевода «Улисса» Джойса на немецкий язык. Но первым его призванием была музыка: на протяжении всей жизни он изучал и пропагандировал творчество Малера, которое было на долгие годы изъято из культурного обихода немцев, а также создал свою собственную реконструкцию неоконченной Десятой симфонии. Эссе, лекции, тесты радиопередач, написанные в свойственном автору модернистском ключе, тягучими предложениями и с долей абсурда, превратились в целую книгу об австрийском композиторе и совсем недавно вышли в издательстве Яромира Хладика.

Фото: Аня Чащухина

Цитата

«Такие места, как это, из Третьей симфонии, такие гигантские по размаху жесты, посредством которых музыка, кажется, вырывается из себя самой и взрывает собственную форму, как и зал, в котором она звучит, повторяются в творчестве Малера снова и снова. Они — то общее, что соединяет его большие симфонические миры (во всех других отношениях столь переменчивые, непохожие друг на друга, каждый из которых был новым шагом в развитии выразительных средств и мастерства) и образует, так сказать, по отношению к их формальному языку ключевое слово более высокого уровня, комплексное значение которого помогает расшифровать язык всей этой целостности».

Эрика Фишер-Лихте «Эстетика перформативности»

Имя немецкой профессорки театроведения Свободного Университета в Берлине и директорки Института высших исследований театральных культур мало известно российскому читателю, а за рубежом её труд «Эстетика перформативности» признан основополагающим по искусству перформанса в мировой гуманитарной науке.

Фото: Аня Чащухина

Каковы истоки перформанса и какие виды он принимает в современности? Как перформативными средствами создаётся материальность? Можно ли понять спектакль? Анализируя феномен перформанса, Эрика Фишер-Лихте приходит к артикуляции основных понятий новой эстетики, благодаря которым становится возможным не только интерпретировать отдельные перформансы и «эвенты», но и в принципе глубже понять перформативную природу современной культуры.

Владимир Мартынов «Автоархеология (1952-1972)»

Книга Владимира Мартынова не о музыке и поэзии, как это может показаться из аннотации. Это нечто чуть большее — собственная философия понимания мира и смыслов, в нём заложенных, личное ощущение осмысленности или даже бессмыслия. А на пути большого нарратива встречаются стихи, дневниковые заметки, мелькают имена Лимонова, Пригова, Рубинштейна, Горького, Платона и Шуберта.

Фото: Аня Чащухина

Ройд Клименхага «Пина Бауш. Обнаружение телесного присутствия»

Однажды немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш работала над постановками, которые были основаны на материалах, созданных Брехтом и Куртом Вайлем. В какой-то момент она осознала, что танцовщики из труппы ненавидят свою работу, они просто не могут понять или принять её. Теперь слова «меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет» станут в её подходе определяющими. Названная впоследствии танцтеатром, новая форма «экспрессивного танца» будет основана не на технике, а на эмоциональном состоянии самих исполнителей и на том, что делает постановки человечными.

Фото: Аня Чащухина

Исследователь танца и театра, сооснователь и художественный соруководитель арт-пространства Human Company, преподаватель университета Новая школа, Ройд Клименхага изучил контекст, в котором развивалось её творчество, проследил процесс его трансформации и исследовал воздействие, задавшее тон предстоящему перевороту.

Шенг Схейен «Дягилев. „Русские сезоны“ навсегда»

Книга одного из ведущих специалистов по русской культуре и истории XX века, на страницах которой Дягилев предстаёт то в качестве провидца и тирана, то ловца душ и неисправимого одиночки, то визионера и провокатора. И порой вовсе непонятно: то ли перед читателем экстравагантный авантюрный роман, то ли жизнь реального человека. Очевидная скрупулезная работа специалиста с историческими сведениями и материалами всё же склоняет ко второму варианту, эмоциональный эффект от прочитанного подсказывает: первый.

Фото: Аня Чащухина

Дополнительным источником наслаждений оказывается и более широкий культурно-исторический контекст, в который вписан герой, — жизненные подробности русского и европейского модернизма, пересечения главных имён искусства XX века: Чехова, Римского-Корсакова, Бакста, Бенуа, Родена, Матисса, Прокофьева, Маяковского, Баланчина, Коко Шанель и других. Издание дополнено редкими фотографиями, документами, эскизами костюмов и декораций.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь