X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: art1.ru

«Золотые маски» Перми с 1996 по 2020. Полная история участия пермских театров в главной театральной премии России

10 ноября состоялась церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска». В связи с пандемией церемония прошла онлайн: актёры Дарья Мороз и Сергей Епишев называли победителей в прямом эфире в интернете, затем к ним со своими словами по видеосвязи подключались лауреаты. Пермские театры — постоянные участники «Золотой маски», и в этом году в наш город отправятся сразу семь престижных наград. В этом материале мы расскажем полную историю участия Перми в главной театральной премии страны — с момента её появления в 1996 году до наших дней.

Этот тайм-лайн является расширенной версией нашей статьи, выходившей в 2016 году и приуроченной к тому, что в «Золотой маске» театры из Пермского края на тот момент участвовали уже двадцать лет. Но прошло уже несколько всероссийских фестивалей, вручено много разных премий, а значит, стоит дополнить наш материал, и тем самым создать полную историю участия пермских театров в главной театральной премии России. Пусть даже актуальной она будет лишь до вручения следующей «Золотой маски».

Необходимое пояснение для компетентных органов: возрастные ограничения указаны для спектаклей, которые значатся в репертуаре театров на момент публикации.

1996 год (сезон 1994-1995 гг.)

Первое появление пермских театров на «Золотой маске». Вполне естественно, что одним из лидеров этого начинания стал Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Опера «Дон Паскуале», поставленная Георгием Исаакяном, претендовала на призы в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура». Исполнители главных партий — Анзор Шомахия (Дон Паскуале) и Татьяна Куинджи (Норина) — получили «Маски» за лучшую мужскую и лучшую женскую роль соответственно. В этом же году «Балет Евгения Панфилова» со спектаклем «Восемь русских песен и колыбельная для мужчины» (12+) претендовал на приз как лучший спектакль в категории «Балет», а сам Евгений Панфилов был представлен в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», но «Золотых Масок» тогда театр Панфилова не получил.

Фото: Энциклопедия «Пермский край»

1997 год (сезон 1995-1996 гг.)

В этом году от Перми на Всероссийском фестивале отметился только «Балет Евгения Панфилова». «Ромео и Джульетта» номинировался как лучший спектакль, Евгений Панфилов снова претендовал на приз «За лучшую работу балетмейстера/хореографа», а Сергей Райник номинировался в категории «Лучшая мужская роль». Однако и на этот раз «Балет Евгения Панфилова» не получил ни одной награды.

1998 год (сезон 1996-1997 гг.)

Снова Пермь на «Золотой маске» представляли Театр оперы и балета и «Балет Евгения Панфилова». Опера «Пиковая дама» значилась в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра (Георгий Исаакян)» и «Лучшая работа дирижёра (Вадим Мюнстер)». Со спектаклем «Аввакум... Танц-мистерия» Евгений Панфилов снова штурмовал премию в категориях «За лучшую работу балетмейстера/хореографа» и «За лучший спектакль». Но и в этом году пермские театры «Масок» не получили.

2001 год (сезон 1999-2000 гг.)

В этом сезоне постановка театра «Балет Евгения Панфилова» «Прекрасные дамы маркизов и русских князей» в разделе «Современный танец» претендовала на «Золотую маску» как лучший спектакль, а Евгений Панфилов номинировался «За лучшую работу балетмейстера/хореографа». В итоге «Золотую маску» в категории «Новация» получил спектакль «Бабы. Год 1945» (12+) театра «Балет Толстых Евгения Панфилова».

2003 год (сезон 2001-2002 гг.)

Единственная номинация театра «Балет Евгения Панфилова» — за спектакль «БлокАда» (12+) в категории «Лучший спектакль в современном танце».

2004 год (сезон 2002-2003 гг.)

На юбилейной, десятой «Золотой маске» Пермский театр оперы и балета представлял «Ballet Imperial» (12+) — спектакль, поставленный в рамках международного культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене». Хореография Джорджа Баланчина была осуществлена Бартом Куком и Марией Калегари (США). Значился спектакль в единственной номинации — «Лучший спектакль в балете», в рамках которой и получил «Золотую Маску». Кстати, партию фортепиано в «Ballet Imperial» исполнял Денис Мацуев.

Фото: Завьялов Антон

2005 год (сезон 2003-2004 гг.)

В этом году на «Золотой маске» от Перми был только Театр оперы и балета. Классический балет в четырёх частях «Серенада» (12+) на музыку Петра Чайковского и хореографию Джорджа Баланчина стал соискателем в двух номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль» (Елена Кулагина). Но ни в одной не одержал победы.

2006 год (сезон 2004-2005 гг.)

И снова на Всероссийском театральном фестивале Театр оперы и балета и театр «Балет Евгения Панфилова». Опера «Соловей» представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Татьяна Баганова), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Светлана Башарина). В этих же номинациях отметилась и опера «Кармен», как лучший режиссёр в ней был номинирован Георгий Исаакян, а «За лучшую работу художника в музыкальном театре» — Вячеслав Окунев. Кроме того, исполнивший в «Кармен» роль Хозе Сергей Перминов претендовал на «Маску» за лучшую мужскую роль в опере. Однако ни одной «Маски» оперный театр тогда не получил. Спектакль театра «Балет Евгения Панфилова» «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен — сюита», в котором автором либретто, хореографом, режиссёром, сценографом и художником по костюмам выступил сам Панфилов, значился только в одной номинации — «Лучший спектакль в современном танце», которую и получил.

Фото: Балет Евгения Панфилова

2007 год (сезон 2005-2006 гг.)

В 2007 году Пермь на премии представлял Театр оперы и балета спектаклем «Синдерелла, или Сказка о Золушке» (12+) в номинации «Лучший спектакль в опере». Премии «За честь и достоинство» удостоился народный артист РСФСР Владимир Дмитриевич Гуляев, долгое время возглавлявший Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.

2008 год (сезон 2006-2007 гг.)

Больше десяти лет на главную театральную премию страны из Перми претендовали только оперы и пластические спектакли. Нарушил это правило «Сиротливый Запад» (16+) театра «У Моста» — драматический спектакль, поставленный худруком театра Сергеем Павловичем Федотовым. Символично, что первым драматическим спектаклем из Перми на «Золотой маске» стала первая постановка пьесы Мартина МакДонаха в России. «Сиротливым Западом» Федотов открыл ирландского драматурга российской сцене. Позже Мартин МакДонах станет очень популярным автором в России, а театр «У Моста» — единственным в мире театром, в репертуаре которого есть все пьесы этого знаменитого ирландца. Ну, а Сергей Федотов негласно будет признан лучшим в России постановщиком пьес Мартина МакДонаха. Но это будет позже, а в 2008 году «Сиротливый Запад», представленный в номинациях «Лучший спектакль в драме (малая форма)» и «Лучшая работа режиссёра», ни одной «Золотой маски» не получил. Без «Масок» в номинациях «Лучший спектакль в балете» и «Лучшая женская роль» (Ярослава Араптанова) остался и балет «Хореография Джерома Роббинса: Времена года, концерт» (6+) Пермского театра оперы и балета.

Фото: Театр «У Моста»

2009 год (сезон 2007-2008 гг.)

Пятнадцатый Всероссийский фестиваль «Золотая маска» был очень успешным для Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Балет «Корсар» был заявлен сразу в пяти номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижёра», «Лучшая работа хореографа» (Василий Медведев), «Лучшая мужская роль» (Иван Прошин), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева). Опера «Орфей» рассматривалась жюри как лучший спектакль в опере, а исполнитель роли Орфея Дмитрий Бобров претендовал на приз «За лучшую мужскую роль в опере». «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» получил Эрнст Гейдебрехт, Георгий Исаакян победил в категории «Лучшая работа режиссёра в музыкальном театре».

Фото: Пермская Опера

2010 год (сезон 2008-2009 гг.)

В этом году драматический театр из Перми снова прорвался на «Золотую маску». И снова это был театр «У Моста», и снова с Мартином МакДонахом. Постановка Сергея Федотова «Калека с Инишмана» (16+) претендовала сразу на три «Маски»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Иван Маленьких). В итоге «Калека с Инишмана» не взял ни одной из наград. Зато пермскому спектаклю была присуждена Специальная Премия жюри драматического театра. Эту «Золотую маску» зрители могут видеть в фойе театра и по сей день. Таким образом, театр «У Моста» стал первым драматическим театром Перми, получившим главную театральную премию страны.

Этот год принёс удачу и традиционным пермским участникам «Золотой маски»: Театру оперы и балета и театру «Балет Евгения Панфилова». От оперного было два спектакля. Опера по рассказу Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» прозвучала в таких номинациях, как «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Георгий Исаакян), «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Эрнст Гейдебрехт), «Лучшая мужская роль» (Павел Брагин), «Лучшая женская роль» (Татьяна Полуэктова). Получил «Маску» Валерий Платонов — «Лучшая работа дирижёра». Второй спектакль — балет «Медея» — претендовал на звание «Лучший спектакль в балете», а балерина Юлия Манжелес — на «Лучшую женскую роль». «Медея» премий не получила.

Фото: Пермская Опера

«Балет Евгения Панфилова» в 2010 году получил сразу две «Золотые маски» благодаря спектаклю «Casting off» (16+), который назвали «Лучшим спектаклем в современном танце». Сделавший для этого спектакля свет, видео и аудиомонтаж Алексей Хорошев взял приз за «Лучшую работу художника по свету в музыкальном театре».

2011 год (сезон 2009-2010 гг.)

В этом году в Пермь не отправилось ни одной «Золотой маски», но пермские претенденты на главную театральную премию России были. Впервые на «Маску» поехал Пермский академический Театр-Театр. Спектакль Бориса Мильграма «Жизнь человека» по произведению Леонида Андреева претендовал сразу на несколько премий: «Лучший спектакль-эксперимент», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Владимир Черкасин), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Теодор Тэжик), «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Ната Тэжик-Бенман). И хотя премий «Жизнь человека» не получила, но то была громкая заявка на будущее.

2012 год (сезон 2010-2011 гг.)

Снова театр «У Моста», снова Мартин МакДонах. На тот момент последнюю опубликованную пьесу ирландца «Безрукий из Спокэна» Сергей Федотов начал ставить сразу, как только получил на это разрешение, — после её премьеры на Бродвее. То есть опять это была первая постановка новой пьесы МакДонаха в России. «Безрукий из Спокэна» (16+) претендовал на премию как «Лучший спектакль в драме, малая форма» и «Лучшая работа режиссёра», но призов не получил.

Театр оперы и балета представлял на «Золотой маске» 2012 года вечер «Видеть музыку», состоящий из четырёх коротких балетов. Этот эксперимент обещал театру номинации «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа» (Даглас Ли «Souvenir»), «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» (Сергей Матынов), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева, «Souvenir»). «Золотую Маску» вечер «Видеть музыку» получил, но только в качестве Специальной Премии жюри музыкального театра.

Фото: Антон Завьялов

2013 год (сезон 2011-2012 гг.)

Очень урожайный год на номинации и «Золотые маски» для пермских театров. Свои плоды дали приезд в Пермь Теодора Курентзиса и планомерная работа Бориса Мильграма в направлении музыкального театра. У Театра оперы и балета сразу три «Золотые Маски»: две из них получил Теодор Курентзис за лучшую работу дирижёра в опере Моцарта «Cosi fan tutte» (12+) и балете Прокофьева «Шут» (6+), Надежда Кучер получила премию за роль Медеи в опере «Medeamaterial» («Лучшая женская роль»). У всех спектаклей было несколько серьёзных номинаций. Кроме уже названных постановок, на три «Маски» претендовал, так и не получив их, балет «Свадебка». Зато балет Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского получил Специальную Премию музыкального жюри.

По иронии судьбы на этой «Золотой маске» было две версии мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса» — одна Новосибирского молодёжного театра «Глобус», а вторая — постановка Бориса Мильграма. Версия истории Ассоль и Грея Театра-Театра получила на одну номинацию больше, чем новосибирская версия, а именно «Лучший спектакль в оперетте», «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Виктор Шилькрот), «Лучшая женская роль» (Ирина Максимкина). Борис Мильграм за постановку «Алых парусов» (12+) стал лучшим режиссёром в номинации «Оперетта/мюзикл». Режиссёрская премия Бориса Леонидовича — первая «Золотая маска» драмтеатра. Ещё одним очень важным и заметным эпизодом «Золотой маски» 2013 года можно назвать то, что премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» получил Иван Тимофеевич Бобылёв, народный артист СССР, который более 30 лет руководил Пермским драматическим театром.

Фото: Театр-Театр

2014 год (сезон 2012-2013 гг.)

Пожалуй, это была одна из самых необычных для пермских театров, в плане номинаций и наград, «Золотая маска». Среди приятных сюрпризов — номинации для Лысьвенского театра драмы имени А. Савина. Спектакль «Облако — рай» претендовал на такие премии, как «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра» (Вячеслав Тыщук), «Лучшая работа художника» (Екатерина Галактионова), «Лучшая мужская роль» (Кирилл Имеров). Ни одна из «Золотых Масок» не отправилась в Лысьву, но уже само попадание на фестиваль — важное достижение.

Впервые Театр-Театр представлял на «Золотой маске» драматический спектакль. Постановка Елены Невежиной культового романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (16+) боролась за премии в самых престижных номинациях: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Служкин — Сергей Детков), «Лучшая роль второго плана» (Солист ВИА «Молодость» — Олег Шапков). Сценическое воплощение истории о пьющем пермском учителе не получило наград.

Фото: Театр-Театр

Театр оперы и балета представлял в этом году балет «The Second Detail/Вторая деталь» (номинация «Лучший спектакль в балете») и оперу-буфф «Свадьба Фигаро», которая была представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Филипп Химмельман), «Лучшая женская роль» (Анна Касьян, Наталья Буклага), «Лучшая мужская роль» (Андрей Бондаренко). Но в этих номинациях спектакль призов не взял. Зато Специальную Премию жюри музыкального театра получил хаммерклавирист Максим Емельянычев с формулировкой: «За безупречное чувство стиля, идеальный контакт с вокалистами и головокружительное упоение точностью в исполнении партии континуо в опере Моцарта „Свадьба Фигаро“».

2015 год (сезон 2013-2014 гг.)

Одна из самых успешных «Золотых масок» для Перми. Театр-Театр представлял сразу две постановки. Первая — идущий на «Сцене-Молот» спектакль немецкого режиссёра Андреаса Мерц-Райкова по пьесе Бертольта Брехта «Согласный/Несогласный». Спектакль претендовал на премию как «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Михаил Чуднов), но не получил ни одну из наград, в отличие от мюзикла «8 женщин» (16+) Бориса Мильграма. Эта постановка номинировалась как «Лучший спектакль в оперетте» и «Лучшая работа режиссёра» (Борис Мильграм), а в категории «Лучшая женская роль» были представлены сразу четыре (!) актрисы: Ирина Максимкина, Эва Мильграм, Мария Полыгалова, Ольга Пудова. Правда, выиграла этот приз единственная в номинации актриса из другого театра. Но зато «8 женщин» получили «Золотые Маски» за «Лучшую работу художника в музыкальном театре» (Виктор Шилькрот) и «Лучшую работу художника по костюмам» (Ирэна Белоусова). Также мюзиклу была дана Специальная Премия жюри музыкального театра — «За создание музыкального спектакля на драматической сцене».

Фото: Театр-Театр

Неожиданной была номинация театра «Карабаска». Постановка «Ночь перед Рождеством» (12+) в разделе «Кукольный театр» претендовала на призы за «Лучшую работу режиссёра», «Лучшую работу художника» (Вера Задорожняя) и «Лучшую работу актёра» (Андрей Тетюрин). Премии театр «Карабаска» не получил, но показательно, что это первый кукольный спектакль из Перми, номинированный на «Золотую маску».

Снова на «Золотой маске» был представлен театр «Балет Евгения Панфилова» — спектаклем, состоящим из двух одноактных балетов: «Глазами клоуна» и «БлокАда» (12+). Спектакль претендовал на премии в номинациях «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа хореографа» (Алексей Расторгуев «Глазами клоуна»), «Лучшая женская роль» (Мария Тихонова).

Очень удачной эта «Маска» стала для Театра оперы и балета. Серьёзные номинации были у балета «Век танца: Стравинский — Баланчин» и оперы «Носферату». Но больше всего номинаций и побед было у «Королевы индейцев» Генри Пёрселла — масштабного, сложного международного проекта.

Фото: Алексей Гущин

Номинации: «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Гронк), «Лучшая работа художника по костюмам» (Дуня Рамикова), «Лучшая женская роль» (Джулия Баллок), «Лучшая мужская роль» Винс И). «Золотые маски» эта опера завоевала сразу в четырёх главных категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Питер Селларс), «Лучшая женская роль» (Надежда Кучер). Кроме этого, «Королева индейцев» получила Приз критики.

В этом же году стали объявлять лонг-лист «Золотой маски» — это самые заметные спектакли сезона, по мнению экспертного совета, но которые не вошли в номинацию.

От Пермского края туда вошли «Пиковая дама» и «Чужой ребёнок» (16+) Театра-Театра, Lux Aeterna «Балета Евгения Панфилова» и «Симфония в трёх движениях» Оперного театра.

2016 год (сезон 2014-2015 гг.)

Этот год закрепил для Перми на «Золотой маске» важную тенденцию, которую можно описать так: «Много, очень много номинаций. Но не очень много побед». Причём это касается в основном Театра-Театра и Театра оперы и балета. Правда, первый в тот год попал лишь в лонг-лист премии, но зато сразу с тремя названиями: мюзиклом «Монте Кристо», спектаклями «Одиссея» и «Ричард III». В этом же списке в тот год были спектакли «Господа Головлёвы» Пермского ТЮЗа (единственное упоминание этого театра на «Золотой маске»), «Эшелон» (12+) Коми-пермяцкого драматического театра им. Горького, «Саломея» (16+) «Балета Евгения Панфилова» а также «Князь Игорь» (12+) и «Конькобежцы» (12+) Театра оперы и балета.

Для последнего этот год вышел противоречивым. Оперный был представлен аж в 25 (!) номинациях, но в итоге удостоился лишь двух призов. Премию в номинации «Балет/современный танец: работа балетмейстера/хореографа» получил Даглас Ли за работу в спектакле «Когда падал снег» (12+), а Специальная Премия музыкального жюри «За художественную целостность» досталась спектаклю «Путешествие в Страну Джамблей» (6+).

Триумфальной эта «Золотая маска» оказалась для Пермского театра кукол. Спектакль «Нармахнар» вошел в лонг-лист, а спектакль «Толстая тетрадь» был выдвинут на соискание премии в трёх номинациях. Эта постановка стала лучшим спектаклем театра кукол, а Татьяна Нерсисян получила приз в номинации «Лучшая работа художника». Это всё было огромным достижением тогдашнего художественного руководителя театра Александра Янушкевича. Он тоже претендовал на «Маску» за режиссуру «Толстой тетради», но приз не получил. Дальнейшая судьба Янушкевича и «Толстой тетради» в Перми сложились весьма драматично. Вскоре после победы на «Золотой маске» из-за конфликта внутри театра кукол Янушкевич его покинул. А вместе с ним ушли и актёры, игравшие в «Толстой тетради», из-за чего спектакль был закрыт.

Фото: Тимур Абасов

2017 год (сезон 2015-2016 гг.)

Не самый богатый на номинации, но во многом очень удивительный фестивальный год для наших театров. Они продолжили осваивать лонг-лист. В список самых заметных спектаклей сезона вошли «Лебединое озеро» (6+) Театра оперы и балета, «Живые души» «Балета Евгения Памфилова», «Пять вечеров» (14+) Березниковского драмтеатра и театр «У Моста» со спектаклем «Палачи» (16+) по последней на тот момент пьесе Мартина МакДонаха. И это по-своему прискорбно, ведь раньше с новым МакДонахом Сергей Федотов всегда попадал в список номинантов.

Зато в этот список попал Театр-Театр с водевилем «На всякого мудреца довольно простоты» (16+). Правда почему-то музыкальный спектакль претендовал на награды не в привычной категории «Оперетта/мюзикл», а в основной номинации «Драма/Спектакль большой формы»: как лучший подобный спектакль, за работу режиссёра (худрук Театра-Театра Борис Мильграм) и работу художника (Виктор Шилькрот). Но в этих номинациях всегда самая серьёзная конкуренция, так что в этот раз Театр-Театр остался без наград, что неудивительно.

Фото: Евгений Тернавский

У Оперного театра в этом году было всего семь (а для этого театра это именно что «всего») номинаций. Но за какой спектакль! Ведь это была «Травиата» (16+) в постановке самого известного театрального режиссёра в мире — Роберта Уилсона. Эта опера получила три «Маски»: Теодор Курентзис был признан лучшим дирижёром (что неудивительно), Надежда Павлова взяла «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере (что опять же неудивительно), а сам Роберт Уилсон получил приз за... «лучшую работу художника по свету в музыкальном театре». Что не столько неудивительно, сколько обескураживающе.

Самое удивительное, что ради «Травиаты» организаторы премии изменили её правила, и впервые в истории «Золотой маски» конкурсный показ прошёл не в Москве, а в Перми. Собственно, фестиваль «Золотая маска» тогда и открывался в нашем Театре оперы и балета, куда специально приехали члены жюри и много кто ещё. Даже специальную конференцию о том, есть ли театральная жизнь за МКАДом, тогда провели.

Опера «Травиата» Фото: Permopera.ru

Впрочем, это всё было связано не с какими-то идейными соображениями, а с тем, что не показать на «Золотой маске» оперу великого Уилсона было нельзя, но и в Москву её вывезти тоже было невозможно. Ведь только для сборки-разборки декораций и самого показа какой-нибудь театр в столице пришлось бы закрыть почти на неделю. Естественно, на это ни один театр Москвы не смог пойти. Сейчас жюри всероссийской театральной премии часто выезжает на конкурсные показы в регионы, но отрадно, что прецедент случился именно в Перми. Пусть и из-за технических трудностей.

2018 год (сезон 2016-2017 гг.)

В этот раз особенно много спектаклей из Перми было в лонг-листе «Золотой маски». Туда попали: «Земля Эльзы» (14+) Березниковской драмы; Три кукольных спектакля —«Превращение» (16+) и «Меня зовут Лёк» (0+) (последний потом покажут в Москве в рамках спецпрограммы фестиваля «Детский Weekend») Театра кукол и «Скандальное происшествие в пассаже, или Крокодил» театра «Карабаска»; четыре спектакля Театра оперы и балета: #Брэдбериопера, Балеты Стравинского, «Богема» (16+) и «Свадьба», а также два спектакля Театра-Театра: «#конституциярф» (16+) и «Калигула» (18+).

Театр-Театр продолжил штурмовать драматическую номинацию, но в этот раз в малой форме с комедией «Месяц в деревне» (12+) по пьесе Тургенева. Смена формата не сильно помогла — ни одного приза из четырёх номинаций театр с собой не забрал.

«Месяц в деревне» Фото: Тимур Абасов

Зато Театр оперы и балета был успешен как с оперой, так и с балетом. Балет «Золушка» (12+) был представлен сразу в восьми номинациях и победил в трёх. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко получил награду как лучший хореограф, Татьяна Ногинова — как лучший художник по костюмам в музыкальном театре, а Теодор Курентзис был признан лучшим в номинации «Работа дирижёра».

Необычная по формату одноактная опера Cantos, написанная композитором Алексеем Сюмаком по заказу Пермского театра оперы и балета, в котором и прошла мировая премьера, была выдвинута на премию в семи номинациях. В итоге жюри присудило Cantos две «Золотые маски»: одну Алексею Сюмаку, как лучшему композитору, и спецприз «За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей», который получил весь работавший над постановкой коллектив: Алексей Сюмак, Семен Александровский, Ксения Перетрухина, Лёша Лобанов, Ксения Гамарис, хор musicAeterna и Теодор Курентзис.

Фото: permopera.ru

2019 год (сезон 2017-2018 гг.)

Эта «Золотая маска» была настоящим олицетворением принципа «Много, очень много номинаций. Но не очень много побед». Пермские спектакли тогда претендовали на совсем уж запредельное число наград — на 41 «Золотую маску»! Но из них получить удалось лишь две. Обе у Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Обе награды за драматическую ораторию «Жанна на костре» (18+) (кстати, на неё жюри тоже специально приезжало в Пермь) — она была признана лучшей оперой, а постановщик спектакля Ромео Кастеллуччи получил приз за лучшую работу художника в музыкальном театре. Опера «Фаэтон» (16+), балеты «Щелкунчик» (6+) и Asunder остались без наград.

Фото: Антон Завьялов

Театр-Театр вернулся в категорию «Оперетта/мюзикл» со сказкой «Карлик Нос» (6+), но ничего не получил во всех семи номинациях. Любопытно, что в этом же году конкурентом «Карлика Носа» был мюзикл «Винил» (12+) музыкального театра Красноярска. Да, это был спектакль по той самой пьесе «Винил», идею постановки которой вынашивали в Театре-Театре долгие годы, и специально для него даже переделали сцену. Из-за того, что спектакль вышел в Красноярске, премьеру в Перми нельзя было бы назвать мировой. Добавляло дёгтя и то, что красноярский «Винил» получил «Маску» за работу дирижёра. Но пермский «Винил» возьмёт своё с лихвой. Но попозже.

Также никаких призов не получил и Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького, попавший в несколько номинаций со спектаклем малой формы «Чёрный монах» (18+) по Чехову. Но для этого театра сам факт участия в «Золотой маске» — уже большая победа.

Ещё у этой «Золотой маски» был очень примечательный лонг-лист. Но не тем, что там было много спектаклей из Пермского края. В этот раз в список их вошло всего три: «Сад осьминога» (6+) Оперного театра, иммерсивный «Чёрный монах» (12+) из Губахи и «Пьяные» (18+) Театра-Театра. Примечателен это лонг-лист тем, что именно из него, после небольшого скандала, была составлена программа нового театрального фестиваля в Театре-Театре «POST ФАКТ», суть которого как раз в том, чтобы показать и наградить самые примечательные спектакли сезона, не попавшие на «Золотую маску». Первый «POST ФАКТ» вышел неоднозначным, а когда будет второй — непонятно из-за пандемии, так что точно сказать, насколько удачной была эта идея, весьма трудно. А победили в первом фестивале те самые «Пьяные».

Фото: Юлия Трегуб

2020 (сезон 2018-2019 гг.)

«Золотая маска», на которой Театр-Театр с лихвой отыгрался за те годы, что не получал призов. Пермские театры в этот раз претендовали на 30 «Масок», из них 12 могли взять две постановки Пермской драмы. Первая —«Пермские боги» (16+) режиссёра Дмитрия Волкострелова ничего не выиграли. Хотя сам Волкострелов, впервые за долгую историю своих номинаций на «Золотую маску» (уже ставшую в театральном среде шуткой, сродни «Оскару» для Ди Каприо), всё-таки получил награду — спектакль его «театра post» стал лауреатом в категории «Эксперимент» за спектакль «Хорошо темперированные грамоты».

Фото: Николай Кириллов

Другим номинантом Театра-Театра был музыкальный magnum opus Бориса Мильграма — тот самый долгожданный мюзикл «Винил» (12+). И этот спектакль оправдал все свои ожидания и затраты. «Винил» был представлен в категории «Лучшая оперетта/мюзикл» в восьми номинациях, из которых выиграл в пяти. «Винил» — лучший мюзикл, Татьяна Виноградова — лучший дирижёр, Анна Огорельцева — лучшая женская роль (Капитолина), Марат Мударисов — лучшая мужская роль (Жоржи) и Илья Линович — лучшая мужская роль второго плана (Полковник). Ведущие церемонии в какой-то момент даже перестали удивляться, что «Винил» постоянно побеждает в этой категории. Но справедливости ради надо отметить, что особых конкурентов у мюзикла Театра-Театра и не было. В нескольких категориях было всего два номинанта.

Фото: Никита Чунтомов

Театр оперы и балета претендовал на 18 «Золотых масок» за балеты «Шахерезада» (6+), «Баядерка» (12+) и совместный проект с фестивалем «Территория» — экспериментальный спектакль «Закрой мне глаза» (12+), который номинировался как опера. В итоге Пермская опера снова взяла лишь две награды: приз за лучшую женскую роль в балете достался Полине Булдаковой за исполнение партии Никии в «Баядерке», а уже получавший «Золотую маску» десять лет назад Алексей Хорошев был признан лучшим художником по свету в музыкальном театре за балет «Шахерезада».

Опера «Лючия ди Ламмермур» (16+) попала в лонг-лист, и в этот раз это был единственный спектакль из Пермского края, вошедший в список самых заметных постановок сезона, по мнению экспертного совета. Стоит ещё отметить, что в этом году в специальную программу «Золотой маски» —«Маска плюс» — вошёл один из лучших спектаклей Перми последних лет —«Летели качели» (18+) Камерного театра «Новая драма».

***

Читайте также: Рецензии «Звезды» на пермские спектакли, как-то отмеченные премией или фестивалем «Золотая маска»: «Монте Кристо», «Палачи», «На всякого мудреца довольно простоты», «Превращение», «#конституциярф», «Калигула», «Месяц в деревне», «Пьяные», «Карлик Нос», «Винил», «Летели качели».

Интервью с обладателями «Золотых масок»: Теодором Курентзисом, Ромео Кастеллучи, Александром Янушкевичем, Надеждой Кучер, Дмитрием Волкостреловым, режиссёром «Путешествия в страну Джамблей» Вячеславом Игнатовым.

Репортажи с репетиций и подготовки «Князя Игоря», «Травиаты», «Пермских богов».

Программу первого фестиваля «POST ФАКТ», основанную на лонг-листе «Золотой маски».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь