X

Новости

Вчера
2 дня назад
04 декабря 2019
03 декабря 2019
Фото: Тимур Абасов
157статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Месяц в деревне»: Любовь и смех в чёрно-белых тонах

На «Сцене-Молот» состоялась премьера новой постановки Бориса Мильграма — комедии «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. И хотя в этом спектакле легко узнаётся почерк худрука Театра-Театра, это не совсем то, к чему привыкли пермские зрители.

«Месяц в деревне», нарочно или нет, выглядит ответом на многие упрёки, которые сыплются в адрес Театра-Театра и которых особенно много стало в период «летней войны» за театр.

Вас не устраивает вольная современная трактовка классики, засилье музыкальных спектаклей, нецензурная лексика и откровенные сцены, и вы искренне считаете, что репертуар Театра-Театра состоит лишь из таких похабных спектаклей, а художественный руководитель ничего иного не может представить зрителю? Тогда вот вам новый спектакль Бориса Мильграма: разговорная комедия по пьесе Ивана Тургенева, на камерной сцене, под классическую музыку (и никаких песен!), с четырьмя артистами.

Нет, на самом деле в этом спектакле артистов задействовано много больше, но всё внимание сосредоточено лишь на четырёх главных героях: двух условно старших — Наталье Петровне (Анна Сырчикова) и Ракитине (Александр Гончарук), и двух молодых, Беляеве (Иван Вильхов) и Вере (Ева Шейкис). «Месяц в деревне» Бориса Мильграма целиком построен на их общении, спорах и конфликтах, которые эти герои ведут все два часа, что идёт спектакль. На белом подиуме, с белыми стенами, на которые так эффектно ложатся тени артистов. В этом же небольшом пространстве находится место ещё одному важному персонажу — роялю. Исполняемая на нём вживую Анной Шарпе музыка Баха задаёт тон всему спектаклю, а сама пианистка и инструмент активно вовлечены в действие. Вводить музыкантов в постановки в Театре-Театре любят и умеют. Остальные герои почти не участвуют в основных событиях и лишь мелькают на фоне белыми тенями, иногда проходя по трубе, размещённой на заднем плане оранжереи, и разговаривая с главными персонажами лишь сквозь его стекло. До самого финала им не суждено покинуть этого замкнутого пространства. У них свой мир, а у главных героев — свой. И в этом почти монохромном пространстве лишь иногда возникают яркие всполохи красного цвета — малина, размазанная по стеклу, перчатки Натальи Петровны, платье Веры. За сценическое оформление отвечает художница Екатерина Никитина. Это её вторая работа на «Сцене-Молот». Первой была столь обсуждаемая в последнее время «Голубая комната». Но в этом случае всё должно обойтись без скандалов.

Фото: Тимур Абасов

По словам самого Бориса Мильграма, он думал о постановке «Месяца в деревне» почти тридцать лет, но ему мешала сюжетная фабула. Побывав в Риге на сдаче спектакля «Осенняя соната», Борис Леонидович увидел то, как на сцене артисты просто разговаривали, и, хотя он не понимал ни слова, это было очень притягательно. Поэтому и решено было сделать постановку на основе пьесы Тургенева, в которой от оригинала остались только диалоги. Провела эту литературную хирургию драматург Ксения Гашева. Так из пьесы пропали некоторые сцены и даже два персонажа — Шпигельский и Большинцов, хотя первый иногда упоминается, а за Большинцова Наталья Петровна планирует выдать против воли свою воспитанницу Веру. И то, что этот герой остаётся где-то там, вне поля действия, только усиливает эту угрозу.

Фото: Тимур Абасов

Из-за сокращений сюжет спектакля «Месяц в деревне» начинает выглядеть довольно незамысловато: Ракитин давно влюблён в Наталью Петровну, она, с удивлением для себя, влюбляется в более молодого Беляева. Также в него влюблена и Вера. Сам Беляев ни в кого не влюблён, и вообще женское внимание ему в диковинку. Всё действие спектакля превращено в сплошные диалоги между этими четырьмя героями. И, чтобы усилить этот момент, в качестве своего ассистента Борис Леонидович привлёк Ирину Максимову — педагога по сценической речи, заведующую кафедрой ПГИКа. Именно речь героев, вернее, её ритм, становится одной из границ, разделяющих их.

Наталья Петровна и Ракитин — люди ещё не старые, но уже искушённые, поэтому их речи сложные, длинные, витиеватые, и при этом быстрые. Говорят как кружево плетут — это плетение упоминает сама Наталья Петровна. Игривость, несерьёзность их общения подчёркнута тем, что актёры Александр Гончарук и Анна Сырчикова поначалу сознательно перегибают, немного переигрывая в изображении этих героев: то Ракитин произнесёт напыщенный монолог, а то Наталья Петровна чересчур театрально встанет в позу, прислонив ладонь ко лбу. И такой подход очень чётко характеризует этих персонажей.

Фото: Тимур Абасов

Молодые Беляев и Вера — их противоположность. Они разговаривают просто и легко, особенно друг с другом, и на длинные вопросы старших отвечают односложно, не то как солдаты перед командиром, не то как заключённые на допросе. В исполнении артистов-стажёров Ивана Вильхова и Евы Шейкис они выглядят просто немного застенчивыми, но очень милыми, молодыми, правдивыми и искренними людьми. Они ещё чисты и наивны, не научились превращать слова в игру. Но это ненадолго...

Фото: Тимур Абасов

Два мира, различие которых подчёркнуто ещё и одеждой (старшие носят чёрное, а молодые — белое), неизбежно пересекаются. И при этом столкновении изощрённость причудливо перемешивается с простотой, а искушённость — с наивностью, и одно плавно переходит в другое. Наблюдать за этим своеобразным инь-ян даже интереснее, чем за любовными перипетиями героев, потому что из этого контраста рождается юмор. Поэтому «Месяц в деревне» поначалу предстаёт перед зрителями лёгкой, местами даже легкомысленной, весёлой и очень обаятельной комедией.

Конечно, в самом тексте Тургенева никаких шуток нет. Юмор возникает лишь из того, как поставлены режиссёром и исполнены артистами все диалоги. В спектакле множество замечательных и остроумных мелочей: действий, жестов, пауз, которые заставляют зрителей смеяться. И тут надо отдать должное молодым артистам-стажёрам, для которых «Месяц в деревне» — первый полноценный выход на сцену театра. Стажёры, как и их герои, нисколько не теряются в таком сложном для исполнения материале, даже на фоне более опытных коллег, а иногда выглядят даже ярче их.

Фото: Тимур Абасов

Но если первый акт — это, безусловно, ироничная комедия, то второй — это уже трагедия. В этом преимущество и... беда всего спектакля. Плюс в том, что во второй части показано то, как сильно меняются герои, и то, чего им это стоит. Здесь уже все четверо говорят в одном ритме. Анна Сырчикова блистательно показывает, как Наталья Петровна мучается от невозможного чувства к молодому учителю. Беляев и Вера быстро взрослеют и освобождаются от своей детской простоты. Вера так и бросает своей наставнице фразу: «Сегодня я повзрослела!». Они меняют свои белые одежды: Беляев надевает чёрный пиджак, под стать тому, что носит Ракитин; Вера облачается в красное платье.

Минус же такого подхода в том, что сильный эмоциональный заряд, заложенный в первой части, во второй просто теряется. В начале артисты более свободы в своей игре. Они от души изображают самые разные яркие эмоции, а ближе к финалу, по режиссёрской задумке, вынуждены давить только на одну трагическую ноту. Из-за этого возникает удивительное ощущение, что первый акт гораздо интереснее второго. Обычно бывает наоборот.

Вторая часть «Месяца в деревне» как будто провисает под собственным эмоциональным весом. На пресс-показе второй акт не оказал того эффекта, который должна произвести развязка истории. У спектакля нет финальной точки. Хотя она явно задумана Борисом Мильграмом. Ислаев — муж Натальи Петровны, который у артиста Вячеслава Чуистова получается насколько милым, настолько же и жалким человеком, — это единственный второстепенный герой, которому во втором акте для разговора с Ракитиным позволено выйти из теплицы. И когда все главные герои разбегаются с белого подиума, он на их место приводит остальных членов семьи (все в белом), которых до этого зрители видели только за стеклом. Ислаев произносит последнюю фразу, подводящую итог всему действию: «Я не знаю, что и сказать». Зрителю тоже сказать нечего, ведь он ожидал более мощного финала.

«Месяц в деревне» Фото: Тимур Абасов

Возможно, это просто проблема первых показов. Для театра нормальный процесс, когда спектакль приходит в оптимальную форму со временем. Новой работе Бориса Мильграма как раз нужно это время, чтобы все заложенные в спектакле эффекты раскрылись и сработали в полную силу. Так что можно сказать, что «Месяц в деревне» — это спектакль с перспективой. И, судя по тому, что в нём есть уже сейчас, перспектива эта хорошая.

***

  • Читайте также интервью Марии Трокай с худруком Театра-Театра Борисом Мильграмом, в котором он рассказывает о подготовке к премьере спектакля «Месяц в деревне».
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь