X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
165статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Гнев Гая Ричи

Кинокритик Николай Гостюхин про новый фильм Гая Ричи, в котором британский режиссёр наконец мифологизировал своего любимого Джейсона Стэйтема и снял кристально чистый боевик без претензий на морализаторство.

Фильмы со Стэйтемом давно превратились в своеобразный квази-жанр со своими законами и несложной драматургией. Названия их незатейливы, а сюжеты не отличаются оригинальностью. Не стоит ждать сюрпризов и на этот раз. «Гнев человеческий» — история о мафиозном боссе-отце, суровом, но справедливом, который устраивается работать инкассатором, чтобы найти убийц своего сына.

Скажу сразу, что фильм точно оставит в недоумении поклонников творчества Ричи и почти наверняка оправдает ожидания фанатов Стэйтема.

В причинах, побудивших режиссёра настолько беззастенчиво заигрывать с формой и содержаниями, можно разбираться долго и упорно, но вряд ли у кого-то, кроме него, есть адекватный ответ на вопрос, чем же конкретно его заинтересовал «Инкассатор» Николя Бухрифа («Гнев человеческий» является его ремейком — Прим. автора). Хотя, возможно, причина эта так же очевидна, как и мотивация главного героя. И имя этой причине Джейсон Стэйтем.

При всей плоскости его кинокарьерного пути нельзя не отметить, что он жемчужина этого фильма. Ричи очищает его персонажа от эмоций и привязанностей, оставляя только жажду мести и заполняющее экран чувство справедливости. Достаточно посмотреть на сцену после секса с коллегой Эйча (персонаж Стэйтема). Кроме того, своей кристальной драматургической чистотой (или даже простотой) фильм явно кивает в сторону ставшей классикой «Жажде смерти» Майкла Уиннера.

Вся эта сюжетная недвусмысленность помогает Ричи мифологизировать его старого приятеля, с которым они в последний раз встречались на съёмках «Револьвера». Чтобы убедиться, что Стэйтем здесь своего рода аватар Ричи достаточно посмотреть на то, с какой любовью режиссёр одевает актёра в свои любимые свитера и твидовые костюмы (знакомые зрителю ещё с «Джентльменов»), а в редких сценах перестрелок уверенно конструирует миф о неуязвимости героя и неотвратимости наказания.

В чём же миф, спросите вы. Да в том, что никто до этого не уделял так много времени обыденности, с которой мог бы столкнуться герой Стэйтема в любом из его предыдущих боевиков. Здесь же он почти всё время молчит, ведёт свои мафиозные дела, работает инскассатором и находится в томительном ожидании, когда банда грабителей, убивших его сына, повторит своё нападение.

И если сам Ричи получает огромное эстетическое удовольствие, просто переставляя фигуру Стэйтема, как персонажа в игре Sims, в разные декорации, то к подбору остальных персонажей есть большие вопросы. Например, два безумно талантливых актёра, Джош Хартнетт и Скотт Иствуд, играют в фильме абсолютно проходные роли.

С другой стороны, авторы явно понимали, чем завлекать зрителя в кинотеатры. «Гнев» почти дословно следует букве первоисточника. И в том, и в другом фильме авторы с почти хирургической точностью препарируют зрителя, который вместе с главным героем живёт томительным ожиданием финала с ограблением инкассаторской базы. Но будем честны, никакие экшен или имя режиссёра не отменят того факта, что, не будь сейчас пандемии, фильм бы идеально смотрелся в качестве эксклюзива одной из стриминговых платформ.

Так что эта история о мести, красиво рассказанная и фиксирующая в качестве кинематографического мифа фигуру универсального героя, с которым уже точно успел срастись Джейсон Стэйтем, не спасает сам фильм от пустоты и банальной прямолинейности. При этом, хоть режиссёр и оставляет в своей картине ветхозаветные отсылки, а заставка отдаёт несостоявшейся серией бондианы (Гай Ричи когда-то вёл переговоры с Барбарой Брокколи о съёмках одной из частей бондианы — Прим. автора), любые попытки поиска аллюзий и скрытых смыслов здесь почему-то кажутся притянутыми и наивными. Хотя, возможно, в этом и был замысел авторов — показать зрителю, что справедливость, как и зло, банальна.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь