Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Бесхозные здания, заброшенные территории в Перми. Тёмные пятна на карте города.
Что делать с заброшенными территориями? Мировой опыт
То, что в Перми есть масса проблемных мест, настолько же очевидно, как и то, что мебель следует покупать в мебельном магазине. Но Пермь с такими проблемами не уникальна. Так как решают вопрос с неблагополучными территориями в разных городах мира?
Мы уже писали об обратной стороне Перми с её заброшенными территориями, как гражданскими, так и военными. Конечно, неблагополучных мест в нашем городе куда больше: к ним смело можно отнести все долгострои, разбитую набережную, автостоянку на месте пешеходной части улицы Пермской, заброшенные склады и заводские цеха...
Вообще, в Перми остро стоит вопрос нехватки организованных общественных пространств: мест для прогулок, общения, реализации творческих идей. В принципе, это проблема всех мегаполисов. В том же Санкт-Петербурге пропадает уникальный ресурс
Однако и Москва, и Питер, и ряд других российских городов постепенно развивают свою культуру общественного пространства. В Москве, например, есть Парк Горького. Там можно не только гулять с детьми, кататься на каруселях или смирно сидеть на диатезно-рекламных лавочках (как в нашем Горьковском), но и поваляться на топчанах, сходить в музей современного искусства, пообедать в нескольких ресторанчиках, посмотреть трансляцию спортивного матча, поработать, наконец. Парк Горького стал местом притяжения не только туристов, но и москвичей. Людей привлекает не только большой выбор занятий, но и то, что парк
Но Парк Горького всегда был местом, изначально созданным для организованного досуга горожан. Другое дело, что свой современный облик он принял после тщательно продуманной реконструкции. Однако в мире есть немало примеров, когда депрессивный район или неблагополучное место не только меняли свой полюс с отрицательного на положительный, но и превращались в настоящий магнит для туристов и горожан.
Заброшенная железная дорога The High line (Нью-Йорк)
В 30-х годах прошлого века на Манхэттене была проложена железная дорога The High line
В 1980 году по ветке проехал последний поезд, и почти 20 лет в самом сердце Манхэттена существовала заброшенная железнодорожная ветка. В 1999 году на конференции, где решалась судьба The High line, большинство участников выступали за разрушение ветки. Только двое энтузиастов
Так, в 2009 году на месте старой железной дороги появился парк, который со дня открытия стал настоящим магнитом для туристов. Посмотреть на «урбанистическое чудо» и прочувствовать атмосферу приезжали профессионалы из разных уголков мира: Роттердама, Гонконга, Сингапура, Иерусалима...
И, если учесть, что Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд черпали вдохновение из Promenade Plantée (о котором мы расскажем ниже), можно сказать, что при правильном подходе и тщательном планировании проект повторного использования проблемных сооружений и заброшенных территорий может быть применён в любом городе.
Железнодорожный мост (Париж)
Железнодорожная ветка ligne de Vincennes была построена в 1859 году на виадуке, который вёл от площади Бастилии до восточных окраин Парижа. Однако в начале 70-х годов была построена новая ветка, и старая железная дорога оказалась не у дел. Больше десяти лет она простояла заброшенной, но уже в 80-х годах городская администрация задалась вопросом: как можно использовать ненужный участок железной дороги?
Реконструкция началась в 1984 году, когда на месте станции Bastille построили театр Opéra de la Bastille. Затем был поднят вопрос
Виадук представляет собой каменную дорожную конструкцию примерно 10 м в высоту с 64 арками из розового кирпича и камня. Под арками сейчас можно найти самые разные ателье, художественные мастерские, галереи, кафе, рестораны, антикварные магазины. Неслучайно виадук называется Viaduc des Arts (Виадук искусств). Причём гуляют там не только туристы, но и с удовольствием проводят время и сами парижане.
Привести в порядок публичное пространство можно и без космических бюджетов. Примеров, когда на пустыре внезапно появилась детская площадка, множество. В улучшении города должна максимально проявляться инициатива горожан. Начать можно с малого
Хороший двор (Москва, Воронеж)
Двор дома № 7 по 2-му Войковскому проеду в Москве
Другой пример
***
В Перми благоустроенных двориков тоже не мало. Да и примеры волшебного превращения неустроенных территорий в места притяжения горожан туристов тоже есть. Так, преподаватель ПГНИУ Елена Власова в качестве такого примера называет Речной вокзал, ставший Музеем современного искусства.
Елена Власова:
Мне кажется, хорошим мог бы быть квартал на месте старой пермской типографии
В чем же может быть проблема Перми? Почему нет активной реконструкции «заброшек»
Денис Галицкий:
Перед нами стоит проблема освоения заброшенных территорий, как мне кажется, потому, что эти самые территории почему-то до сих пор дорого стоят. Инициатива же по приведению в порядок заброшенных мест должна исходить от частных инвесторов. Роль администрации города в данном случае заключается в создании подходящих условий для развития новых объектов.
Действительно, практика продажи обветшалой или откровенно заброшенной недвижимости на Западе очень распространена. Например, на Сицилии старинные дома можно купить всего за 1 евро. Правда, с условием обязательной реставрации, которая выльется в сотню тысяч. Но с другой стороны, представьте, что вы молодой пермский художник и хотите создать свой лофт
А у горожан появится новое место, куда можно сходить на выходных.
Рекомендуем почитать
Почему строительство высотки на кромке долины Егошихи — это плохо для Перми. Объясняют историк архитектуры, писатель и журналист
Гараж как главная достопримечательность: экскурсия по микрорайону Светлый
Секретные сады Перми. Сад на Халтурина
Новое на сайте
Почему при социализме у женщин секс лучше? Семь книг по гендерным исследованиям и женскому вопросу
Проект «Зелёное кольцо» Перми. Почему он важен для города
Возвращение имен. Пермь. 2020 год
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+