X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Всё плохо? У нас другие данные! Несколько мыслей после круглого стола по транспортной реформе в Перми

На минувшей неделе состоялся круглый стол, где собирались обсудить проблемы общественного транспорта Перми, в частности повышение тарифа на единоразовый проезд до 33 рублей. Почему «собирались», а не «обсудили»? Потому что в очередной раз получился разговор глухого со слепым. Администрация города, уверенная в правильности своих действий, никого толком не слышит, а у представителей общественности было плохо с представительством, поэтому они много чего не видят.

Организатором этого мероприятия выступила Общественная палата Пермского края. Но то ли этот факт был слабо артикулирован, то ли сейчас этот орган не воспринимается как самостоятельный актор, но даже некоторые пермские СМИ вышли с заголовками типа «Пермская мэрия собрала круглый стол...». А противники транспортной реформы и вовсе заявили, что дискуссию организовали исключительно под их давлением. К сожалению, мы почти отвыкли, что обсуждение значимых городских вопросов может быть не административной инициативой и что, скажем так, протестные группы смогут принять в этом участие. Ну, у Общественной палаты, возможно, появился шанс изменить сложившуюся практику.

А что же собственно по содержательной части этого конкретного круглого стола? К сожалению, ничего особо содержательного и не было. И виноваты в этом оказались все — и чиновники, и их оппоненты. Сформулировать логику своих решений, с одной стороны, и претензии, с другой, нормально никто не смог.

Анатолий Путин, начальник департамента транспорта, отчитывался об успехах за последние два года: обновлённый подвижной состав, сокращение количества ДТП, цифровизация и безналичный расчёт. Но зачем всё это, куда это ведёт город? Концепции нет, и вообще вряд ли Путин должен это формулировать.

Замглавы Перми Эдуард Хайруллин напирал на низкую цену проездных, но в итоге обвинил самих пассажиров — в том, что они плохо разобрались в новом тарифном меню и устроили очереди за транспортными картами.

Когда дали слово представителям движения «Стоп тариф», Оксана Асауленко начала с вопросов лично Путину. Как он оценивает итоги транспортной реформы в части повышения качества перевозок и оптимизации расходов. Хм... и что он должен был ответить? Что они осознали, что всё делали неправильно?

Далее последовали вопросы о 2018 годе, о контрактах с перевозчиками и разговоры о возможности снизить их расходы. Почему вообще надо снижать чьи-то расходы? Как это соотносится с тем же повышением качества перевозок?

На все нападки у чиновников были ответы в виде цифр в презентации: тут повысилось, тут оптимизировалось. Но, извините, пандемия — пассажиропоток упал. На каждый выпад был контраргумент.

«Мы считаем, что зря подняли тариф — 33 рубля это дорого!» — «А вы пользуйтесь проездными, там, если посчитать, одна поездка выходит меньше прежнего тарифа!»

«Верните бесплатную пересадку!» — «Так пользуйтесь проездными, и не думайте про пересадки».

«Верните кондукторов!» — «Так вы же сами говорите, что надо снижать расходы».

«Почему повышаете штрафы „зайцам“?» — «Так вы же не зайцы, почему вас это вообще волнует?»

И так далее, и тому подобное. Я не хочу и не буду здесь приводить дословные высказывания сторон и разбирать каждый из аспектов транспортной реформы. Во-первых, вне общего контекста мероприятия цитаты могут быть истолкованы неверно, во-вторых, формат колонки всё-таки предполагает обобщения, и вот они.

Бомбардировать представителей администрации разрозненными претензиями разной степени масштабности, конечно, можно, но тогда чем это отличается от какой-нибудь горячей линии или пресс-конференции. Какие вопросы, такие и ответы.

В какой-то момент Людмила Ёлтышева произнесла «У вас цифры, у нас люди», и вот это могло бы стать началом содержательного разговора, но не стало. А ведь этот тезис — краеугольный камень всей волны общественного недовольства транспортной реформой. Людей поставили перед фактом, в тяжёлый период. Поднятие тарифа, произведённое так резко и так быстро, выглядит как удар под дых, а администрация даже не попыталась объяснить своё решение. Ещё эти коронавирусные ограничения, когда не удаётся планировать свою жизнь и на неделю вперед...

Но в данный конкретный момент, на этом круглом столе, за оппонентами власти людей тоже не было. Они не формулировали категориями сообществ, возрастных групп или социальных слоёв. Отсюда разговоры про отмену низкопольных автобусов (а что с инвалидами и маломобильными людьми) и расходы студентов (а ведь их проездной сейчас дешевле, чем в 2017 году).

В одном своём тексте, сразу после того как подняли этот злосчастный тариф, я писал, что вот уж у кого хорошо с самоорганизацией, так это у «обобщённой власти». Она способна быстро принимать и реализовывать задуманное. Тогда я говорил, что условное общество не смогло самоорганизоваться под осенние выборы, и как следствие Пермь получила вот такую городскую думу. А потом удивляемся, что нашими интересами пренебрегли.

Самоорганизация — это не только и не столько про митинги. Это про нечто более сложное, хотя и митинги порой необходимы.

И пара слов про митинг, который не согласовали. Странно рассчитывать провести акцию 30 января, если заявку подать только 11-го. Я всё понимаю, и тоже считаю, что новые пандемийные правила «согласования» митингов — это искусственное затягивание сроков, которое противоречит всему, в том числе здравому смыслу. Но таковы правила, и вы по ним либо играете, либо даже не ввязываетесь. Вот, например, противники обязательной вакцинации, чтобы провести митинг 11 января, отнесли первое уведомление в Роспотребнадзор 22 ноября. Неужели «СтопТариф» думал, что к ним отнесутся как-то по-особенному?

Ну и в самом конце, про один из основных лозунгов — «Путина в отставку». Ну да, повезло начальнику департамента транспорта оказаться однофамильцем президента. Теперь можно его троллить и выходить с такими плакатами. Только от этого мы ещё больше отдаляемся от сути проблемы. Ну снимут, вдруг, Анатолия Путина, и займёт его место еще кто-нибудь, опять с громкой фамилией. Какой-нибудь Эдуард Байден. А через год мэр со скромной фамилией Дёмкин одним движением внесёт в думу проект об очередном повышении, а депутаты в едином порыве возьмут под козырёк.

Что будем тогда делать? Выходить с лозунгом «Байдена в отставку» и опять хихикать? Ну так и они тоже похихикают.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь