X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: ГПМ РТВ
166статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Очень странные мутки. Чего ждать от второго сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» — телехита про тех, кто вырос в 90-е

На канале ТНТ и видеосервисе Premier с 24 мая выходит второй сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», созданного основанной пермяками студией Good Story Media. В прошлом году эта история о компании подростков и их семьях из маленького российского городка, которым выпадает множество трудностей и радостей в разгар «лихих 90-х», стала большим хитом, получив очень тёплые отклики как от зрителей, так и от критиков. Нам удалось до премьеры посмотреть первые три серии нового сезона «Мира! Дружбы! Жвачки!» Рассказываем, чего от него можно ждать, и рассуждаем о причинах успеха этого сериала.

Российское кино ходит вокруг да около 1990-х годов, пытаясь как-то осмыслить и показать эпоху, которая давно уже превратилась в миф, в наши «ревущие 20-е», в которых свобода, задор и перспективы органично сливались с самыми мерзкими и жестокими проявлениями человеческой души.

Отрефлексировать это горячее время у наших киноделов не получается категорически. Вышедшие из растянутого свитера «Брата» авторы один за одним городят один и тот же бессвязный набор штампов из бандитов, кожанок и популярной музыки, тем самым превращая попытки осмыслить этот сложный период в бесконечную «Дискотеку 90-х». Так и выходят всякие бессильные и нелепые картины вроде «Быка» или «Маши». С сериалами тот же блудняк. До уровня конгениальных своему времени «Бандитского Петербурга» или «Крота» смогло дотянуться разве что «Ненастье», и то за счёт мощной литературной первоосновы —книги Алексея Иванова.

Но год назад пришли пермяки-продюсеры из Good Story Media и всё опошлили. Точнее, реализовали проект, который разрабатывали почти десять лет под названием «Братство крыши», а в ходе работы переименовали в «Мир! Дружба! Жвачка!» Основной фишкой проекта стал оригинальный «взгляд снизу» на «лихие-святые 90-е».

Весь сериал, по сути, история семьи главного героя — 14-летнего Санька Рябинина (Егор Губарев). На дворе 1993 год, семья Сани: младшая сестра Вика (Дарья Гущина), пробивная мама, совмещающая работу в ЖЭКе и на рынке, Надежда (Ксения Каталымова) и папа Фёдор (Степан Девонин) — рохля, интеллигент, доцент и писатель-неудачник. Последний в новый мир не особо вписывается, поэтому всех тянет мама. Отчасти поэтому и по другим причинам в семье намечается сильный разлад.

Но Санька не унывает несмотря ни на что, ведь перемены переменами, а детство — всё равно детство. Самая беззаботная пора жизни. Вот и Саня живёт обычной подростковой жизнью тех времён. И вместе с друзьями — балаболом Вовкой (Егор Абрамов), пришибленным Илюшей (Фёдор Рощин) и примкнувшей к ним девочкой Женей (Валентина Лялина) — играет во дворе, пьёт газировку в штабе на крыше, пытается попасть на концерт «Агаты Кристи», называет подобранную дворнягу Лэсси и слушает музыку, которая вскоре станет неотъемлемой частью «Дискотеки 90-х».

Фото: ГПМ РТВ

Такой подход к демонстрации этого времени оказался очень действенным: давление на ностальгию по детству 1990-х через оптику героев-подростков для тех, у кого такое детство было, а для всех остальных милая история дружбы и довольно драматичная повесть о семье на фоне эпохи. Например, отлично показано, как не находит себе места в этой реальности слабохарактерный Фёдор и как честная Надежда, наоборот, этим всем проникается и в итоге сходится с влюблённым в неё ловкачом, жлобом и мошенником Виталиком (наш земляк Артур Бесчастный).

В общем, первый сезон «МДЖ» — это хорошо сделанная семейная сага, в меру давящая на ностальгию и отлично показывающая, как это время влияло на людей, как взрослых, так и детей. За это даже можно простить стилистику всего сериала, порой слишком лакирующую показанное время, странную смесь в музыкальном оформлении оригинальных песен тех лет, каверов на них (версия «Люби меня люби» от Гречки сильно сбивает накал самого трагичного и трогательного момента всего сериала) и современных треков, а также то, что набор основных героев «МДЖ» не очень оригинален. Ведь их типажи — робкий, но смелый протагонист, туповатый понторез, странноватый задрот и боевитая девочка — фактически копируют набор персонажей другого ностальгического проекта Good Story Media — сериала «Восьмидесятые». Ну а само их «братство крыши», кажется, не стесняясь, подражает «клубу неудачников» Стивена Кинга и всех его последователей заодно. «Афиша» так вообще постоянно называет «МДЖ» нашим «Оно» и «Очень странными делами», где военные эксперименты и жутких клоунов-убийц заменили бандиты.

Фото: ГПМ РТВ

Да, в «МДЖ», конечно же, не обошлось без бандитов из 1990-х. Часть сюжета крутится вокруг того, что в первой серии, сбегая от самых чмошных хулиганов в истории российского кино, примером которых можно иллюстрировать термин «мискаст», Санька угоняет и разбивает машину местного криминального авторитета. Он принадлежит к группировке кавказцев, у которой контры с «афганцами», которых возглавляет дядя Сани, брат его матери, Алик Волков (Юра Борисов). Естественно, «афганец» вписывается за родственника, отчего начинаются всяческие довольно неинтересные разборки.

Фото: ГПМ РТВ

И вот насколько хороша в «МДЖ» история про семью и детство, настолько же плохо всё в том, что касается бандитов и их разборок. Потому что это выглядит как какой-то детский сад, даже несмотря на несколько трупов и попытки в драму. Группировка ветеранов войны в Афганистане показана просто великовозрастными детьми, а не людьми, прошедшими ад сражений. А герой Юры Борисова прописан и сыгран не как лидер, который своей волей и харизмой ведёт суровых мужчин с боевым опытом, а как главарь всё тех же хулиганов — он вздорный, импульсивный, не думающий наперёд. Алик не идёт ни в какое сравнение с Лихолетовым — командиром «афганцев» из ивановского «Ненастья». А такое сравнение более чем уместно, поскольку не опираться на эту книгу или «Ёбург» того же Иванова авторы «МДЖ» не могли, поскольку именно они вывели в публичное поле тему деятельности союзов ветеранов Афганистана в 90-х. К тому же, как и у Иванова, в «МДЖ» ветераны контролируют рынок. Совпадение? Не думаю.

Вообще, не совсем понятно, зачем людей Алика сценаристы сделали «афганцами», потому что специфика их объединения, вроде таможенных льгот и организаций охранных фирм, не показана. И если бы это была обычная банда каких-нибудь «волковских» братков, которых просто возглавляет человек, вернувшийся с войны (последнее критически важно для сюжета), вопросов к их поведению и главарю не было бы.

Поэтому от первого сезона «МДЖ» возникает такое чувство, что у авторов было два сценария — хорошо расписанная и проработанная семейная история о живых людях (например, сюжетная линия отца Надежды и Алика не заденет разве что каменное сердце) и проходной боевичок про бандитов из 1990-х, в котором вместо живых героев ходячие клише этого жанра. И вот их зачем-то решили объединить. От этого кажется, что без бандитской сюжетной линии «МДЖ» было бы намного лучше. Но нельзя просто взять и сделать художественное произведение про 1990-е без братков.

Как же эти линии будут развиваться во втором сезоне? Какая история в этот раз будет лучше и ярче раскрыта? Если честно, после просмотра трёх серий из восьми это не совсем ясно, поскольку там ничего толком не происходит. Сюжет начинается двигаться только с третьего эпизода, а первые две серии представляют из себя немного затянутую экспозицию с представлением того, как изменилась за год жизнь героев. Ведь в сериале наступил 1994 год.

Сюжетно важных событий там случается только два — «братство крыши», перебравшееся в гараж, крадёт цистерну спирта и собирается им торговать в розлив (это не спойлер, поскольку есть во всех трейлерах), ну и один важный герой, считавшийся мёртвым, довольно предсказуемо оказывается живым. Кажется, что дальше подростки будут меньше, чем в первом сезоне, просто играть и тусить, пробуждая в зрителе ностальгию. Они повзрослели, и проблемы у них тоже стали серьёзнее, поэтому свой пубертат со всем, что к нему прилагается, им приходится совмещать с тем, чтобы активнее впрягаться в разные тёмные мутки. Тем более, что у ребят появилась цель зарабатывания денег — купить на всех домик у моря. Этой мечте могут помешать уже «афганцы», ведь это была их цистерна спирта. Ветеранов теперь возглавляет лучший друг Алика, ещё более не подходящий на роль лидера трус, предатель и гнида Витя (Никита Павленко).

Фото: ГПМ РТВ

На усиление сюжета о криминальном противостоянии «афганцев» и кавказцев намекает и то, что обе группировки собираются «отжать» некий завод. Его принципиального директора, посылающего всех бандитов куда подальше, играет Анатолий Журавлёв. Он известен по ролям бандитов в «Брате» и «Жмурках», и его появление в «МДЖ» в образе человека, противостоящего бандитам, можно даже рассматривать как своеобразный выверт тропов лучших фильмов про 1990-е. Ну или просто как приятную отсылку к ним. Ещё на примере этого завода явно собираются показать схемы, через которые приватизировали такую собственность. В кино и сериалах эту важную часть 90-х почему-то почти не показывают, и похвально, что авторы «МДЖ» взялись за такую тему и пока смогли реализовать её гораздо лучше, чем банальные разбороки из первого сезона.

Что касается семейной саги, то в первых сериях тоже были только намёки на её развитие, но более интересные. Например, явно заготовлен переворот того, кто будет основной фигурой семейного конфликта. Если первый сезон был почти целиком сосредоточен на Надежде, её брате и отце, то теперь внимание переключается на Фёдора и его желание отбить жену у прощелыги Виталика.

Фото: ГПМ РТВ

Также во втором сезоне «МДЖ» появляются и активно входят в жизнь семьи родители Фёдора — мама в исполнении Ларисы Удовиченко и отчим, которого играет Александр Половцев. Они ненадолго появляются в двух сериях, и, судя по всему, изображают типичных советских интеллигентов-шестидесятников, приспособленных для 90-х ещё хуже, чем Фёдор. Герой Половцева даже берёт гитару и поёт бардовские песни. А вообще, появление такого актёра как Александр Половцев в «МДЖ» тоже можно воспринимать как своеобразную отсылку, причём двойную — как к культовым «Улицам разбитых фонарей» (ведь это он произносил легендарное «Андрюха, у нас труп»), так и к сериалу «Восьмидесятые», где он играл отца главного героя.

Фото: ГПМ РТВ

Возможно, как-то ещё раскроются семьи других центральных героев, а не только Сани. В первых сериях заявлены проблемы с родителями у Жени и появился отец Вовки. Этого работягу-забулдыгу играет, как всегда невероятно колоритный, пермский актёр Михаил Орлов.

В итоге начальные серии второго сезона «МДЖ» оставляют впечатление, что сериал немного повзрослел вместе со своими героями. Он и раньше хорошо работал как семейная сага и роман взросления, но сейчас, немного поубавив в давлении на ностальгию и прилагающейся к нему лакировке прошлого, сюжет в этом плане стал ещё сильнее.

А что касается криминальной составляющей, несмотря на то, что в ней остались те же персонажи, что и раньше, она тоже кажется более серьёзной и проработанной. По крайней мере, споры из-за аварий и грошовых кидков сменились более сложными тёрками из-за очень крупной собственности. Хочется надеяться, что прежняя нелепость бандитов не спряталась на пару серий, а пропала из «МДЖ» насовсем, и до конца сезона авторы удержат нужный градус напряжения. Если это будет так, то «Мир! Дружба! Жвачка!» станет тем редким произведением, что предложит более или менее нормальную экранную рефлексию на 1990-е.

***

Читайте также: Рецензия на книгу и сериал «Ненастье».

Рецензии на проекты от Good Story Media — фильмы «Реальные пацаны против зомби» и «Батя», а также сериал «Территория».

Статья Павла Селукова о пермском Союзе ветеранов Афганистана в 1990-е.

Статья о жизни и ролях актёра Михаила Орлова.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь