X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Максим Артамонов
158статей
Репортажи «Звезды»

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

«Раздельный сбор — это как квест». Как работает проект «Экотакси» в Перми

«Экотакси» — услуга по вывозу мусора и передаче его на переработку. Мы упоминали об этой инициативе в своих публикациях и однажды даже сами поучаствовали в его работе. Нам стало интересно, как изменилась работа сервиса спустя два года. Вместе с водителем и координатором отправились собирать раздельный мусор у пермяков.

В 8:00 «Газель» с водителем Евгением и координатором «Экотакси» Юлией Костроминой выезжает из центра Перми. Предстоит объехать почти 30 адресов в Ленинском и Свердловском районах. Запланировано пять маршрутов, на которых работают четыре газели и один электрокар с прицепом.

Юлия родилась в Екатеринбурге, в Пермь перебралась в 2014 году. Она преподаёт «Культуру речи» в Пермском филиале РАНХиГС. Про инициативу пермяков по вывозу вторсырья узнала в 2015 году. Ей понравилась эта идея, и она стала пользователем сервиса. А потом предложила руководителю проекта стать одним из координаторов.

Фото: Максим Артамонов

«Мне хочется разговаривать с людьми, как-то вдохновлять их.Раньше, когда я была пользователем сервиса, ко мне один раз приехал только водитель, потому что тогда в „Экотакси“ было очень мало людей, и часто бывало, что таксист приезжал без координатора. А мне казалось, такой человек, который бы ездил вместе с водителем постоянно и разговаривал с людьми, просто необходим. Я ощутила, что готова стать таким человеком к сентябрю 2018 года. Я об этом сообщила Анне Кондратьевой (на тот момент координатору сервиса — Прим. ред.), а в ноябре она сказала, что хочет уходить. Революция произошла в сентябре 2019 года, когда к нам пришёл Андрей Привалов и заварил всю эту кашу с другой логистикой», — вспоминает Юлия.

Проект так «выстрелил» и благодаря деятельности городских экологов и общественных активистов. За последние годы эту тему очень активно поднимали многие пермяки. Юлия и Юрий Хохловы из «Общества охраны природы», Андрей Квиткин со своими «Чистыми играми». В городе стали проходить регулярные «Экодворы», которые координируют Алексанра Перминова и Анна Куликова. Проекты Надежды Баглей и Елены Плешковой.

«Это наша общая работа, наш общий результат» — поясняет Юлия.

Заявки на вывоз мусора в декабре в «Экотакси» пришли на 115 адресов. Плата за услугу составляет 200 рублей. Когда люди кооперируются, объемы получаются большие. Места в машине не всегда хватает, приходится складывать плотно. Мы ещё не объехали и половину адресов, а кузов «Газели» уже заполнен. Поэтому координаторы советуют всем, кто пользуется сервисом по вывозу мусора, более компактно собирать свое сырье: например, сминать пластиковые бутылки и алюминиевые банки.

Фото: Максим Артамонов

Больше всего сдают пластик и его разные фракции. Стекло и макулатура — примерно одинаковые объёмы. Лампы, батарейки и другие опасные отходы не принимаются.

Фото: Максим Артамонов

Такси выезжает по адресам раз в месяц. Для коммуникации создана группа «ВКонтакте», где пермяки оставляют заявку. Накануне выезда координаторы связываются с ними, чтобы включить их в карту маршрута.

Сейчас координаторы проекта думают, как организовать работу сервиса, чтобы окупалась аренда машин.

Фото: Максим Артамонов

«Чиновники говорят, что экология — это не приоритетное направление, но посмотрите на то количество сырья, которое сдают нам. Город готов, и у него есть запрос, осталось объяснить это чиновникам. Самое замечательное в том, что у „Экотакси“ есть просветительский и обучающий потенциал. Просвещение — это самое важное. Надо, чтобы люди узнавали о переработке и им становилось легче заниматься раздельным сбором, повышалась экологическая культура населения в целом», — рассказывает Юлия.

Фото: Максим Артамонов

«Въезжаем в цитадель Зла», — говорит водитель, когда мы заезжаем в ЖК «Гулливер». Метафора водителя оправдана: здесь куча машин, припаркованных у забора, резкие повороты и дорога, по сути, лишь в одну сторону. Разъехаться практически невозможно, особенно зимой. Но вот мы припарковались и ждём, когда из высотки выйдут пользователи.

Фото: Максим Артамонов
Фото: Максим Артамонов

— Колёса принимаете? — спрашивает девушка, которая живёт в одной из высоток «Гулливера», подходя к «Газели».

— Небольшое? Тогда конечно. Давайте его сюда, — принимает нестандартное вторсырье Евгений.

Фото: Максим Артамонов

Девушку зовут Александра. Вместе с другом она стала пользоваться «Экотакси» три месяца назад. При первой же заявке они скооперировалась с соседями, с которыми раньше не были даже знакомы. А теперь есть общая цель: раздельный сбор.

Фото: Максим Артамонов

«Раньше получалось сдавать только пластик и бумагу, — говорит Александра. — Сейчас этот список значительно увеличился: теперь мы в течение месяца копим и сдаём стекло, алюминий и железо, бумагу и картон, пластиковые упаковки — мягкие и твёрдые, а также крышечки, зубные щётки и другое! Весь мусор мы моем и сортируем по разным контейнерам».

Когда девушка начала пользоваться услугами по вывозу мусора, её немного удивило, что сдавать вторсырье нужно было в пакетах. Она поделилась своими мыслями с одним из волонтёров. Координаторы прислушались, и в следующий раз машина приехала с большим многоразовым мешком. Это так называемые бигбэги. Их несколько — для разных видов сырья, поэтому досортировка начинается уже в машине.

Аналогичный пример объединения соседей для раздельного сбора в микрорайоне Ива, где 12 семей несколько месяцев назад стали пользоваться услугами «Экотакси». Жители сортируют отходы по видам в пакеты и коробки. Разные виды пластика и металлов — отдельно. Бумага отделена от картона. Консервные банки вымыты и сплющены. Все пакеты и коробки обтянуты скотчем, чтобы не выпало при перевозке. Чтобы не задерживать машину, которая идёт по маршруту, жители Ивы собирают вторсырьё за 2-3 дня.

Фото: Анна Фурсенко

Тем временем погрузили вторсырье и пытаемся выехать из «Гулливера».

Фото: Максим Артамонов

— Куда едем? — спрашивает водитель.

— На Центральный рынок, с него на Мильчакова, а потом на Вильвенскую. Ух, нас там заждались! Прямо уже «смсят»: «Вы к нам приедете на Вильвенскую?» Едем-едем!

«Я не профессиональный водитель, как идейник здесь. Мы с Андреем (Приваловым — Прим. ред.) давно знакомы, это он меня в эту идею вовлёк. Гараж — мой объект, где я и принимаю всё это дело, — говорит водитель Евгений, показывая на собранные в кузов машины отходы. — В гараже идёт сортировка до развоза. Ребята хорошие все, с ними приятно работать».

Фото: Максим Артамонов

Координаторы арендуют гараж, куда свозится всё собранное с выездов вторсырье. Там оно дополнительно сортируется и развозится в пункты приёма.

Раньше каждый координатор сам должен был развозить все отходы. Это было сложно. В сентябре этого года к проекту присоединился Андрей Привалов и предложил новые подходы к организации работы. За счёт нововведения у координаторов появилась возможность дополнительно обучать других людей, заинтересовавшихся идеей раздельного сбора: все желающие могут приехать в этот пункт и научиться сортировать мусор. Обычно это делают волонтёры.

Это уже третий выезд Евгения. За время работы в проекте он узнал, что пластик бывает разный и подразделяется на несколько фракций, что в Перми принимают картон, стекло и некоторые виды пластика.

«Не так давно я был на городской свалке, это просто трэш. Такого я никогда не видел и не хочу больше. Я не хочу, чтобы такие вещи происходили. Это же экология. Поэтому как идея мне этот проект нравится. Есть, конечно, какие-то шероховатости, но постепенно это исправляется и находятся новые подходы», — делится водитель своими мыслями.

После того, как мы забрали всё вторсырье с последнего адреса, машина с мусором едет в пункт досортировки на Рязанской. Андрей Привалов объясняет, что единый пункт приёма координаторы открыли в первую очередь из-за логистики.

Фото: Анна Остапенко
Фото: Анна Остапенко

«Раздельный сбор — это как квест. У нас около 40 видов вторсырья. Нужно это всё рассортировать и отвезти в пункт на одной машине. Это удобнее, чем все такси гонять по разным пунктам», — объясняет смысл создания единой точки досортировки Андрей.

За один выходной координаторы собрали 1070 кг стекла, 400 кг макулатуры, 57 кг ветоши и 135 кг железа. Стекло отвезут в «Уралтару» (дальше оно поедет в Челябинск и Тюмень), макулатуру принимают на переработку в Перми, Краснокамске и Кунгуре. Часть ветоши передадут в благотворительный магазин «Матрёшка», в «Территорию семьи» и «Территорию передышки». Остальное — на переработку в «Нафталин». 135 кг железа отдадут приёмщикам.

***

Как жить, почти не оставляя после себя мусора, можно узнать из наших карточек.

Кто сдаёт продукт вторичный? Репортаж 2017 года с выезда «Экотакси».

Истории пермяков, которые стараются оставлять после себя минимум отходов.

Колонка создателя сообщества «Zero Waste в теории и на практике» Анны Кондратьевой про ожидания и реальность жизни без отходов.

Рекомендуем почитать

Деревья и люди. Заксобрание Пермского края приняло закон «Об озеленённых территориях» в первом чтении

Полина Путякова

Новое на сайте

По факту смерти заключённого в ИК-10 не стали возбуждать уголовное дело. Правозащитники обжалуют это решение

Максим Артамонов

Весной 2022 года в кафедральном соборе возобновятся богослужения. Пермская художественная галерея должна переехать летом

Максим Артамонов

Заключённые ИК-10 пожаловались на многочисленные нарушения. В этой колонии осуждённому отрезало голову на пилораме

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+