X

Новости

Вчера
2 дня назад
29 мая 2020
28 мая 2020
27 мая 2020
26 мая 2020
Фото: Кинопоиск

Министры, андроиды, корни и смертельные болезни. Какие сериалы предлагает отечественное телевидение на время эпидемии

Эпидемия короновируса — беспрецедентное явление. Это заболевание породило масштабные карантинные мероприятия, из-за которых множество людей теперь неопределённое время проведут дома. Естественно, телеканалы и стриминговые сервисы тоже по-особому отнеслись к этой ситуации. Они призывают зрителей не выходить из дома, предлагают контент бесплатно. Российские телеканалы даже записали ролик, где рекламируют продукты друг друга.

Григорий Ноговицын, которому в самоизоляции, видимо, заняться больше нечем, посмотрел отечественные сериалы и рассказывает, какие из них стоят вашего внимания.

«Заступники» (Первый канал)

Судебная драма — благородный и красивый жанр. Но у нас в стране, в силу проблем с состязательностью правосудия, он как-то не прижился. Хотя икону жанра — адвоката Перри Мейсона — в СССР неплохо знали, и даже экранизировали одну из книг о нём. Но сейчас на Первом канале в вечерний прайм-тайм выходит сериал «Заступники» режиссёра Владимира Котта, сделанный как раз в жанре судебной драмы. И поскольку это сериал с одного из главных каналов, естественно, он рассказывает о прошлом. Ведь рассказывать на федеральных каналах у нас больше не о чем.

Итак, 1966 год, молодой адвокат Нина Метлицкая (Мари Ворожи) работает в Филиале № 1 — самом сильном адвокатском бюро Советского Союза — и занимается защитой в суде самых разных советских граждан. Среди её клиентов — вор в законе, обвиняемый в шпионаже меломан, звезда советского кино, американский турист, укравший из гостинцы статую, подозреваемые в убийстве и даже диссиденты. Параллельно с судебной драмой разворачивается личная драма главной героини.

Анонсы говорят, что в основе сценария лежат реальные истории из советской судебной практики, а также книга Дины Каминской «Записки адвоката». Каминская — важный человек в истории диссидентского движения. Она защищала в суде Владимира Буковского, Анатолия Марченко, Ларису Богораз и Павла Литвинова. Её судебные речи «Правосудие или расправа?», «Процесс четырёх», «Полдень», «Ташкентский процесс» даже распространялись «самиздатом». То, что сейчас, когда к российским судам много вопросов, на Первом канале вышел сериал по книге Каминской, даже заставил СМИ писать, что это признак некой оттепели.

Это, конечно же, и близко не так. «Заступники» — это стандартная телевизионная ретродрама о советской эпохе, со всеми обязательными элементами этого поджанра: попытками тщательного соблюдения стилистики эпохи, пьяными посиделками за столом, курением в помещениях и тем, что чуть ли не в каждой серии кто-то вдруг хватается за гитару и поёт бардовскую песню. Демонстрация СССР и проблем с правосудием тоже более чем стандартная для нашего ТВ, часто в духе Комиссара Вопреки. Ничего нового и смелого. Как судебная драма «Заступники» в принципе работает, но делам и прениям явно не хватает накала и интриги, в силу той же клишированности всего происходящего. Да и к тому же излишне много внимания уделяется странной личной жизни героини — за ней пытается приударить чуть ли не каждый мужчина в сериале. Хотя глядя на актрису Мари Ворожи, эту сценарную нелепость хочется понять и простить. В целом, «Заступники» вполне корректная ретродрама, конечно же, не уровня «Оттепели» (породившей это направление на телевидении) или даже «Охотников за бриллиантами» — тоже многосерийного детектива об СССР, снятого братом режиссёра «Заступников» Александром Коттом, но всё же вполне смотрибельная.

«Корни» (СТС)

Порочный, но добрый внутри мужчина из столицы вынужден приехать в российскую глубинку помимо своей воли, исключительно ради корытных интересов. Люди там простые и душевные. Но мужчину из столицы это бесит, и он ведёт себя как пафосная сволочь. В провинции он встречает добрую светлую девушку, которая ему явно не пара (поначалу они друга вообще не переваривают), милого недотёпу-сайдкика и переживает кучу забавных приключений. В итоге он, естественно, влюбляется в девушку, исправляется и отбрасывает свои корыстные цели. Вот по такому сюжетному шаблону на нашем телевидении (в основном на СТС и ТНТ) делается неимоверное количество комедийных сериалов. Так были сняты «Год культуры», «Дылды», «Полярный», «Жуки», отчасти «Патриот» (хотя он в основном неправильно эксплуатирует схему «Реальных пацанов» и «Ольги»), последний сезон «Физрука» и даже шедевральный «Домашний арест» использовал элементы этой схемы. Настолько она значительна. Сериал «Корни» воспроизводит эти клише просто добуквенно. Тут и столичный мажор в провинциальном городке, и добрая девушка, и простодушные провинциалы и даже милый недотёпа.

Хотя в «Корнях» есть несколько примечательных вещей. Первая — это то, что, видимо, руководящей КВНом семье Масляковых надело смотреть на то, что всем юмором в стране рулят их выпускники и рубят на этом бабло. Поэтому компания АМИК (Александр Масляков и компания) взяла дело в свои руки и сняла комедийный сериал «Корни», которым рулят бывшие кавэнщики. При этом даже удивительно, что в самом сериале всего два бывших кавэнщика, и они на своих местах, вполне органичны и даже не бесят. Вообще в сериале заняты очень неплохие актёры — Марк Богатырёв, Анна Уколова, Елена Валюшкина. А забавного, но стереотипного недотёпу-сайдкика играет звезда ютьюба Антон Лапенко. И он лучшее, что есть в этом сериале.

Юмор, по довольно низким стандартам нашего ТВ, тоже относительно неплох. И даже по-своему мил и душевен. По крайней мере, раздражающих сцен и шуток не наблюдается. И, в отличие от других сериалов по похожей схеме, «Корни» хоть как-то пытаются (но не очень успешно) работать с темой малой родины и корней. В первую очередь за счёт очень милого хода во вступительных титрах — напротив имени каждого из съёмочной группы отражается город, откуда он родом. География поистине обширна. Есть даже один человек из Добрянки.

«Колл-центр» (ТНТ/PREMIER)

Один из самых рекламируемых сериалов последнего времени. Причём рекламируется он как нечто прорывное и экстремальное от специалистов по этому делу, режиссёров и сценаристов Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. «Колл-центр» преподносят как некий жестокий триллер-хоррор, который вообще непонятно как оказался на нашем зашоренном телевидении. Сама завязка сюжета уже с перчинкой: работников колл-центра секс-шопа под названием «Бутик для взрослых» (да, вот такой уровень креатива) запирают в офисе и угрожают взрывом бомбы некие голоса по радио, называющие себя Мама и Папа. Условия выживания простые — выполнять все жестокие требования террористов, иначе бабахнет. Сцены в изолированном офисе (актуалочка!), перемежаются с флэшбеками из жизни героев, ведь все они, естественно, неслучайно в этот день оказались в чертовом офисе.

«Колл-центр» был многообещающим сериалом, но ни одного из обещаний он не выполнил. От Меркуловой и Чупова, снявших потрясающий фильм «Человек, который удивил всех», можно было ждать фантазии, трэша, трансгрессиии и прочих радостей жизни. Но в сериале ничего подобного нет. Зато есть явная любовь авторов к фильмам Дэвида Финчера (особенно «Комнате страха») и сериалу Lost («Остаться в живых» по-нашему), без особого понимания с их стороны, как эти произведения работали. «Колл-центр» честно пытается напугать и удивить зрителя, поразить внезапным «вот это поворотом», но это категорически не получается. В сериале просто нет ни напряжения, ни саспенса, ни какой-то экстраординарной жести. В нём затронуты какие-то актуальные темы, но очень поверхностно. Несколько серий — это просто откровенно скучные филлеры. Так что по актуальности, жестокости, откровенности и новизне «Колл-центр» уступает недавно показанным по ТНТ «Шторму» и «Домашнему аресту» а также «Звоните ДиКаприо», который вскоре тоже покажут по телику.

Но получить удовольствие от «Колл-центра» можно, только если смотреть его не как триллер... а как комедию. Просто некоторые сюжетные ходы, диалоги и целые серии так усердно пытаются быть крутыми, серьёзными и страшными, но при этом они настолько глупые, нелепые и нелогичные, что просто не могут не вызвать смеха. Видимо, у нас сейчас такие времена, когда настроение поднимает то, что изначально затевалось как ужастик.

«Эпидемия» (PREMIER/ТНТ)

Ну куда же без самого актуального сериала наших дней! Хотя, по сути эта история о том, как пара богатых московских семей едет к чёрту на рога, чтобы спрятаться от эпидемии неведомой страшной фигни, свою актуальность уже потеряла. Потому что теперь уже каждый россиянин прекрасно знает, что масштабная эпидемия у нас будет выглядеть и проходить совсем не так. И что банды респаунищихся из ниоткуда мародёров не так страшны как очереди за гречкой, туалетной бумагой и пропусками на выход из дома.

Собственно тут и кроется главная проблема «Эпидемии». Этот сериал, безусловно, очень классно сделан и снят (хотя кое-где камера откровенно выпендривается), он по-своему интригует, и даже какая-никакая атмосфера постапокалипсиса тут присутствует. Но это не наш родной постапокалипсис. Это какой-то слишком усреднённый конец света, не имеющий к нашим реалиям никакого отношения. Изменив лишь пару незначительных мелочей «Эпидемию» легко перенести из России в Англию (хотя зачем, у них же есть «28 дней спустя» и «Зомби по имени Шон»), Америку (хотя зачем, у них же есть весь жанр постапокалипсиса) или Бельгию (а что есть в Бельгии?).

То, как выглядит Большой Пэ на постсоветском пространстве, отлично показали игры и книги из серий S.T.A.L.K.E.R. и «Метро 2033». С подробностями и нашим колоритом. И вот колорита и наших особенностей в «Эпидемии» практически нет. Вернее есть, но всё они сосредоточены в скандальной, запрещённо-разрешённой пятой серии с народным восстанием. Отсутствие эффекта узнавания усугубляется тем, что главные герои не простые россияне, а те люди, которые, по мнению нашего президента, находятся явно выше среднего класса. У них свои шикарные дома в пригороде Москвы и дорогие машины. Обычному зрителю, который, скорее всего, смотрит этот сериал с кредитного ноута в хрущёвке, будет трудно себя с ними ассоциировать.

И ещё, как вы думаете, что интереснее — история того, как женщина увела мужика из семьи, или выживание в заснеженной пустоши в поисках лекарства от смертельного вируса? Создатели «Эпидемии» думают, что первое. Поэтому страданиям, любовным интригам и прочим соплям плохо прописанных героев уделено гораздо больше внимания, чем разворачивающейся вокруг ГРЁБАННОЙ ГИБЕЛИ МИРА. Это понятный ход, дескать, история может быть только про людей в определённых обстоятельствах. Но уж очень плохо раскрыты эти самые обстоятельства и люди. Хотя если не обращать на это внимание, «Эпидемия» по-своему впечатляет, но быстро забывается, особенно когда за окном настоящий Большой Пэ.

«257 причин чтобы жить» (START)

Так необходимый в эти дни жизнеутверждающий и позитивный сериал, при этом на не очень позитивную тему. У главной героини Жени (Полина Максимова) — рак. Три года она боролась с болезнью, и вот врач сообщает, что у девушки началась ремиссия. Женя пытается вернуться к нормальной жизни, но это оказывается невероятно трудно. Окружающие не очень-то рады видеть рядом с собой человека, который буквально только что увернулся от смерти. Парень уходит от Жени к её лечащему врачу, родная сестра зарабатывает на жалости к больной через «Инстаграм», подруги с работы оказываются клушами, верящими в то, что рак заразен, а начальник просто сексистская сволочь. Не опустить руки Жене помогает жёлтый блокнотик, куда она ещё в начале лечения записала 257 вещей, которые она сделает сразу, как только поправится. И Женя начинает постепенно выполнять эти пункты. Разумеется, в процессе про построенный на такой же структуре выполнения пунктов старый добрый сериал «Меня зовут Эрл» ей никто не скажет. Ну и не надо.

По уже вышедшим сериям «257 причин чтобы жить» выглядит немного противоречиво. В худшие моменты он напоминает типичный сериальчик с СТС. Но зато в лучшие минуты он смотрится как действительно нечто оригинальное, искреннее, смешное и позитивное. Да ещё и на тему страшных болезней, про которую у нас высказывались разве что неправдоподобные «Красные браслеты», суровый «Шторм» и человеконенавистнический «Звоните ДиКаприо». Львиной доле своего обаяния «257 причин чтобы жить» обязаны Полине Максимовой. Её Женя — это живая, уязвимая, мучающаяся девушка, которая, несмотря ни на что, не сдаётся и пытается снова обрести радость жизни. Ради этой роли актриса решилась на серьёзный поступок и обрилась налысо. И отличная работа Максимовой — это то, что уже делает этот сериал стоящим просмотра.

«Последний министр» («КиноПоиск HD»)

В 2015 году телеканал «Дождь» собирал деньги на выпуск сериала «Завтра», сценарий к которому написали бывшая журналистка Елена Ванина и бывший главный кинокритик страны Роман Волобуев. Сериал должен был рассказать о внезапной победе либерального кандидата на выборах президента России, и показать, как новое прогрессивное правительство будет справляться со страной. Но к 2015 году идея уже довольно устарела, ведь всем было понятно, что России, в которой такое возможно, давно пришёл конец. Поэтому сериал не взлетел, в свет вышел лишь пилот, и денег на полноценный сезон собрать не удалось.

Прошло пять лет, Волобуев стал режиссёром и снял для «Кинопоиска» сериал «Последний министр», сценарий которого он также написал вместе с Ваниной. И, судя по всему, за прошедшее время бывший кинокритик так ничего и не понял. Сериал о том, как главой некоего бессмысленного министерства назначили туповатого бывшего мэра (Ян Цапник) погибшего уральского городка, чтобы он это министерство неосознанно развалил, уже с первых кадров выглядит сейчас ещё более устаревшим, чем сериал «Завтра» в 2015 году.

Начать хотя бы с того, что «Последний министр» насквозь вторичен. Сюжет про энергичного дурачка, поставленного руководить, чтобы он что-то заруинил, стар как мир, и недавно был более грамотно применён в сериале «Мылодрама». А история про ненужное министерство и его команду необычных людей подозрительно напоминает сериал Михаила Идова «Оптимисты», над сценарием которого работала всё та же Елена Ванина. При этом создатели «Последнего министра» явно ориентируются на лучшие образцы политического кино. Сам Волобуев в интервью буквально восторгается сериалами Аарона Соркина. Но кажется, как и коллеги, снявшие «Колл-центр», тут не очень разобрались, за счёт чего всё работало у западных товарищей, и в слепом стремлении сделать всё, как у взрослых, потонули в куче не очень осмысленных референсов. В первой серии, например, буквально сразу за цитатой фразы из фильма «Бумер» идёт визуальная отсылка к Паоло Сорентино. «Последний министр» к тому же комедия, но сатира здесь на уровне не очень умного поста в «Фейсбуке», а юмор и шутки своей плоскостью напоминают любой проходной ситком с ТНТ.

Показанный политический мир вымышленной в сериале России своей глянцевовой атмосферой, дубовостью диалогов и картонностью героев напоминает нечто среднее между сериалами «Спящие» и «Садовое кольцо». И вообще вся картинка и подковёрная суета тут больше напоминает не современную Россию, постоянно живущую в состоянии «и тут со дна постучали», а гламурную, сытую, довольную, спокойную страну образца 2000-х, когда у нас ещё можно было представить дураков-министров как положительных персонажей, а отсылочки бы проканали как самостоятельные шутки (ибо постмодерн был ещё жив). То есть этот сериал концептуально просрочен везде где можно и нельзя. Поэтому понять, зачем «Последний министр» существует в 2020 году, сложно. И зачем его смотреть — тоже. Разве что ради того, чтобы вспомнить, что совсем недавно для кого-то наша страна была такой, как этот сериал — сытой, самодовольной и тупой.

«Проект „Анна Николаевна“» («КиноПоиск HD»)

Ещё один проект от «Кинопоиска» по описанию кажется странной смесью «Приключений Электроника» и сериала «Мажор». В провинциальный отдел полиции на испытания скрытно присылают сверхсовременного андроида-полицейского с внешностью молодой женщины и именем Анна Николаевна. Андроиду предстоит вливаться в мужской коллектив оперов, расследовать преступления в глубинке и учиться быть человеком. Выглядит это всё одновременно мило и неловко, словно кто-то действительно засунул в миксер сценарии сериала «Мажор» и «Приключений Электроника» и включил самую быструю скорость. А получившийся в итоге продукт вылил на экран.

Серьёзно, «Проект „Анна Николаевна“» буквально перемешивает стандартные ходы историй про новичка в полиции и робота в человеческом обществе. Это, а также странноватый, но отличный юмор, немного гротескные персонажи и быт русской провинции вместе вызывают лёгкий кринж. Но кажется, что так и надо, и это чувство неловкости является составной частью странноватого обаяния сериала.

Вероятно, тут немалая заслуга режиссёра Максима Пежемского. В 90-е он начинал как очень арт-хаусный режиссёр, снял обе части «Мама не горюй» и тот самый фильм, в котором Лариса Гузеева засовывает Ивану Урганту ногу в рот. Но с середины нулевых Пежемский снимал исключительно комедийные сериалы для ТНТ, а сейчас, кажется, разошёлся вовсю в проекте не для этого канала.

Актёры тут просто отлично справляются с тем, чтобы вызывать определённые эмоции к своим героям. Уже во второй серии Сергей Гармаш и Ирина Розанова выдают очень яркие и совсем не характерные для себя выступления. А наша землячка Зоя Бербер в роли очаровательного андроида выглядит ни чуть хуже (а кое-где даже лучше), чем Паулина Андреева в сходном образе в ещё одном годном российском сериале о роботах «Лучше чем люди». Иногда даже кажется, что Бербер удается достичь эффекта «зловещей долины», потому что человек так деланно вести себя просто не может, и перед нами буквально живший голосовой помощник из смартфона.

«Улицы разбитых фонарей» (Пятый канал)

В борьбе за зрительское внимание Пятый канал применил запрещённый приём и начал в дневном эфире крутить с самого начала «Улицы разбитых фонарей». С тех самых культовых первых сезонов, где «Андрюха, у нас труп», «Я дурак, бросай оружие», «Мы не волки, а санитары леса», «Котлеты с пюрешкой» и вот это вот всё. Что может быть лучше в самоизоляции, чем компания знакомых давным-давно персонажей? К тому же первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», законсервировавшие в себе «лихие 90-е», могут дать нам всем небольшую надежду. Ведь раз уж мы такие 90-е пережили, то и коронавирус уж точно как-нибудь переживём.

***

Читайте также: интервью с режиссёром и сценаристом Михаилом Идовым.

Обзор сериалов, снятых в Пермском крае.

Обзор пермских проектов, участвовавших в Чемпионате России по сериалам.

Обзор новогодних эпизодов культовых сериалов 1990-2000-х.

Слушайте подкаст о российских детективных сериалах 90-х.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь