
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


«Пермские ворота» и политика ненависти. Наиля Аллахвердиева — о том, почему нужно сохранить арт-объект Николая Полисского
Новость, что реставрация «Пермских ворот» обойдётся бюджету в 18 млн руб., всколыхнула новую волну споров: нужен ли этот арт-объект городу, ведь изначально сообщалось, что работа художника Николая Полисского временная. Директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева объясняет, почему арт-объект Полисского нужно сохранить.
Это расшифровка основных тезисов из разговора Наили Аллахвердиевой и общественного деятеля, члена пермской краевой Общественной палаты Надежды Агишевой. Полностью разговор можно увидеть в Инстаграм, на странице Надежды Агишевой.
Как появились «Пермские ворота», и при чём здесь культурная революция
Паблик-арт-объекты создавали невероятные медийные рейтинги всему проекту. Ни один проект ни в области театра, ни в области музыки, ни даже выставочные проекты музея не давали такой медийный резонанс. Уже на этом этапе было понятно, что паблик-арт
Почему паблик-арт делает невидимое видимым
Это очень специфическая область работы с городской средой, когда произведение искусства не просто где-то ставится так, что от перемены мест слагаемых его смысл и значение места не меняются. Очень хорошо делать такое упражнение: во многих городах есть памятники Ленина на центральных площадях города или какие-то монументы. Их можно просто перемещать по городу в своём сознании, и ни место не будет травмировано, ни сам объект не изменит своё смысловое содержание, потому что они просто воткнуты в городскую среду.

Задача искусства
Но есть и альтернативные технологии, с которыми я работала на первой части развития программы, потому что она была очень интенсивной: когда ты пытаешься найти произведению искусства максимально интересное место, чтобы эта химия произошла.
Поэтому все резонансные истории, которые возникли вокруг паблик-арт-программы («Красные человечки», «Яблоко», «Пермские ворота»),
Дерево и бетон против бронзы и гранита

Другой пример
Паблик-арт-программа мыслилась как программа временных объектов в городской среде. Была задача постоянной смены, если тот или иной объект не выдерживает испытание временем или по какой-то причине меняется конфигурация пространства.
В Перми идёт застройка. У большинства арт-объектов есть «право на ошибку», их можно в любой момент снести. В отличие, например, от большинства памятников. Это может быть ужасная скульптура, но если ты её поставил, то потом не сможешь избавиться, она будет стоять вечно, даже если неудачная. Все арт-объекты хоть и защищены своей популярностью, но у города есть возможность их демонтировать
Ненависть и политики
В каком-то смысле это фантастический ресурс: многие вещи критиковать и ненавидеть опасно, но вот, пожалуйста, у нас есть «Пермские ворота»

История с «Пермскими воротами» не такая однозначная. За годы существования арт-объекта мы накопили огромный ресурс разных мнений, в том числе, более глубоких, чем просто оценочная позиция. Поэтому я не вижу в этом какой-то глобальной проблемы, но считаю, что ненависть
Капитализация арт-объектов и инфляция памятников
Если сравнить «Пермские ворота» с памятником Василию Татищеву, выяснится, что работа Николая Полисского капитализируется, она является способом постоянного эмоционального капитала. Монументы в городе напротив переживают чудовищную инфляцию. Это можно видеть по индексу цитирования того или иного объекта.

В этом смысле можно говорить об эффективности и неэффективности расходов бюджетных средств. «Пермские ворота» отработали каждый бюджетный рубль, который на них был потрачен, они работали на репутацию территории, чего не скажешь о памятниках из бронзы, которые стоили не дешевле, но у них нулевая цитируемость.
Этот простой маркер может помочь понять, почему «Пермские ворота»
Рекомендуем почитать

Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь