Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Вождение по мукам. Как в Прикамье сдают на права
«Ты едешь, и под тобой трещина. Значит, с этого места и нужно разворачиваться, чтобы не получить пять баллов за неправильный разворот», — так объяснял Екатерине Лёлиной правила разворота инструктор по вождению из Полазненской автошколы. Женщина недоумевает: почему же нельзя нанести разметку, если для определения границ полос приходится руководствоваться трещинами. Сдача на права (а Екатерина предпринимала уже шесть попыток) обернулась для женщины затяжной перепиской с ГИБДД и прокуратурой.
Водительские права для Екатерины Лёлиной
Без права на вождение
Начала свои попытки Екатерина Лёлина в марте прошлого года. Шестая была в начале июля. После четырёх неудачных попыток она нашла методику, по которой сотрудники ГИБДД должны принимать экзамен, изучила каждый её пункт и поняла, что в половине случаев инспекторы «притягивают правила за уши».
Два последних раза она сдавала со старшим госинспектором ГИБДД по Добрянскому району Денисом Малаховым. «Завалилась» (получила сразу пять штрафных баллов) на перекрёстке улиц Розы Люксембург и Решетникова: разбитая дорога, ни знаков, ни разметки.
С оценкой своих действий инспектором Екатерина не согласилась и отправила материалы в управление МВД России по Пермскому краю. Там признали ошибку Дениса Малахова, результаты экзамена аннулировали, материалы выслали начальнику ОМВД России по Добрянскому району, потребовали провести служебную проверку и принять меры. Но в том же письме говорилось, что женщине надо «докатать» оставшиеся минуты, а для этого
В Добрянском ГИБДД с выводами коллег из главка не согласны. Здесь утверждают, что на перекрёстке Екатерина Лёлина не смогла правильно определить полосы для движения транспортных средств и нарушила п.9.1 и п.8.6 ПДД, то есть попросту выехала на «встречку». При этом никто не может объяснить, как находясь в движущемся автомобиле, можно с точностью до сантиметра определить ширину разбитой дороги, поделить ее пополам и проехать точно по своей половине.На учёбу женщина потратила около 40 тысяч рублей. В случае ещё одного отказа краевого ГИБДД выдать водительские права, она намерена идти в суд.
Екатерина не понимает, зачем такая усиленная фильтрация будущих водителей, ведь получив права, большинство только что «блестяще» откатавших курсантов, начинает ездить как все: превышать скорость, не пропускать пешеходов, нарушать требования дорожных знаков и разметки. Она считает, что добиться безопасности на дорогах можно только ужесточением контроля и повышением штрафов для водителей, а никак не «выжиманием всех соков» из неопытных курсантов.
Жёстче, ещё жёстче
Требования к обучению водителей и сдаче экзаменов начали ужесточать с 2014 года, когда вступил в силу приказ № 1408 Министерства образования РФ. Этим документом все автошколы приравняли к общеобразовательным учреждениям. С тех пор у них должны быть рабочие программы и заключение ГИБДД на соответствие учебно-материальной базы установленным требованиям.
А с 1 сентября прошлого года начал действовать административный регламент МВД РФ по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений. В теоретической части по-прежнему остались 20 вопросов, на которые отводится 20 минут. Но если сдающий допускает одну ошибку, то должен ответить на пять дополнительных вопросов, и тут ошибиться уже нельзя. В практической части первого этапа (площадка) вместо трёх упражнений стало пять. На каждое отводится две минуты. Общее время составляет не более 12 минут, где две минуты плюсом
«Городского» этапа изменения формально не коснулись, но принимающие экзамен стали гораздо внимательней к деталям. Например, если инспектор ГИБДД сядет в автомобиль кандидата и не закроет дверь, это будет считаться ошибкой курсанта. Объяснение простое: водитель должен видеть и понимать всё, что происходит не только на проезжей части, но и в самой машине. В ряде случаев увеличились «штрафные баллы»: за невыполнения команды инструктора
Курсанты полны оптимизма
Кандидатов в водители ужесточения не пугают. Курсантка Анастасия Павлова за время обучения страшилок наслушалась («Сдать невозможно», «Знакомая моей знакомой уже год сдаёт», «Гаишник валит!», «Все требуют деньги»), но всё же убеждена
Руслан Гасимов пошёл учиться на права весной, сдача экзамена предстоит летом, и пока он тоже считает: у страха глаза велики.
Все «страшилки» я слышал только со стороны. А в школе нас особо не пугают, просто хорошо учат и не выпускают до тех пор, пока мы безошибочно не сдадим внутренний экзамен по теории и практике. У меня, например, не очень получался разворот, и инструктор постоянно обращает на это внимание. Я искренне считаю, что пусть лучше нас всех перетренируют, но на дороге мы будем вести себя адекватно.
Вместе с госпошлинами и справками обучение обошлось Руслану в 22 тысячи рублей: 13 теоретических занятий, 50 академчасов практики. Его товарищи нередко жалуются на «пофигизм» учителей и постоянные поломки учебных машин, но сам он считает, что ему повезло
Очень хорошо о своём преподавателе в разговоре с журналистом «Звезды» отозвался и курсант другой автошколы Владислав Рязанов. Он был уверен, что ничего нового во время обучения не узнает, но ошибся:
На первом занятии по вождению инструктор чётко дал понять, что всё зависит от меня, и в первую очередь это нужно мне самому. Конструктивно объяснял ошибки, давал развёрнутые ответы на любые вопросы. Со временем стал не просто учителем, а настоящим товарищем. Обучение в автошколе прошло незаметно и очень продуктивно.
«Хорошо подготовился, пошёл и сдал»
По статистике, которую ведут ГИБДД и автошколы, в первом квартале 2017 года в Пермском крае только 4-5 % кандидатов в водители сдали все этапы экзаменов с первого раза. Спрос рождает предложение, и у более строгого отношения к будущим водителям есть обратная сторона. Когда два года назад журналист «Звезды» Михаил Данилович отправился проходить «город» в восьмой раз, ему по-дружески порекомендовали перестать мучиться. Прекращение мучений стоило в те времена около 15 тысяч рублей. Их следовало передать инструктору автошколы, а после тебя направляли к очень нетребовательному инспектору ГИБДД, который довольствовался проездом ста метров по дороге, ставил зачёт и отпускал с миром.
Такая сдача в итоге обходилась дешевле, чем многочисленные пересдачи (не говоря уж об экономии времени), и многие сокурсники Михаила тогда воспользовались заманчивым предложением. Журналист же пошёл на принцип и... поменял инструктора по вождению. Новый гораздо лучше объяснил логику движения автомобиля по маршруту, экзамен Михаил после этого выдержал успешно.
Это самое важное
Это как в школе или в институте: выучил всё, пошёл и сдал, получив хорошую оценку. Так и с водительским удостоверением: хорошо подготовился, отучился в добросовестной автошколе, пошёл и сдал, вот и всё. Тем более, что записаться на сдачу экзаменов теперь легко можно на портале «Госуслуги», очень удобно, можно выбрать то время, которое пожелаете.
Лиховских считает, что для тех школ, которые раньше серьёзно подходили к обучению, ничего после ужесточений не изменилось: как учили хорошо, так и продолжают. Прочие же «подтянулись»: по его мнению, уровень и качество подготовки выросли. А нарушают правила новички не из-за их незнания или недостатка практики, а потому что «берут пример» со своих более опытных «товарищей», уверен Лиховских: «Соблюдают правила единицы. И когда „новички“ вливаются в общий поток, то тоже начинают нарушать».
***
- Читайте также: 14 советов пешеходам от автомобилистов
— Сергея Якупова и Константина Долгановского.
Новое на сайте
«Родные наши очень далеко, а до Бога высоко». Война в дневниках советских граждан
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+