Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Мы рассказываем о профессиях, без которых не может существовать современное общество, но о которых мы мало что знаем.
Зачем машинисту электрички стальные нервы?
«Я все сделал по инструкции: и свистел, и затормозил вовремя! Но тормозной путь переполненной электрички, несущейся со скоростью 100 км в час, может доходить до километра. Вот и попробуй останови эту махину».
«Самое страшное
Моторвагонное депо Пермь-II находится за железнодорожным вокзалом. Здесь электрички ждут своего часа и проходят ТО перед рейсами. Повсюду снуют рабочие, ездит спецтехника, вкусно пахнет углем. Всю ночь шёл снег и пути занесло. По инструкции наступать на рельсы нельзя. Александр идёт впереди, а я стараюсь идти за ним след в след.
По правилам гражданам нельзя приближаться к путям ближе, чем на два метра. Но иногда, к сожалению, люди пренебрегают этим и идут в опасной близости от магистрали. Не замечают приближение состава пешеходы в капюшонах, не слышат свистка и те, кто в наушниках. Бывает, что подростки ложатся под поезд на спор.
«Как-то мы едем, а на путях человек лежит лицом вверх между рельсами. Я затормозил, послал помощника посмотреть. Тот вернулся, говорит, что нет никого и что видел, как кто-то между вагонами пробежал. Думаю, это пацаны устроили испытание».
Александр подаёт мне руку и втягивает в холодное тело машины. Минуя маленький тамбур, мы оказываемся в кабине машиниста. На панели множество кнопок, рычагов и выключателей, радиостанция для связи с дежурным по станции и с другими машинистами. Электричка не может развернуться, чтобы перестроиться на другую ветку, машинисту необходимо перейти из одной кабины в другую и ехать в обратном направлении.
«Попробуй»,
«Самое тяжёлое в нашей профессии
— это эмоциональное напряжение. Нужно иметь стальные нервы. Мгновенно принимать решения, и решения правильные. Может быть, поэтому в нашей профессии нет женщин».
Действительно, постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» запрещает женщинам работать машинистом и его помощником.
На учёбу, которая длится полгода, мужчин набирают без специальной подготовки. Основное требование
«Я закончил Верещагинское училище после 10 класса. Попал случайно, где-то увидел объявление, что идёт набор. Потом ушёл в армию. Вернулся и два года отработал помощником машиниста грузового электровоза. Никто сразу не становится машинистом. Сейчас у меня уже первый класс, самый высший. Всего их четыре. Через каждые два года можно повышать свою квалификацию. Я получаю за класс 20 % от оклада. Часовая ставка
— 180 рублей в час, плюс к этому премия, плюс уральские. В среднем выходит 50 тысяч рублей в месяц».
Помощник находится рядом с машинистом постоянно, он дублирует показания приборов и то, что видит на путях: светофоры и указатели. «Я говорю: вижу впереди зелёный», он повторяет: «Да, вижу зелёный». В одно лицо не ездят пока. Хотя уже поговаривают, что на новых поездах немецкого производства «Ласточка», которые хотят ввести с этого года, помощник будет не нужен».
Пара из машиниста и помощника называется бригадой. Несколько бригад формируют колонну. К каждой колонне приставлен машинист-инструктор.
Прежде чем сформировать команды, мужчины проходят психологические тесты на совместимость. Учитываются и личные пожелания. Машинисту и помощнику предстоит находиться в одной кабине долгое время, и от их слаженной работы зависит безопасность пассажиров. У каждого машиниста есть свои закреплённые за ним помощники. Один основной и пара запасных.
После двухлетнего стажа, если помощник хорошо себя зарекомендует, его могут отправить учиться на получение права управления локомотивом. Ещё полгода, сдача очередных экзаменов
«Я со своим помощником езжу второй месяц. Другие, с кем я работал, уже сами стали машинистами, я их сам лично обкатывал».
Перед каждой сменой машинист и его помощник проходят медосмотр: им измеряют пульс, давление, проводят тест на алкоголь.
«Смена обычно длится до 12 часов. Раз в неделю я должен отдохнуть 42 часа. И если я ездил 10 часов, то после этого должен отдохнуть 20 часов. Те часы, которые у меня не получилось отдохнуть после смены, плюсуются к моему большому выходному в 42 часа».
Обедают машинисты здесь же, в кабине. Еду приносят с собой и разогревают в микроволновке.
Пока мы ждём разрешения начать движение от дежурного по станции, Александр проверяет тормоза: пневмоэлектрический и пневматический. Оба тормоза управляются одним прибором
«Это прибор безопасности, который всё контролирует. Красным обозначается допустимая скорость. Вверху зелёная
— действительная. Здесь дублируется светофор— красный, зеленый, желтый».
На панели загорается красная кнопка и слышится звуковой сигнал. Это
«А это система автоведения. По-простому
— автопилот. На пульт заводишь свой табельный номер и номер поезда. Задаёшь маршрут, и поезд едет сам. Он запрограммирован на определённую скорость на каждом участке, видит все светофоры. Это удобно на прямых длинных участках. В любое время прибор можно отключить, вмешаться в его работу. Единственное, что он не может— это увидеть человека на путях или поваленное дерево».
«Для меня самое тяжёлое в работе
На больших станциях, таких как Чусовая и Углеуральская, для машинистов обустроены дома отдыха. «Это что-то типа общежития. Небольшие комнаты с кроватью и чистым бельём. Там можно поспать. Есть столовая. Но это не входит в наше рабочее время. Поэтому мы там долго не задерживаемся
«Я на „железке“ с 1988 года и много чего повидал,
Он говорит, что влюбился в свою работу в первый день практики, как только оказался в кабине электрички.
«Поезд несётся с огромной скоростью, а вокруг деревья, светофоры, рельсы, посёлки и города... В общем, романтика! Давно уже понял: мое это дело, точно!»
Моторвагонное депо Пермь-II обслуживает весь Пермский край. Маршрутная сеть состоит из 104 пригородных поездов. Управляют которыми больше 200 машинистов и их помощников. Основной состав работает в Перми, ещё одна колонна базируется в Чусовом. Электрички ходят в четырёх направлениях: Балезино, Шаля, Чусовой и Березники. Расстояния до станций в среднем 250 километров. Ежегодно пермские электрички перевозят больше 7,5 млн пассажиров.
Новое на сайте
Поздно и дорого. На Компросе высаживают новые липы взамен снесённых
В Перми пройдёт женский фестиваль We-fest — в пятый раз, но впервые в медиаформате
Алтай, Тургояк и север Пермского края. Где отдохнуть в ситуации пандемии коронавируса
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+