X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: pixabay.com

Не для развлечений. Мэрия Перми ожидает, что муниципальный велопрокат станет для пермяков заменой общественного транспорта

Пермская городская дума в первом чтении приняла проект о создании городского велопроката на 10 велостанций и 100 велосипедов. Запустить работу велопроката в тестовом режиме планируют уже в этом году. В полноценном варианте сервис будет работать в тёплый период: с мая по ноябрь, работа в зимний период пока не планируется. Против проекта выступили часть депутатов и городская прокуратура.

Предполагается, что организацию непосредственной работы пунктов проката и велосипеды обеспечит частный оператор, определённый по итогам конкурсного отбора. Он будет оставлять себе всю полученную от работы сервиса прибыль, которая по предварительным расчетам составит около 1 млн руб. в год. Городской бюджет дополнительно будет выделять субсидии в размере 13 млн руб. ежегодно. В эту сумму входят услуги по устройству станций парковки велосипедов, содержанию велосипедов, их хранению в зимний период, равномерному распределению велосипедов по станциям, а также разработке мобильного приложения и проведению платежей. Об окупаемости проекта для города речи не идёт, мэрия рассматривает эти расходы как инвестиции в инфраструктуру города.

Право устанавливать стоимость проката велосипеда остается за муниципалитетом. В качестве примера, в Нижнем Новгороде в общественном прокате действуют такие цены: 155 рублей за 24 часа, 650 рублей за месяц, 2500 рублей за сезон. В стоимость включены любые поездки до 30 минут, поездки более 30 минут оплачиваются дополнительно.

100 велосипедов — это много или мало?

Теоретически оценить количество велосипедов, необходимых для эффективной современной городской мобильности, не представляется возможным, считает координатор профиля «Экономика города», к. г. н., доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко. Для этого необходимо учитывать огромное количество факторов, вплоть до доли населения, которое может кататься на велосипедах, а также, например, требования к сети веломаршрутов — их связанность с другими транспортными сетями, прямолинейность, безопасность и так далее.

Поэтому определить оптимальный для каждого города объём велоинфраструктуры можно только на практике, и для тестового периода выбранное количество велосипедов и станций вполне подойдёт, считает глава фонда «Городские проекты» в Перми Ростислав Толмачёв. Оно позволит собрать данные и сделать необходимые выводы.

Опыт работы муниципальных систем велопроката в других городах неоднозначен. Например, в Москве, по данным «Портала открытых данных», 938 велопарковок и их количество планируется увеличивать. В Санкт-Петербурге ситуация не столь позитивна: ещё в 2019-м Городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры сделал вывод о недостаточных результатах работы муниципальной сети. Количество велостанций сокращалось: в 2017 году их было задействовано 96, в 2018 году — 56, в 2019 — лишь 20. В итоге в 2020 году сети вообще не были выделены бюджетные субсидии, и она прекратила свое существование.

В Нижнем Новгороде общественная сеть велопроката была создана в 2020 году при поддержке ВТБ. Он насчитывает 20 велостанций и 200 велосипедов. В Тюмени городской велопрокат был запущен в 2021 году. Число станций и велосипедов там такое же, как запланировано в Перми: 10 и 100 соответственно.

Однако количество фиксированных станций само по себе не может быть индикатором уровня развития велотранспорта, говорит Татьяна Крейденко. В последние 5-7 лет наряду с моделью велопроката с фиксированными станциями широкое распространение получает модель без них: с помощью смартфона можно как разблокировать велосипед, так и оставить его в любом общедоступном месте.

Популярность улиц Перми у велосипедистов Фото: velofuture.strelka-kb.com

Во время обсуждения проекта велопроката на заседании думского комитета руководитель городского департамента транспорта Анатолий Путин сказал, что расположение пунктов проката будет обсуждаться с жителями и сообществом велосипедистов. Пока что предполагается, что пункты проката будут размещены вблизи основных транспортно-пересадочных узлов и ключевых элементов городской инфраструктуры. Речь идёт пока только о центральном планировочном районе.

По словам Анатолия Путина, мэрия ожидает, что велопрокат будет использоваться в основном «по транспортному сценарию», как альтернатива общественному транспорту или пешему передвижению, и в меньшей степени в развлекательных целях. К такому выводу привел анализ использования аналогичных сервисов, например появившихся в прошлом году прокатов электросамокатов. Это также будет учитываться при выборе мест размещения пунктов проката.

По мнению Ростислава Толмачёва, станции велопроката должны быть установлены не только у популярных остановок общественного транспорта и мест притяжения, но и с каждой стороны центральной части города. По мнению общественника, это могут быть Площадь Гайдара, Драмтеатр, ул. Попова, ЦУМ, Колхозная площадь, перекрёсток улиц Пушкина-Куйбышева, Комсомольская площадь, перекрёсток ул. Сибирской-Революции, ул. Николая Островского возле ТРК «Семья» и перекрёсток ул. Островского-Пушкина.

Что первично: полосы или велосипеды?

Одним из возражений против бюджетного финансирования велопроката является недостаточное количество выделенных велополос в городе.

По данным Татьяны Крейденко, по этому показателю Пермь уступает одним российским городам и соответствует уровню других. Например, в Нижнем Новгороде их столько же — 20 км, в Казани даже меньше — 12 км. Зато в Уфе значительно больше — 74 км, не говоря об Альметьевске, который считается неофициальной велосипедной столицей России, — там оборудовано порядка 115 км велодорожек. В Москве организовано 773 км велодорожек, в Санкт-Петербурге — 121 км.

Улицы Перми с велоинфраструктурой (зеленый цвет) Фото: velofuture.strelka-kb.com

В соседнем Екатеринбурге протяжённость велодорожек составляет 67 км, а в этом году власти пообещали сделать их сеть в центре города непрерывной. Для обеспечения непрерывности движения планируется использовать технические средства регулирования дорожного движения: разметку, тактильные полосы, светофоры.

По мнению Ростислава Толмачёва, смысл организации проката средств индивидуальной мобильности есть даже при отсутствии развитой инфраструктуры. Наличие таких прокатов даёт большую возможность в сборе данных для обоснования необходимости развития велоинфраструктуры в городе. Это позволяет получить реальные цифры: сколько поездок в год или в месяц совершается пермяками на средствах индивидуальной мобильности.

Прокуратура против

Пока нельзя дать общую оценку идеи мэрии, так как озвучено слишком мало информации, считает Ростислав Толмачёв. Непонятно, для кого и для каких поездок будет выгоден такой велопрокат, какое у него будет преимущество относительно популярных электросамокатов, пеших прогулок или поездок на общественном транспорте.

Часть депутатов гордумы в ходе обсуждения проекта на заседаниях профильных комитетов выразили свои возражения. Они были связаны в основном со ссылками на отсутствие велоинфраструктуры в городе, что создаёт угрозу безопасности на тротуарах, а также сомнениями в востребованности велотранспорта.

В ответ на замечания о недостатке инфраструктуры Анатолий Путин ответил, что, по его мнению, это не ограничивает возможности запуска сервиса, по крайней мере в тех районах, где инфраструктура уже есть. Кроме того, период действия Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры заканчивается в этому году, будет разрабатываться её новая версия на следующий период, и в этом документе как раз и будет решаться вопрос создания цельного каркаса велополос и велодорожек.

Возражения против проекта возникли и у городской прокуратуры. По мнению надзорного ведомства, велосипеды не являются транспортом, а значит, не могут финансироваться из муниципального бюджета. Администрация пообещала обсудить этот вопрос с прокуратурой до конца февраля.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь