X

Новости

Сегодня
14:17 В Пермском крае коронавирусом заразились в 80 учебных и образовательных учреждениях
Вчера
16:26 В Пермском крае за сутки обнаружен коронавирус у 80 человек
11:42 С 1 ноября администрация Перми расширит зону платной парковки
2 дня назад
13:32 Омбудсмен обещал помочь трансгендерным людям в прохождении комиссии по постановке диагноза в Перми
12:48 Из Перми планируют запустить прямые авиарейсы до Челябинска и Волгограда
28 сентября 2020
18:11 В Пермском крае приостановлена работа 104 предприятий из-за несоблюдения эпидемиологического законодательства
08:01 Расходы бюджета Перми из-за пандемии коронавируса превысили полмиллиарда рублей
27 сентября 2020
26 сентября 2020
Истории

«Не сохранили двор, но сохраним память»: как три бывших соседки собирают истории о своих домах

Только за последние пару месяцев в Перми было уничтожено несколько знаковых и интересных зданий: снесли ДК «Телта» и бывший детский сад, на стене которого Саша Жунёв создал своего «Шевчука из листьев», угроза сноса нависла над остатками пивзавода на Сибирской и общежитием на Уральской, 110. На этом фоне почти незамеченным осталось уничтожение двух кирпичных особняков по адресу Монастырская, 71 и 71А: эти дома, стоявшие по соседству с соборной мечетью, не были архитектурными памятниками, и почти никто в городе ничего о них не знал. Зато их очень любили их бывшие жильцы, которые были вынуждены покинуть признанные аварийными дома вопреки своему желанию.

Алла Мальцева, Светлана Баркина и Елена Коневских — три женщины, которые родились в этих домах и провели в них значительную часть жизни — не примирились с этой утратой. Их объединило общее прошлое, и теперь они хотят зафиксировать его и сохранить для истории, собирая воспоминания о двух домах и об общем дворе, в котором они все родились и выросли. Правда, Елена и Светлана уехали оттуда ещё до начала нулевых, и только Алла осталась там до последнего — она же и стала инициатором идеи по сбору воспоминаний.

Комнаты на месте конюшен

«До последнего» — это до 2016 года, до того времени, когда администрация уведомила жителей дома о скором расселении. Оказалось, что акт, по которому дом был признан аварийным, составили ещё в 2010 году. Жильцы поначалу даже не могли понять, при каких обстоятельствах это произошло, но потом вспомнили: да, приходили какие-то парни, немного покопали фундамент. Причём, видимо, без особого энтузиазма, учитывая количество ошибок, которые потом обнаружились в этих актах. Например, недавно отремонтированная крыша была описана как ветхая, а дом по адресу Монастырская 71Б почему-то был назван одноэтажным (хотя в обоих домах два этажа).

Мечеть и два снесённых дома: Монастырская, 71А и Монастырская, 71. Фото: domofoto.ru/photo/29478

Впрочем, ввязываться в судебные тяжбы никто из жильцов не стал — их квартиры были муниципальными и попали в федеральную программу по расселению, что заведомо делало шансы на успех близкими к нулю. Зато приватизированы были квартиры их соседей, в доме на Монастырской, 71Б. Те, получив предупреждение о расселении, заказали независимую экспертизу — правда, суды всё равно были проиграны, а дом расселён и снесён. Больше повезло жителям семьдесят пятого дома, которые подготовились к обороне заблаговременно: опротестовали свой аварийный статус и перевели землю под домом в частную собственность.

Светлана Баркина, Алла Мальцева и Елена Коневских

Что дальше будет с этой землёй и в какой степени активность жильцов дома № 75 (сегодня он остался последним в этой части квартала) нарушило планы потенциальных застройщиков, никто из подруг не знает. Они, впрочем, полагают, что ситуация ещё долго может остаться без движения: во всяком случае, дома на противоположной стороне улицы посносили более десятилетия назад, и с тех пор на этом пустыре так ничего и не появилось. Но то, что они по-прежнему переживают за эту территорию, бросается в глаза:

— Конечно, мы никуда не хотели уезжать, — вздыхает Алла, — этот двор между двумя домами был нашим тихим островком, оазисом со своим бытом, со своей атмосферой и культурой.

Пустырь на месте дома № 71А Фото: Иван Козлов

На первом этаже дома по адресу 71А была коммуналка, а на втором — три квартиры. И ещё три комнаты (переделанные из дореволюционных конюшен) — во флигеле. Что до второго дома, то в нём было четыре полноценных квартиры. За последний месяц Алла изучила историю обоих домов почти досконально, причём с пристрастием настоящего историка: значительную часть информации она отыскала самостоятельно. Ей, в частности, удалось узнать, что дом был построен казначеем духовной консистории по фамилии Шилов, который был коллежским регистратором, а затем титулярным советником. Это было информацией из открытого источника — не удовлетворившись ею, Алла стала копать дальше и в конце концов нашла списки муниципализированных домов, в которых фигурировала эта самая фамилия. А кроме того, благодаря документу «Раскладка налогов с недвижимых имуществ жителей города Перми», датированному 1899 годом, выяснила, что как минимум в 1898 году дом уже существовал.

Деревянный дом, стоявший внутри двора, был несён в середине восьмидесятых Фото: предоставлено Аллой Мальцевой

Что касается соседнего дома, то он был построен несколько позже, и владельцы у него были другие, но на этот счёт внятной информации пока не найдено. Так или иначе, оба этих дома выделялись на улице хотя бы потому, что были полностью каменными — единственными в округе, не считая мечети.

История в фотографиях и рисунках

У каждой из подруг — своя история жизни в этом доме. Семья Светланы, например, появилась там едва ли не раньше всех — в начале прошлого века в дом переехала её прабабушка. Её сын, дед Светланы, был фотографом, а ещё он первым в городе работал по методу аналоговой деколи — технологии изготовления фотокерамики. Бабушка Светланы, его жена, работала ретушёром и помогала раскрашивать фотографии.

Не менее творческой была и семья Елены Коневских, дочери художника Анатолия Городилова, который тоже жил в этом доме:

«Удивительно, — вспоминает Елена, — как папа стал художником в семье, где никто никогда не увлекался искусством. А он всю жизнь посвятил искусству и очень любил рисовать старые дома. Бабушка часто работала в ночные смены, а он уходил по ночам, и в конце концов соседи стали шептаться. Кто-то из них сказал бабушке: „Чего у тебя сын по ночам уходит, он ведь ворует, наверное“. Оказалось, что ночью он просто гуляет по городу и пытается запомнить его ночную красоту, чтобы потом запечатлеть».

Елена Коневских Фото: предоставлено Аллой Мальцевой

Анатолий Городилов действительно был удивительным художником, о котором мы здесь не рассказываем не столько потому, что это не относится к теме статьи, сколько потому, что история о нём достойна отдельного очерка. Он оставил после себя множество картин и графических работ, а ближе к концу жизни буквально взорвался романтическими идеями и стал одним из создателей манифеста программы «Знамя мира». Анатолий Городилов умер в 1994 году — незадолго до этого о нём был снят небольшой документальный фильм. В фильме он много говорит о родном дворе, который не раз зарисовывал во все времена года.

В 1994 году, после смерти отца, Елена уехала из дома, в котором остались её мама и сестра.

Светлана Баркина с дедушкой Фото: предоставлено Светланой

Семья Аллы появилась в доме позже прочих описанных семей — только в 1966 году. Когда её бабушка с дедушкой только-только переселились сюда с улицы Дружбы, новые соседи посоветовали им не заготавливать дрова на зиму, потому что дом всё равно подготовлен к сносу и скоро всем снова придётся переезжать. До того момента, как жильцов дома действительно расселили, прошло ровно пятьдесят лет.

«Мы, если честно, не печёмся за само сооружение, мы не очень думаем о нём в плане архитектурной ценности, — признаётся Алла. — Нам важен наш двор и наши истории о нём, о его неповторимой атмосфере. Вот это трепетное отношение к истории — это нас и объединяет. Не удалось сохранить сам двор, значит, будем сохранять память о нём на страницах журналов. Мы ведь в детстве верили, что это место совершенно уникально».

Семья Аллы Мальцевой

В поисках клада и воспоминаний

Оба этих дома, конечно же, были окружены легендами. В детстве Алле говорили, что в их доме жил татарский мулла. Вероятно, ничем, кроме близости мечети, это продиктовано не было, но все верили. А ещё ходили слухи, что в одном из домов есть клад. На самом деле, в каждом уважающем себя доме есть клад (ну ладно, хотя бы легенда про клад), но здесь в него верили как-то особенно серьёзно. Во всяком случае, легенда держалась десятилетиями, и даже родители девушек ещё простукивали стены на предмет тайников.

Сохранилось у них и множество других воспоминаний. Светлана и Алла, например, помнят в первую очередь запах кондитерской фабрики, который доносился до их квартала в любое время суток. А ещё — сбор стеклотары и походы в магазин, чтобы занять очередь за колбасой или чем-нибудь ещё дефицитным и простоять в ней до вечера. Сейчас этот магазин называется «Слудским Гастрономом», а раньше в обиходе назывался просто «стекляшкой». Старшее поколение знало этот магазин под названием «Моника»: в нём был винный отдел, в котором работала яркая и хамоватая женщина, внешним видом и манерами напоминавшая всем пани Монику из «Кабачка 13 стульев».

Что касается детей, то они больше всего любили не «стекляшку», а кондитерскую на Компросе (сейчас на её месте Баскин Роббинс). Если у них было немного карманных денег, то приходилось довольствоваться слоёным язычком, но иногда удавалось накопить и на кремовые трубочки.

А ещё подруги любили забираться на крыши своих домов:

«Я там проводила всё детство, — вспоминает Елена, — залезала на крышу дома по яблоне, посаженной отцом. Мы весной вдыхали этот аромат яблони. А ещё у нас на задворках стоял старый разрушенный домик, который был очень загадочным местом, и здоровенный тополь, на котором мы построили штаб и лазали туда, пока нам не запретили».

Крыльцо во внутреннем дворе Фото: Анатолий Городилов

Помимо тополя, во дворе росла берёза, около которой все всегда фотографировались, а также брала начало широкая лестница, ведущая на второй этаж — вокруг неё было принято собираться, играть и общаться друг с другом. А ещё дети иногда залезали на чердак — Елена вспоминает, что там была целая сокровищница, причём не только по детским меркам. Однажды она обнаружила там книгу Жуковского 1826 года издания, а в другой раз — подшивку послевоенных выпусков журнала «Работница».

Таких воспоминаний у каждой из героинь ещё довольно много, но всё же недостаточно для того, чтобы создать полноценную летопись. Алла сейчас работает над исторической статьёй, которую она хочет написать за лето и осенью презентовать для сборника «Пермский дом в истории и культуре края».

— Что-то мы точно найдём, — рассуждает Алла, — а если не найдём, будем работать с тем, что у нас есть сейчас. Во всяком случае, у нас есть как минимум свои собственные воспоминания, и их-то никто не сможет забрать.

***

Если ваша семейная история каким-то образом связана с домами на Монастырской или же у вас есть, что рассказать по их поводу — обязательно нопишите в личные сообщения Алле Мальцевой. Спасибо!

Рекомендуем почитать

Идеальные дворцы: дома, которые создаются всю жизнь и становятся искусством

Иван Козлов

«Большая часть наших сограждан не представляет, кто такие спецпереселенцы». В Пермском крае запустили проект «Устные истории»

Максим Артамонов

Паста-активизм: как макароны актуализируют архитектурное наследие Перми

Иван Козлов

Новое на сайте

«Люди не доверяют государству». Энтузиасты собирают самодельные приборы для мониторинга качества воздуха

Полина Путякова

«Начинающим творцам важно, чтобы про них узнавали». Пермские независимые кинематографисты — в поддержку «Звезды»

Григорий Ноговицын

Городские фотографы. Ольга Чубаева

Иван Козлов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+

Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.