«Не сохранили двор, но сохраним память»: как три бывших соседки собирают истории о своих домах
Только за последние пару месяцев в Перми было уничтожено несколько знаковых и интересных зданий: снесли ДК «Телта» и бывший детский сад, на стене которого Саша Жунёв создал своего «Шевчука из листьев», угроза сноса нависла над остатками пивзавода на Сибирской и общежитием на Уральской, 110. На этом фоне почти незамеченным осталось уничтожение двух кирпичных особняков по адресу Монастырская, 71 и 71А: эти дома, стоявшие по соседству с соборной мечетью, не были архитектурными памятниками, и почти никто в городе ничего о них не знал. Зато их очень любили их бывшие жильцы, которые были вынуждены покинуть признанные аварийными дома вопреки своему желанию.
Алла Мальцева, Светлана Баркина и Елена Коневских
Комнаты на месте конюшен
«До последнего»
Впрочем, ввязываться в судебные тяжбы никто из жильцов не стал
Что дальше будет с этой землёй и в какой степени активность жильцов дома № 75 (сегодня он остался последним в этой части квартала) нарушило планы потенциальных застройщиков, никто из подруг не знает. Они, впрочем, полагают, что ситуация ещё долго может остаться без движения: во всяком случае, дома на противоположной стороне улицы посносили более десятилетия назад, и с тех пор на этом пустыре так ничего и не появилось. Но то, что они по-прежнему переживают за эту территорию, бросается в глаза:
На первом этаже дома по адресу 71А была коммуналка, а на втором
Что касается соседнего дома, то он был построен несколько позже, и владельцы у него были другие, но на этот счёт внятной информации пока не найдено. Так или иначе, оба этих дома выделялись на улице хотя бы потому, что были полностью каменными
История в фотографиях и рисунках
У каждой из подруг
Не менее творческой была и семья Елены Коневских, дочери художника Анатолия Городилова, который тоже жил в этом доме:
«Удивительно,
— вспоминает Елена,— как папа стал художником в семье, где никто никогда не увлекался искусством. А он всю жизнь посвятил искусству и очень любил рисовать старые дома. Бабушка часто работала в ночные смены, а он уходил по ночам, и в конце концов соседи стали шептаться. Кто-то из них сказал бабушке: „Чего у тебя сын по ночам уходит, он ведь ворует, наверное“. Оказалось, что ночью он просто гуляет по городу и пытается запомнить его ночную красоту, чтобы потом запечатлеть».
Анатолий Городилов действительно был удивительным художником, о котором мы здесь не рассказываем не столько потому, что это не относится к теме статьи, сколько потому, что история о нём достойна отдельного очерка. Он оставил после себя множество картин и графических работ, а ближе к концу жизни буквально взорвался романтическими идеями и стал одним из создателей манифеста программы «Знамя мира». Анатолий Городилов умер в 1994 году
В 1994 году, после смерти отца, Елена уехала из дома, в котором остались её мама и сестра.
Семья Аллы появилась в доме позже прочих описанных семей
«Мы, если честно, не печёмся за само сооружение, мы не очень думаем о нём в плане архитектурной ценности,
— признаётся Алла.— Нам важен наш двор и наши истории о нём, о его неповторимой атмосфере. Вот это трепетное отношение к истории— это нас и объединяет. Не удалось сохранить сам двор, значит, будем сохранять память о нём на страницах журналов. Мы ведь в детстве верили, что это место совершенно уникально».
В поисках клада и воспоминаний
Оба этих дома, конечно же, были окружены легендами. В детстве Алле говорили, что в их доме жил татарский мулла. Вероятно, ничем, кроме близости мечети, это продиктовано не было, но все верили. А ещё ходили слухи, что в одном из домов есть клад. На самом деле, в каждом уважающем себя доме есть клад (ну ладно, хотя бы легенда про клад), но здесь в него верили как-то особенно серьёзно. Во всяком случае, легенда держалась десятилетиями, и даже родители девушек ещё простукивали стены на предмет тайников.
Сохранилось у них и множество других воспоминаний. Светлана и Алла, например, помнят в первую очередь запах кондитерской фабрики, который доносился до их квартала в любое время суток. А ещё
Что касается детей, то они больше всего любили не «стекляшку», а кондитерскую на Компросе (сейчас на её месте Баскин Роббинс). Если у них было немного карманных денег, то приходилось довольствоваться слоёным язычком, но иногда удавалось накопить и на кремовые трубочки.
А ещё подруги любили забираться на крыши своих домов:
«Я там проводила всё детство,
— вспоминает Елена,— залезала на крышу дома по яблоне, посаженной отцом. Мы весной вдыхали этот аромат яблони. А ещё у нас на задворках стоял старый разрушенный домик, который был очень загадочным местом, и здоровенный тополь, на котором мы построили штаб и лазали туда, пока нам не запретили».
Помимо тополя, во дворе росла берёза, около которой все всегда фотографировались, а также брала начало широкая лестница, ведущая на второй этаж
Таких воспоминаний у каждой из героинь ещё довольно много, но всё же недостаточно для того, чтобы создать полноценную летопись. Алла сейчас работает над исторической статьёй, которую она хочет написать за лето и осенью презентовать для сборника «Пермский дом в истории и культуре края».
***
Если ваша семейная история каким-то образом связана с домами на Монастырской или же у вас есть, что рассказать по их поводу