X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: stevepj2009 / flickr.com
82статьи
Проект FAQ

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Что такое моногорода и почему в Пермском крае про них постоянно забывают?

В Пермском крае есть 10 населённых пунктов, которые удивительно похожи друг на друга. В каждом из 10 есть крупный завод, улица Коммунистическая... Но сегодня их объединяет не только это, но и сложная экономическая ситуация. Что такое моногорода и как власти решают проблемы монопрофильных населённых пунктов? «Звезда» попыталась разобраться в этих вопросах.

Десятого сентября пройдет анонсированный в августе депутатом Законодательного собрания Ильёй Шулькиным круглый стол на тему «О развитии моногородов Пермского края с наиболее сложным социально-экономическим положением».

О проведении заседания круглого стола «О развитии моногородов Пермского края с наиболее сложным социально-экономическим положением»

Илья Шулькин:

— В разрезе муниципальных образований Пермского края, пожалуй, нет ни одного города и посёлка, в котором бы не было зафиксировано падения доходов бюджета. Исключением не стала и Пермь. Что уж тут говорить про моногорода? Годами в большинстве из них складывалась достаточно напряжённая социально-экономическая обстановка, которая сегодня начинает стремительно усугубляться. Проблемы на рынке труда влекут за собой целый ком неприятных последствий, в том числе ухудшение криминальной обстановки.

Предыстория

Во всём мире города рассматриваются как центры экономического роста, требующие повышенного внимания как среди городских властей, так и со стороны жителей, городских сообществ, бизнеса... В России же складывается совершенно обратная ситуация. Конечно, роль городов в развитии государства у нас не отрицается, однако контекст обсуждения при этом совершенно иной. И если для западных стран приоритетом служит создание комфортной среды, развитие инвестиционного потенциала городов, а так же создание площадок для привлечения креативного класса, то для российской элиты на первом месте до последнего времени было развитие прежде всего крупных промышленных предприятий. Акценты поменялись лишь с наступлением кризиса.

Например, в конце 2008 года в городе Пикалёво Ленинградской области из-за перебоев с поставками сырья прекратил работу Пикалёвский глинозёмный завод, вслед за ним остановились производства, которые составляли с ПГЗ единый комплекс и зависели от выпуска глинозёма, — «Пикалёвский цемент» и «Метахим». Тогда без работы осталось 4 тыс. жителей. Это более 1/5 населения города.

2 июня 2009 года около 300 жителей Пикалёво на семь часов блокировали федеральную трассу А114 Санкт-Петербург — Вологда. Люди требовали возобновить работу цементного производства, выплатить долги по зарплате. На трассе образовалась пробка длиной более 400 км.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года достаточно сильно ударил по стране. На первый взгляд казалось, что Россия выстоит в этих суровых условиях, ведь пережиты многочисленные войны, которые следовали одна за другой. В тот период многие были уверены, что кризис лишь легонько коснётся российского рынка. Однако новая рыночная реальность показала несостоятельность экономики многих городов, в первую очередь монопрофильных населённых пунктов, жизнь которых сконцентрирована вокруг одного-двух промышленных предприятий.

Сам термин «моногород», до этого употреблявшийся только специалистами, в бытовом российском лексиконе появился после известной речи Владимира Путина.

Уже к концу 2009 года проблема моногородов прозвучала как одна из приоритетных. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Дмитрий Медведев подчеркнул: «Особое и очень важное направление — нормализация ситуации в моногородах... Их в России несколько сотен. В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах».

Что же такое моногород?

Вообще, если попытаться объяснить, что же такое моногород, то... Несмотря на сложную структуру, это довольно простое понятие. Оно имеет в виду следующее: есть город и есть некое предприятие, которые неразрывно связаны друг с другом.

Причём предприятие выполняет не только экономическую, но социальную функцию, обеспечивая тем самым условия жизнедеятельности города.

Если говорить о более конкретных показателях, то здесь можно выделить два подхода:

Первый основан на количественном критерии и заключается в том, что к моногородам относятся только те населённые пункты, которые имеют одно предприятие с численностью рабочих больше 5 тысяч человек. При этом на данном предприятии должно работать более 50 % населения города.

Второй подход основан на взаимодействии предприятия с городом. Принято считать, что если доля доходов, поступающая от этого предприятия в местный бюджет, выше чем 30 %, то это предприятие по праву может считаться градообразующим, а населённый пункт — моногородом.

Критерии моногородов в России

В разное время в России существовали самые разные определения монопрофильных городов.

Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 года зафиксировано, что градообразующее предприятие — это предприятие, на котором занято не менее 30 % от общего числа работающих на предприятиях города, либо предприятие, имеющее на своём балансе объекты социально- коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 % проживающих в населённом пункте.

В Федеральном законе от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых (с учётом членов семей) составляет не менее 50 % численности населения соответствующего населённого пункта.

А Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года гласил, что под градообразующими предприятиями понимаются юридические лица, количество работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населённого пункта.

Сегодня под моногородом понимается:

  • муниципальное образование, имеющее статус городского округа или городского поселения за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
  • муниципальное образование, численность, которого превышает 3 тыс. человек;
  • муниципальное образование, в котором численность работников градообразующей организации достигала в течение пяти лет (предшествующих дате утверждения перечня моногородов) 20 % среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • муниципальное образование, на территории которого осуществляется деятельность градообразующей организации по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.

Кроме того, к монопрофильным отнесены муниципальные образования, которые включены по состоянию на 1 января 2014 года в перечень моногородов и относятся к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.

Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам)

Сколько моногородов в России?

Согласно перечню утвержденному 29 июля 2014 года, в России насчитвыается 313 моногородов, деятельность которых практически полностью связана с работой одного или нескольких градообразующих предприятий. Стабильное социально-экономическое положение наблюдается лишь в 71 населённом пункте, остальные 80 % находятся в зоне риска.

Кризисными считаются 94 города.

  • Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. № 668-р
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2015 г. № 1526-р

В Пермском крае к моногородам первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением относятся такие населённые пункты, как Красновишерск (Уралалмаз), Нытва (Нытвенский метзавод), Очёр (Очерский машзавод), Чусовой (Чусовской метзавод), а также посёлки городского типа Тёплая Гора (Тэлиэм) и Уральский (Пермский фанерный комбинат).

Ко второй категории городов, социально-экономическая ситуация которых может ухудшиться, отнесён Горнозаводск (Горнозаводскцемент), Александровск (Александровский машзавод), посёлки Юго-Камский (Юго-Камский машзавод) и Пашия (Пашийский метзавод).

Моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией в Пермском крае нет.

Что делать?

В США, где проблема монопрофильных городов стала актуальной ещё в 80-е годы прошлого века, чаще всего практиковали такую процедуру, как сжатие городов: переселение жителей «умирающих» населённых пунктов в более благополучные города, при этом государственные учреждения и мелкий бизнес изредка оставляли на месте. Однако такие населённые пункты зачастую превращались в города-призраки.

В России на вариант с переселением пока никто не решился. Городские власти объясняют это тем, что жители моногородов маломобильны и консервативны: им трудно даже представить, как переехать куда-то всем городом. Поэтому в нашей стране был выбран совершенно другой путь — Целевая государственная поддержка предприятий.

В 2014 году был создан Фонд развития моногородов, основная цель которого — содействие их развитию для стабилизации социально-демографического и экономического статуса.

В декабре 2014 года между Фондом и Минэкономразвития Росссии было заключено соглашение о предоставлении субсидии в размере 3 млрд рублей. В 2015 году будет выделено ещё 4,5 млрд рублей. В 2016 и 2017 годах на эти же цели предусмотрено выделить по 10,8 млрд рублей.

Основные статьи расходов Фонда на 2015 год:

  1. Софинансирование расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах — 5,2 млрд руб.
  2. Содействие в подготовке и (или) участие в реализации новых инвестиционных проектов в моногородах — 2 млрд руб.
  3. Формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения — 0,1 млрд руб.
  4. Административно-хозяйственные расходы Фонда — 0,3 млрд руб.

Примечание: сведения являются прогнозными и будут уточняться в процессе исполнения бюджета. Данные приведены без учёта возможного секвестирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Пермский край забыли?

Кризис 2008 года сильно ударил по экономике России, вызвал рост социального напряжения. Чего только стоит протест в Пикалёво или,например, взрывы в шахте «Распадская»? По мнению экспертов, они были использованы для эскалации конфликта в другие монопрофильные города, и без того отличающиеся нестабильным положением. К решению проблеме подключился Владимир Путин, исполняющий в то время обязанности премьер-министра. Именно тогда он подчеркнул, что в сложившейся ситуации порой виноват не кризис, а собственники предприятий и местные власти. В частности, Путин сказал: «Никто не убедит меня в том, что руководство области и других уровней сделали всё, от них зависящее, чтобы помочь людям».

Возможно, именно эти события заставили правительство Пермского края пересмотреть своё отношение к монопрофильным городам края. Так, в 2010 году стали появляться комплексные инвестиционные планы по развитию моногородов. Например, комплексный инвестиционный план по развитию города Чусовой.

Скачать постановление правительства края о модернизации Чусового

А во время рабочей поездки в Пермь в феврале 2012 года Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий для привлечения кредита, способного стабилизировать положение. Но новый кризис, введение санкций и скачки на валютном рынке в конце 2014 года заморозили процесс. Одна из надежд на стабилизацию ситуации в Пермском крае была связана с созданием в 2014 году Фонда развития моногородов. Гендиректором Фонда до недавнего времени был депутат Заксобрания Дмитрий Скриванов.

Однако, по словам Дмитрия Скриванова, каких-либо заявок от моногородов Пермского края не поступало, поэтому и решения по выделению средств не принималось.

Премьер-министра Пермского края Геннадий Тушнолобов заявил, что заявки в Фонд должны были быть подготовлены к 1 марта 2015 года. Однако 20 мая городской портал «В курсе» ещё раз отметил, что никаких заявок от Пермского края Фонд не получил.

Возникает вопрос, почему наши чиновники не используют новые возможности?

Рекомендуем почитать

Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

«Шесть лет уже каждую ночь реву: какая несправедливость — посадить невинного человека». Как в небольшом селе Ключи живёт семья парня, осуждённого за убийство

Екатерина Воронова

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+