X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
11 октября 2019
10 октября 2019
Фото: Okewa Rainwear

Пластмассовый мир победил. Рассказываем о выставке Fantastic Plastic в Музее PERMM

В Музее современного искусства PERMM открылась выставка Fantastic Plastic. На ней можно увидеть работы более 40 российских и зарубежных дизайнеров и дизайн-студий, которые используют переработанный пластик. Куратор выставки, директор Московского музея дизайна Александра Санькова рассказала интернет-журналу «Звезда», почему дизайнеры проявляют интерес к пластику и о самых интересных работах Fantastic Plastic.

Я вижу, как поднимается интерес у дизайнеров к пластику. Недавно на олимпиаде в Японии была сделана медаль из переработанных частей мобильных телефонов. Мои друзья публикуют фото с пунктами раздельной сдачи мусора. Проблема с переработкой пластика назрела давно, но многие люди просто не знают, куда можно сдать пластик.

Почему у нас оказалось много пластика? Потому что это дешевый и функциональный материал. Все его рассматривали как мусор, а не ресурс. В последние 20 лет появляется все больше дизайнеров и студий, специализирующихся исключительно на переработанном пластике. На то есть две основные причины: почти неограниченные возможности, которые даёт новый материал, и повышенное внимание дизайн-сообщества к экологической ситуации в мире.

Пластик — это уникальные соединения, применяющиеся практически во всех сферах деятельности человека. Они легкие, долговечные, универсальные и недорогие; их использование позволяет экономить природные ресурсы и снизить количество потребляемой энергии. Пластик имеет стопроцентный потенциал переработки — как однократной, так и многократной.

Основной вред окружающей среде наносит не использование пластика, а его неправильная утилизация: то, что пластиковые изделия выбрасываются на общие свалки и не попадают на предприятия, занимающиеся ресайклингом. Именно поэтому так важно информировать общество о возможностях переработки и вторичного использования. К сожалению, в России этой проблеме по-прежнему уделяется недостаточно внимания, хотя накопленный европейский опыт с успехом может быть применен и в нашей стране.

На выставке мы хотим рассказать не только об экологических проблемах и загрязнении окружающей среды, но и о фантастических возможностях этого материала. Авторы Fantastic Plastic относятся к переработанному пластику как к идеальному материалу, удобному в работе и предоставляющему неограниченные возможности для реализации творческих планов.

Колье, браслеты и броши

Екатерина Лукьянова — профессиональный художник. Она окончила Суриковский институт. А с недавнего времени занимается дизайном ювелирных украшений. В итоге получаются фантастически изящные лакшери украшения: колье, браслеты и броши. Каждое уникально и подходит к любому стилю одежды — от повседневного до вечернего. Екатерины говорит, что главная сложность работы в том, чтобы исходный материал не считывался с первого взгляда: благодаря особой технологии обработки аксессуары смотрятся стильно и в то же время загадочно, словно попавшие на Землю с Марса.

Екатерина Лукьянова. Ювелирные украшения из пластика Фото: Московский музей дизайна

Школьные ранцы и игрушки

Многие люди боятся вещей, сделанных из переработанного пластика. Но бояться их не стоит. Пластик подвергается стопроцентной переработке, из него получаются яркие и стильные вещи. Один из примеров — голландская компания «Энгель». Её нашла моя подруга, в Греции она увидела сумку, под которой было написано: «Сделано из переработанного пластика». Линейка сумок сделана из ткани, полученной при переработке бутылок из полиэтилентерефталата. Я даже купила своему ребёнку школьный ранец «Энгель». Помимо ранцев, компания предлагает детям веселую коллекцию пеналов и других аксессуаров.

«Энгель». Школьные ранцы, пеналы и аксессуары из переработанных пластиковых бутылок. 2005 Фото: Московский музей дизайна

Голландцы — вообще лидеры по переработке пластика и дизайну из этого материала. Бренд «Муйма» был основан в 2016 году Рено де Клерком и Марейн Дювекот, студентами Технического университета Делфта. Во время поездки в Кению они были поражены количеством пластикового мусора на улицах. Огромное впечатление на них произвела фабрика «Муйма Индастриз», на которой производили изделия из пластиковых отходов. Ещё во время учебы де Клерк и Дювекот заключили контракт с производством. Они объединили усилия для разработки новых продуктов, получаемых при помощи технологии литья под давлением, и поиска международного рынка сбыта для продукции фабрики.

«Муйма». Игрушечные автомобили из переработанных пластиковых отходов. 2016 Фото: Московский музей дизайна

Первыми поступившими в продажу товарами стали игрушечные автомобили и часы. Все они полностью изготовлены из переработанных местных пластиковых отходов. Сборщикам пластика компания выплачивает достойную заработную плату. На кенийской фабрике занято 11 семей, и им же принадлежит вся прибыль.

Элитные дождевики

Многие компании стали производить и одежду из переработанного пластика. Невада и Ник Леки основали компанию «Окева» в 2014 году. Они довели производство дождевиков до совершенства.

«Окева». Дождевики «Переработанные». 2018 Фото: Московский музей дизайна

В прошлом году «Окева» представила свою новую капсульную коллекцию «Переработанные». Это роскошные непромокаемые плащи, полностью изготовленные из утилизированных пластиковых бутылок. Все швы на дождевиках герметичны, а материал обладает водонепроницаемостью и воздухопроницаемостью. На изготовление каждого плаща уходит от 22 до 31 переработанной бутылки.

Plasticdoom Фото: Московский музей дизайна

Не отстают от зарубежных коллег и российские дизайнеры. Эко-активист и создатель бренда Plasticdoom Галина Ларина изготовила машину по плавке пластика Precious Plastic. В качестве сырья в ней используются полиэтиленовые пакеты, собранные в общественных заведениях. Методом сплавки из них производятся дождевики, панамы, зонты, рюкзаки и даже мебель. Основная идея ее бренда — осознанное потребление, вторичное использование отходов и разумное отношение к природным ресурсам.

Уличная и детская мебель

Инеке Ханс — одна из первых, кто начала работать с переработанным пластиком. Ещё в конце девяностых голландский дизайнер разработала коллекцию уличной мебели, которая на первый взгляд кажется весьма обыденной, простой и безыскусной. Дизайнер черпала вдохновение в народном творчестве, в формах, использовавшихся много веков подряд.

Инеке Ханс. Почти обычная мебель. 1997-2005 Фото: Московский музей дизайна

Мебель изготовлена из черного пластикового композита из вторсырья. Поверхности столешниц и сидений имеют структуру, похожую на дерево. Эта визуальная зернистость — результат особенностей технологического процесса. Пластик устойчив к воздействию ветра, влаги, солей, кислот и ультрафиолетового излучения, что делает его идеальным материалом для улицы при любых климатических условиях. Срок службы материала составляет 50 лет, и он не нуждается в уходе.

Барбер и Осгерби. Вновь и вновь. 2019 Фото: Московский музей дизайна

Эдвард Барбер и Джей Осгерби — очень известные дизайнеры. В 2012 году они создали факел для Олимпийских игр в Лондоне, а впоследствии — коллекции для брендов Vitra, Magis и Swarovski. Для крупной американской компании «Эмеко» они спроектировали стул для кафе. Он одновременно выглядит современно и напоминает культовые стулья из гнутого дерева в стиле 30-х годов. Все предметы на 70 % изготовлены из переработанного пластика, усилены стекловолокном и окрашены нетоксичными пигментами. А когда вещи отслужат своё, все они могут быть вновь переработаны.

Стройматериалы

Датчанка Вероника Гейгер любит экспериментировать с различными природными процессами и явлениями. Соприкосновение с чем-то совсем простым, вроде куска камня, для нее равнозначно способности почувствовать силы Земли и их вневременное воздействие. Работая над своими проектами, она часто прибегает к помощи ученых, геологов и инженеров.

Вероника Гейгер. Пластигломерат. 2018 Фото: Московский музей дизайна

«Пластигломерат» — это стена, построенная из отреставрированных кирпичей старого дымохода и новых пластиковых блоков. Источником вдохновения для проекта послужил недавно открытый геологический феномен с аналогичным названием. Пластигломерат состоит из смеси попавших в океан полимерных отходов и осадочных пород: вымываемый на берег пластик перемешивается с песком, ракушками и корягами и сплавляется с ними под воздействием разводимых на берегу костров. Научное определение пластигломерата — «окаменелый многокомпонентный материал, отвердевший за счет агглютинации породы и расплавленного пластика». Считается, что пластигломерат — первое вещественное свидетельство антропоцена: понятия, введенного в 1922 году геологом Алексеем Павловым для описания эпохи, в которую климат и атмосфера будут меняться в результате человеческой деятельности.

***

Первый раз я увидела машинку по переработке пластика в Пекине на неделе дизайна. Её привезли датчане. Это такой стол, на котором стоит несколько коробок. В одной перемалываются пластиковые вещи, в другой — они расплавляются в нить, а в третьей 3D-принтер печатает из неё новые пластиковые вещи. Многие западные компании, которые используют пластик, к 2025 году хотят стопроцентно перерабатывать всё, что они производят. Мы никогда не избавимся от пластика, но давайте не будем его выкидывать и смешивать с органическими отходами. Избавить планету от пластикового мусора можно только так: замкнув цикл вторичной переработкой.

Мы придумали выставку Fantastic Plastic два года назад. В большом международном проекте принимают участие дизайнеры из Голландии, США, Бразилии и России. После того, как её увидят зрители пяти городов России, её покажут в Третьяковской галерее в Москве. Мы хотим, чтобы работы наших дизайнеров получили развитие. Если в Перми есть дизайнеры, которые делают работы из пластика, мы можем поставить их работы на выставку — у нас живой музей.

***

Выставка будет работать до 15 сентября.

***

Читайте также:

Топ-12 одноразовых вещей из пластика и альтернатива им.

Картотека: как жить, почти не оставляя после себя мусора.

Истории пермяков, которые стараются оставлять после себя минимум отходов.

Колонка Анны Кондратьевой про ожидания и реальность жизни без отходов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь