X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 октября 2019
18 октября 2019
155статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Орлеан»: Ехидная улыбка мёртвой совести

В прокат вышел «Орлеан» Андрея Прошкина — один из самых необычных и оригинальных отечественных фильмов за последнее время. Сами создатели картины не могут точно назвать его жанр, определяя «Орлеан» как фантасмагорию греха, но и это обозначение весьма условно...

В 2011 году у маститого киносценариста (по 11 его сценариям снимал фильмы Александр Сокуров) и поэта Юрия Арабова вышел роман «Орлеан», который попал в число финалистов премии «Большая книга». Режиссёр Андрей Прошкин осмелился экранизировать это необычное произведение. И на помощь к нему пришёл сам Юрий Арабов, написав сценарий по своему роману. В итоге городу и миру представлена совершенно необычная картина, которая не боится брать зрителей за живое и не стесняется выворачивать мехом наружу некоторые шаблоны русского авторского кино.

Орлеан — это маленький провинциальный городишко, типичное российское «нигде», причём режиссёр Андрей Прошкин, художник Юрий Карасик и оператор Юрий Райский не жалеют усилий, чтобы показать этот город и его жителей максимально стереотипно: серые хрущёвки, пыльные частные дома, бескрайние просторы. Но основные носители шаблонов — главные герои. Начальник полиции Неволин (Виталий Хаев) больше похож на бандита, чем на мента. Парикмахерша Лида (Елена Лядова) — густонакрашенная вульгарная девица, которая предпочитает родам аборт (она с одним-то своим сыном не знает, как обращаться), кроме того, процедура эта ей не в новинку. Циничный хирург Рудик (Олег Ягодин) не стесняется, во время аборта есть мороженное, а во время осмотра у себя на дому — соблазнять девиц, несмотря на то, что в соседней комнате у него лежит парализованный отец. Плюсом к этому всему идёт много обнажёнки, секса и немного (пара-тройка вёдер) кровищи, насилия и расчленёнки.

В общем, получается рецепт идеально мрачного и депрессивного русского авторского фильма о жизни в глубинке. Но «Орлеан» не таков, наоборот, это очень живая, энергичная и яркая картина с очень хорошим юмором и внешним стилем. Просто режиссёр, художник, оператор и актёры (которые все прекрасно играют) рисуют эту «стереотипность» настолько яркими красками, что перестают выглядеть настоящими, а становятся чересчур уж абсурдными, а вся картина превращается в фарс и гротеск. Поэтому «Орлеан» обладает совершенно невероятной внутренней свободой, которая местами граничит с хаосом, но эту границу не переходит.

Мистики ко всему этому свободному и странному действу прибавляет некто Экзекутор (Виктор Сухоруков). Этот загадочный человек, приехав в Орлеан, сразу врывается в жизнь полицейского, парикмахерши и хирурга, делая её невыносимой настолько, что эта порочная троица планирует погубить незваного гостя. Но тот, назло им, не гибнет. Поэтому Экзекутора поручают фокуснику-маньяку Борису Аморетто (Тимофей Трибунцев), который на сцене цирка под видом иллюзиона по-настоящему распиливает людей. Что же такого страшного делает этот странный Экзекутор? Да ничего особенного! Он просто находится рядом с героями, рассказывает им притчи, напоминает об их грехах. Он немножко угрожает своим жертвам (то смертью, то тюрьмой), но ничего не делает, чтобы реализовать эти угрозы. Ведь у Неволина, Лиды и Рудика столько скелетов за душой, что ни в один шкаф не влезет. А каждое напоминание о них уже само по себе есть страшная пытка и жуткое наказание.

Атмосферу лёгкого безумия и фарса в «Орлеане» подкрепляет странная речь героев — от сложных (даже вычурных) философских рассуждений они могут резко перейти к грубому языку улиц, причём делается это в рамках одного монолога. Специально для «Орлеана» английская группа The Tiger Lilies написала 13 песен, которые тоже работают на абсурдность фильма. Правда, английским музыкантам очень не понравился основной посыл фильма и они отказались предоставить свою музыку, но потом передумали, разрешили использовать песни, но при условии, что в титры вставят строки о том, что музыканты не согласны с позицией режиссёра. Их вполне можно понять: Андрей Прошкин в карнавальной форме поднимает действительно сложные и страшные вопросы греха и его искупления.

Ведь Экзекутор — это не что иное, как совесть, про которую герои фильма постарались забыть, но она материализовалась в виде человека, который неотступно следует за героями, нашёптывая каждому о его злодеяниях. Он часть той силы, что вечно хочет блага, но его считают злом (хотя он ничего такого не делает). И Экзекутор получает лишь зло в ответ. Но от этого спутника почти нельзя отделаться — от себя не сбежать. И когда парикмахерша, хирург и мент думают, что они избавились от Экзекутора, им становится только хуже. Жить совсем без совести нельзя. Без неё можно попробовать наказать себя самому, можно отстраниться от всего самым жутким способом, а можно покаяться в грехах, принять свою совесть (даже распиленной) и этим заслужить ещё один шанс.

Обычно русский авторский кинематограф рассматривает столь сложные проблемы с абсолютно каменным лицом (вспомните тот же «Левиафан»). А «Орлеан» раскрывает непростую тему греха с ехидной и светлой улыбкой Виктора Сухорукова. Поэтому «Орлеан», в отличие от большинства авторских фильмов, не оставляет в сердце зрителя тяжёлого осадка. Кино заканчивается очень тепло, с надеждой на лучшее. В этом фильме нет никакого морализаторства, просто своей почти притчевой формой режиссёр пытается объяснить, что не надо бояться взглянуть на своего внутреннего Экзекутора, надо принять его. Ведь он не страшный, он не хочет зла, и улыбка у него добрая. Пусть и ехидная.

«Орлеан» — совершенно удивительная и редкая для нашего кинематографа картина, где в лёгкой комедийно-карнавальной форме преподносится огромное количество тяжёлых идей и смыслов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь