Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Дон Жуан». Манифест свободы
21 сентября состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» на сцене Пермского театра оперы и балета
Опера В. А. Моцарта «Дон Жуан», поставленная на сцене Пермского театра оперы и балета им. И. П. Чайковского в кинематографическом жанре нуар, стала не просто долгожданной премьерой, а историческим событием в мире музыки. По словам художественного руководителя театра Теодора Курентзиса, 21 сентября 2014 года состоялось «первое полностью аутентичное исполнение „Дон Жуана“ в России». Этой постановкой завершён проект театра «Трилогия Моцарт
Трагикомедия нуар
Вызов
Авторы оперы классифицировали её как dramma giocoso
Все эти возможности оперы воплощены в постановке Карраско неожиданно. Величайшая опера Моцарта представлена в стилистике кинематографического жанра нуар, получившего развитие в американском кино 40-х годов XX века.
Увертюра сопровождается чёрно-белым фильмом, снятым под «голландским углом», знакомым зрителям по фильмам Альфреда Хичкока и Билли Уайлдера. Этот приём постановки кадра создаёт в кино особое эмоциональное напряжение.
Лица манекенов крупным планом сопоставляются с лицами людей. Сцены чувственных наслаждений сменяются кадрами насильственного надевания на персонажей фильма ортопедических протезов. Образы увертюры дают ключ к пониманию происходящего на сцене: все без исключения персонажи носят ортопедические шины, корсеты и бандажи, кроме главного героя, Дон Жуана, выразителя свободы от любых ограничений.
Место и время действия условны, абстрактны. И в то же время чрезвычайно знакомы каждому из нас. Быть может, это впечатление создаётся благодаря внесению законов кинематографии в постановку спектакля. Напряжение в развитии сюжета нарастает, сцены сменяют друг друга, словно кадры фильма. Действие на сцене, мощное эмоциональное воздействие музыки, русские титры
Манекены
Выбранный для воплощения идеи образ и одновременно средство выразительности
Декорации спектакля вызывают ассоциации со складом на фабрике манекенов, анатомическим театром, супермаркетом. Антитеза «люди
На сцене манекены становятся выразительной метафорой, подчёркивающей попеременно комизм и трагизм действия.
В руках Лепорелло в арии «Madamina, il catalogo e questo» («Вот извольте! Этот список красавиц») манекены становятся куклами, с которыми он играет. Дон Жуан оттачивает на них своё мастерство соблазнения. Мазетто прячется за манекеном, как Волк в «Ну, погоди!».
Вместе с тем манекены служат жутким приёмом замещения, психологического переноса. Мечтая отомстить Дон Жуану за смерть отца, Донна Анна многократно вонзает в манекен нож, как убийца-маньяк в состоянии аффекта.
Стеллажи, снизу доверху заполненные манекенами, медленно и грозно стеной движутся по сцене навстречу залу под предводительством Командора, предвещая вторжение силы отчуждения в мир живых. Как тут не вспомнить «Стену» Pink Floyd?
Люди
А что же происходит с людьми, главными персонажами оперы? Как преобразились их характеры сегодня? Перед нами всё тот же беспечный повеса, хитрец и соблазнитель Дон Жуан, одержимая местью за смерть отца Донна Анна, её благородный защитник жених Дон Оттавио, милая глупышка Церлина, ревнивый Мазетто, страдающая Донна Эльвира, изворотливый Лепорелло. Однако в них мы узнаём современных людей.
Их мотивы сложны и противоречивы. Они запутались в своих сомнениях, желаниях и страхах. Никто не искренен друг с другом. Персонажи носят бандажи и костыли, словно свои психологические комплексы и неразрешенные внутренние конфликты. Создаётся впечатление, что действие на сцене
Как и положено жанру нуар, герой и антигерой сливаются в одном образе. Единственный, кто живёт в полную силу, смело признаётся в своих чувствах и желаниях и открыто принимает вызов жизни,
Как говорят психологи, женщина должна быть вызовом для мужчины. Дон Жуан принимает каждый вызов. Он
Как сказала однажды оперная дива Анна Нетребко, «опера
Спектакль заставляет задуматься над вечными философскими вопросами о любви, человечности, добре и зле, лжи и правде, одиночестве и смерти, комфорте и свободе.
И в первую очередь
Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, редактор раздела «Академическая музыка» на Colta.ru:
Дмитрий Ренанский, музыкальный критик:
Рекомендуем почитать
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
«Пермь — театральная столица», или «Это просто нравственное дно». Как отреагировали первые зрители на «Кармен» Константина Богомолова
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
В Перми начал работать сервис, который сообщает о публичных слушаниях. Его запустил градозащитник Денис Галицкий
С октября отменят бесплатные пересадки и льготы на пермских автобусах до аэропорта
В Пермской опере пройдёт благотворительный концерт в память о жертвах трагедии в ПГНИУ
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+