X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
11 октября 2019
10 октября 2019
Фото: Диана Корсакова
19статей

Интернет-журнал «Звезда» запускает проект «Выход в город. Карта стрит-арта». Наша задача: сохранение лучших «экземпляров» столь быстро исчезающей (стараниями властей и вандалов) красоты хотя бы в виртуальном пространстве, поиск информации об авторах и их продвижение.

Россия как арт-объект и кокошник как русский космос. Все работы фестиваля «Длинные истории Перми — 2019»

Двенадцать художников из Перми, Москвы и Санкт-Петербурга расписали бетонные заборы вокруг жилых и технических построек. Темой фестиваля стал «Пермский период» — художники размышляли о времени и городе, и предлагали свои интерпретации этого термина.

«Всё будет хорошо»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Ольга Божко (Москва):

— Ограничительная лента как знак времени повсеместно встречается в городе тут и там, перегораживая дорогу и заставляя нас идти в обход. Её присутствие в городе передаёт нам напряжение и тревогу — рядом есть опасность. Я иду по городу и постоянно вижу её в разных, порой совершенно неожиданных местах. «Всё будет хорошо» — это своего рода самовнушение, когда человек не знает или не уверен в том, как далее будут развиваться события.

Яркие дорожные знаки всё больше и больше заполняют пространство города. Они повторяются снова и снова, и, подобно орнаменту, встроены в городскую среду, диктуя нам правила поведения. Мои работы — это некое мерцание между внутренним и внешним. Дом и улица, тёплый домашний уют и холодный урбанизм — одно врезается в другое — нет чёткого осознания себя в пространстве. Эти термины схлопываются в работах, тем самым подчеркивая зыбкость положения. Город этот — некая субстанция, которая постоянно меняется: сегодня мы видим одни стены, а завтра на смену им придут другие. Особенно очевидно и повсеместно это происходит в последнее время.

«Динозавры на рентгене»

Фото: Диана Корсакова

Любовь Шмыкова (Пермь):

— Этому проекту много лет. Он был придуман ещё в 2014 году в музее PERMM специально для детского проекта «Чердак». Это были эксперименты с динозаврами, и один них — «Динозавры на рентгене». Детям необходимо было нарисовать динозавров с костями внутри, будто они пришли на рентген. Дети обожают динозавров и круто их рисуют, я бы даже сказала, что это самые лучшие работы получаются. Потому что дети динозавров вживую не видели, и вообще они довольно странно выглядят, поэтому здесь есть возможность рисовать безумных существ. Ещё все дети любят зубастую тему, а динозавры как раз для этого подходят.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Участвовать в «Длинных историях Перми» с этим проектом предложила Наиля Аллахвердиева — директор музея и один из кураторов фестиваля. Тема «Длинных историй» в этом году — как раз «Пермский период». Важно, что дети вышли в город и мы им показали, что их смешные и иногда кривые рисунки, за которые обычно ругают дома или в школе, на самом деле очень ценные и невероятно крутые. Мы старались максимально не вмешиваться в работы детей.

«Перммедведь. Новое время»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина (Пермь)

«Ископаемые пермского периода»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Аделина Шайдулина (Москва):

— Забор называется «Ископаемые Пермского периода» и рассказывает о десяти вещах (и не только вещах), которые можно было бы гипотетически найти или встретить в Перми, если очень внимательно искать: супермодель (suPERModel), супермена (suPERMan), сперматозоиды (sPERMatozoa), мембранный усилитель (PERMeator), химзавивку (PERManent wave), перечную мяту (pepPERMint), рыбу пермит (PERMit), гипермаркет (hyPERMarket), промилле (PERMillage), пионерку-даздраперму (dazdraPERMa). Идея возникла так: когда узнала о конкурсе, стала вспоминать, что знаю о Перми. Поняла, что не знаю ничего, а если не знаю фактов, то можно их сочинить. Придумала, что в Перми изобретено всё, что содержит в корне буквосочетание perm, а узнали об этом, когда нашли эти вещи при раскопках.

«Мы были здесь»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Катерина Муха (Москва, Санкт-Петербург):

— «Мы были здесь» — как классический след на стене «здесь был такой-то». «Мы» в этом случае — деревья, оставившие от себя лишь тень. В компьютерных играх есть такой метод освещения пространства, когда создается «карта» (lightmapping), в которой тени и полутона «запекаются» (baking), то есть не изменяются в активном режиме, а превращаются в статичное изображение. То же произошло и здесь: деревьев сейчас рядом нет, только пара посаженных специально тополей, но преломления света остались запечатлены, будто на фотобумаге.

В реальности на месте деревьев сейчас остаётся лишь пепел либо совсем ничего, и никто оказывается не в силах это предотвратить. Днём имитация тени зарослей оказывается камуфляжным узором. Маскировочная окраска сама по себе могла бы быть лишь про сближение с природой, но у современного человека неизбежно ассоциируется с милитари-тематикой либо с активностями вроде походов на рыбалку или охоту. Забор якобы пытается скрыть свою природу, но, наоборот, оказывается выключенным из городской эстетики и стоит, как солдат неизвестного полка, закинутый судьбой в далекий от родного край.

«Ржавое»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Ксения Филипьева (Пермь):

— Я живу в доме, которому больше ста лет, он переполнен всяческими старыми ржавыми ключами, кованными гвоздями, замочками, сундуками и прочими сокровищами. Все эти предметы вместе составляют портрет моего дома. Они очень дороги моей семье. Замок, например, принадлежит прабабушке. А дверная ручка раньше была частью бани, которую построил дедушка. Так вот, эти предметы отжили свой срок и превратились в артефакты, которые просто нельзя не нарисовать. В Перми старых зданий, сохранивших подобные сокровища, становится всё меньше. Состояние старой архитектуры города печально, даже состояние зданий, причисленных к историческим памятникам, удивляет, с обычными домами всё и так понятно. Изобразив насквозь проржавевшие предметы, я попыталась обратить внимание на наше наследие — скоро, кроме замков и ключей, от старой Перми ничего не останется.

«Пространственно-временной континуум»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Игорь Рядов (Пермь)

«Жёлтая уточка»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Константин Бенькович (Санкт-Петербург):

— В 2015 году Пермский край занял 13 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Хуже позиция только у Башкирии. Предприятия Пермского края являются основными источниками сброса сточных вод в водные объекты на территории ПФО (2,6 км3, или 30 %). Крупные промышленные центры, оказывающие неблагоприятное воздействие на качество атмосферного воздуха, сосредоточены в Пермском крае (431 тыс. т, 14 %), Республике Башкортостан (395 тыс. т, 13 %), Самарской области (336 тыс. т, 11 %). Я посмотрел на Росстате статистику средней продолжительности жизни по регионам. Пермский край из 14 регионов Приволжского федерального округа находится на последнем месте с 69,9 годами. И относительно всей России находится в нижней части таблицы на 67-ом месте из 83-х регионов. То, что гибнет рыба — это уже экологическая катастрофа. Грунтовыми водами и дождями отравлена почва. Люди пользуются этой же водой в сельском хозяйстве и в быту. Связь между экологической обстановкой и средней продолжительностью жизни неразрывна.

В Перми почти 50 тысяч тонн вредных веществ порядка 400 наименований выбрасываются более чем десятью тысячами источников. Наибольшее загрязнение фиксируется в Индустриальном районе. Помимо выбросов от производственных объектов, городскую среду интенсивно загрязняет многочисленный автотранспорт. Результатом сбросов загрязнённых стоков стало неудовлетворительное состояние малых городских рек. К наиболее загрязнённым относятся малые реки Егошиха, Данилиха и Мотовилиха. В свою очередь они впадают в Каму, через которую Пермь связана водными путями с пятью европейскими морями: Каспийским, Белым, Чёрным, Азовским и Балтийским.

Бетонный Забор напоминает мне нескончаемую реку, а ребристая структура похожа на волны. Я использовал эту особенность, и минимальными средствами с помощью цвета изобразил воду. Плывущая поверх утка сделана из трубы в виде решетки. Труба — материал, используемый ранее в сточной системе промышленного предприятия. Экологические проблемы как никогда актуальны в современной России. Протестные настроения все сильнее дают о себе знать. К сожалению, загрязнение рек провоцирует экологическую катастрофу с необратимыми последствиями для природы. Хорошо развитая промышленность края и наличие крупных предприятий определяют экологические проблемы региона, причинами которых являются как техногенное загрязнение, так и недостаточное управление природоохранной деятельности.

«Кокошник как русский космос»

Фото: Алан Воуба
Фото: Алан Воуба

Диана Воуба (Москва):

— Русская культура находится в поиске собственной национальной идентичности. Самое время обратиться к истокам, чтобы осмыслить русский авангард и народное творчество, их связь между собой, и создать новые национальные бренды, вписывающиеся в современность. Серия графических работ выполнена по мотивам русского традиционного костюма. Русский «космос» лежит в глубинных пластах народного творчества. Кокошник — главный атрибут русского народного костюма. Невероятные космические формы традиционных головных уборов переосмыслены и выполнены в виде графических знаков — символов. Основные цвета: черный, белый и красный — базисное сочетание в восточнославянской традиционной культуре. «Кокошник как русский космос» — это участие в процессе восстановления национальной идентичности.

«Время — это любовь»

Нина Стадник (Москва, Ростов-на-Дону):

— Время — это любовь. Женщина — это время. У нас и у рептилий, и у сверхъестественной энергии есть какая-то общая прабабушка, и мы все на неё похожи. О ней я думала, создавая эту картину. Может быть, она — женщина-динозавр? Женщина-единорог? Женщина-сороконожка? Старая женщина? Смешная женщина? Русалка, готовая отдать хвост ради любви, летучая мышь, готовая подарить свой клык тому, кто её поцелует, стрекоза, которая сорвалась с цепи и летит на танцы, и всё это ради размножения, эволюции и ради того, чтоб через миллиарды лет молодая женщина могла расписывать стены в разных городах и странах.

Русалочка — это моя любимая принцесса. Прекрасный принц тонет и его нужно спасти, а потом нужно отдать Урсуле свой голос, чтоб потусить наверху у принца во дворце. Хорошо, что рядом всегда есть Флаундер и Сибастиан, и можно волосы вилкой расчесать. В общем, здесь в городе Пермь вы можете каждый день видеть, как у Русалочки постепенно вырастают ноги. Но не забывайте, что в новой оболочке она — всё та же простая девчонка, и останется простой девчонкой даже после свадьбы с принцем.

«Форма. Пермь»

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Саша Куриленко (Санкт-Петербург, Пермь)

«Россия сама по себе арт-объект»

Фото: Диана Корсакова

Владимир Абих (Санкт-Петербург):

— Современное искусство зачастую представляет собой парадоксальный объект, который одновременно является «искусством» и «не искусством». Мне кажется, Россия удивительно парадоксальная страна, одновременно очень богатая, но почему-то нищая. Страна смекалки и абсурда. Эта парадоксальность помещает всю страну в разряд искусства. Также этот лозунг — часть моей будущей предвыборной президентской кампании 2024-го года.

***

«Пермский период» — это геологический термин, обозначающий временной период в истории земли. Он выделен в 1841 году британским учёным Родериком Мурчисоном, геологические свидетельства этого периода учёный обнаружил на откосах Егошихинского оврага, прямо неподалёку от того места, где сейчас находится музей PERMM.

***

Читайте наш проект «Выход в город», посвящённый пермскому стрит-арту.

Репортаж Ивана Козлова о том, как пенсионеры вступили в ряды уличных художников.

И размышление Владимира Соколова о том, почему «Длинные истории Перми» нужно вернуть городу.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь