Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.
Фото: Константин Долгановский
Все мы со школы помним, что Россию никаким аршином не измерить. А ещё мы все знаем две самые неискоренимые беды нашей страны. Оказывается, есть такие соревнования, для которых протяжённость русских пространств это плюс, а дураки, дороги и дураки на дорогах — лишь препятствия на пути к цели.
Речь идёт о велогонке Red Bull Trans-Siberian Extreme, которая началась в Москве 15 июля, а закончиться должна 6 августа во Владивостоке. В Пермь, которая является одним из этапов этого ультравеломарофона, гонка прибыла 17 июля, а уже на следующий день был дан новый старт.
Red Bull Trans-Siberian Extreme («Транссибирский экстрим», если по-русски) — это самый протяжённый в мире ультрамарофон для велосипедистов. Дистанция гонки составляет около 9 200 километров. Весь маршрут разделён на 15 этапов. Самый короткий — 337 км, а самый протяжённый — 1 341 км. Всего участники гонки за 23 дня на велосипедах и в сопровождении множества машин поддержки пересекут четыре климатических и семь временных зон. Гонка проходит через всю Россию, повторяя, по сути, маршрут легендарной Транссибирской магистрали.
Это первый такой ультрамарафон (впрочем, уже есть планы на следующий год, как нам сказали организаторы), поэтому организаторы очень тщательно подбирали участников.
В итоге в двух категориях (командной и одиночной) соревнуются девять титулованных спортсменов. К примеру, весьма впечатляют заслуги участников российской «двойки» велосипедистов: Иван Ковалёв — чемпион мира 2014 года на треке, а Михаил Игнатьев — чемпион Олимпийских игр в Афинах в 2004 году.
Red Bull Trans-Siberian Extreme — это ещё и масштабный международный проект, поэтому кроме российских спортсменов в гонке участвуют представители Австрии, Германии, Италии, Бельгии и Великобритании.
Пермь — третий этап «Транссибирского экстрима». В наш город велогонщики прибыли из Костромы, проехав первый из двух этапов длиной более тысячи километров (второй «тысячник» — этап Чита-Свободный). На момент финиша в Перми в одиночной гонке лидировал британец Стив Харви, а в командном зачёте с небольшим отрывом от русской пары первыми идут представители немецкой команды — Томас Джон и Йоханнес Розенбергер.
Утром 18 июня от Пермской художественной галереи гонщики снова отправлялись в свой непростой путь. На этот раз — до Екатеринбурга. Перед стартом гостям города устроили небольшой праздник с выступлением девочек-черлидерш, приветственными словами от чиновников и пермских любителей велоспорта (коих в то утро собралось на Соборной площади довольно много).
Нам удалось поговорить с организаторами и участниками Red Bull Trans-Siberian Extreme незадолго перед стартом этапа.
Пауль Брук — директор велогонки Red Bull Trans-Siberian Extreme
Как пришла идея сделать такой масштабный марафон по всей стране, в чём его цель, задачи?
— Два года назад мы в первый раз организовали велогонку по России. Ехало всего четыре австрийца — это была их идея. Они нашли меня через знакомого в Москве и попросили, чтобы я организовал эту гонку для них. Результаты были хорошие, поэтому мы решили её повторить. В прошлом году два гонщика ехали без остановок — 14 дней от Москвы до Владивостока. Потом мы с «Ред Булллом» говорили, что без остановок не очень интересно. И решили сделать этапы, как на «Тур де Франс». Это интересно и для публики, и для медиа. Масштабнее, в общем. Кроме того, это интереснее и для велогонщиков, потому что всегда есть новый старт, новый финиш, можно отдохнуть.
Везде рады, везде встречают?
— Да, вчера были в маленькой-маленькой деревне, купили там фрукты, девушка на кассе сразу сказала: «Это вы с велогонки? Можно посмотреть?». Очень хорошая реакция.
Как отбирались спортсмены на этот марафон?
— Через «Ред Булл» — у них большая спортивная организация. Через фейсбук — среди любителей велоспорта. Кстати, у нас уже пошёл набор на следующий год.
То есть в следующем году нас ждёт что-то подобное?
— Да. Хотим начать с 13 июля. Есть план сделать это мероприятие ежегодным. Официально это всё на базе сотрудничества Австрии и России, согласуется через Министерства иностранных дел.
В чём сложности организации и проведения такого масштабного мероприятия?
— Я это уже в третий раз делаю, знаю, куда идти, какие этапы делать, где найти гостиницы. И если чего-то нет, то наши партнёры на местах нам помогают. Есть места, где нет гостиниц. Барабинск, например. Это после Омска, и мы там через администрацию Новосибирска, через минспорта нашли место, где мы сможем проживать — местный профилакторий.
Согласно расхожему выражению в России две беды: дураки и дороги. Для вас две наши беды не проблема?
— Дороги, я вам скажу, очень хорошие. Кроме Кировской области, где дороги очень плохие.
Эдуард Фукс — австриец, участник велогонки в одиночном классе. Действующий чемпион Европы
Что для вас участие в этой велогонке?
— Это удивительная возможность и себя показать, и познакомиться с Россией.
А вас не пугала Россия, было интересно проехаться по ней?
— Поначалу было очень неожиданно, необычно. Было очень много машин, плотный трафик, особенно в Москве. Сейчас стало лучше.
Как вам русские дороги?
— В первый день были хорошие дороги, было очень приятно ехать. Но вчера для нас был настоящий challenge — дороги были очень плохие.
Какие цели преследуете, участвуя в этой велогонке, что ждёте от неё?
— Цель — добраться на велосипеде до Владивостока!
Паола Джианотти — единственная девушка, участвующая в Red Bull Trans-Siberian Extreme, входит в состав итальянской «двойки»
Какие впечатления от прошедшего этапа?
— Вчера был очень сложный этап, было тяжело ехать из-за плохих дорог. А под конец, когда уже подъехали к Перми, появилось много машин. Было сложно, но всё удалось: удалось ехать в нормальном скоростном режиме, не пришлось много тормозить, поэтому я очень довольна.
Вы на этой велогонке единственная девушка. Для чего это вам?
— Я считаю, что женщины способны на всё. Я счастлива представлять всю женскую половину человечества на этой самой длинной велогонке в мире и надеюсь удачно добраться до Владивостока!
Насколько вам комфортно ехать в таком окружении мужчин, они помогают?
— Нет! (Смеётся.) Не особо помогают.
Какие впечатления от России?
— Мне очень понравилась Россия! Мне понравились леса, поля. Я, можно сказать, влюбилась в эту страну! Но ваши водители — они безумны, потому что каждый ездит, как может и как хочет.
В чём сложности, особенности такого длительного марафона для вас?
— Самое сложное — это то, что дороги неровные, постоянные подъёмы и спуски вниз. Очень сложно ехать всю ночь напролёт, без остановок.
А вы профессиональная спортсменка?
— Нет, я не профессиональная спортсменка. Я — тренер по личностному развитию. Велосипед — это моё хобби.
Но, насколько я знаю, у вас этот долгий марафон не первый и вы даже установили какой-то рекорд среди женщин?
— Да, в прошлом году я проехала вокруг всего света на велосипеде. Порядка 30 000 километров за 144 дня, вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» как единственная девушка, которая осуществила такой веломарафон.