
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


Зарплаты учителей и кадровый голод. О чём умалчивает рейтинг пермских школ
Департамент образования администрации Перми опубликовал рейтинг школ за 2020-2021 учебный год. Из года в год он меняется не слишком сильно, да и неподготовленому человеку представленные в рейтинге цифры не говорят почти ничего — лишь подтверждают лидерство ряда школ, о котором и так известно. Мы прочитали рейтинг вместе с экспертом в сфере образования Мариной Никитиной, руководителем отдела разработки продукта и методики АНО ДПО «Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город».
Топ-5 школ согласно рейтингу департамента образования администрации Перми (2020-2021):
1 | МАОУ «СОШ № 146» |
2 | МАОУ «Лицей № 10» |
3 | МБОУ «Гимназия № 17» |
4 | МАОУ «Гимназия № 4» |
5 | МАОУ «СОШ № 50» |
Почему для рейтинга выбраны именно эти показатели
Школа представляет собой объединение главных участников образовательного процесса: педагоги, дети и сама школа
Первый
Второй блок
Ну и третий критерий оценки школы

Выглядит так, будто проблема низких зарплат учителей решена
Средний уровень дохода действительно довольно привлекательный, но надо понимать, какими усилиями он достигается. Ставка педагога
Важный момент в том, что объём нагрузки на ставку взят не с потолка: 18 часов в неделю
Да, получать 40-50 тысяч, работая в школе, возможно. Но тогда занятость вместе с подготовкой к урокам и родительским собраниям, проверкой тетрадей и остальным может составлять по 16 часов в день. И ещё не дай бог какая-то аттестация. Друзья, товарищи, встречи
Кто-то принимает такие условия, смирившись, а вот новое поколение педагогов готово зарабатывать иначе: они берут меньше часов нагрузки, но занимаются репетиторством, создают свои центры, мастерские для педагогов, проводят вебинары и, бывает, затем полностью уходят в частную практику.
Но очень часто педагоги корнями врастают в детей, они очень неравнодушны к работе. Могут поворчать между собой в учительской, но выход на сцену
То есть активные молодые педагоги, наработав опыт, нередко уходят из школ
Одна из главных проблем современного образования
В Педагогическом университете в этом году реализуется огромное количество мероприятий, проектов, направленных на привлечение молодёжи в вуз и повышение показателя работы выпускников по специальности в вузе. Но это только часть работы
Не совсем понятно, почему объём платных услуг рассматривается как показатель качества школы
С одной стороны, существуют стандарты, которые спускаются сверху для каждой школы. Они представляют собой обязательный минимум вариативной и инвариантной части образовательных услуг, который школа должна реализовывать. С другой стороны, мы понимаем, что запросы общества выше, чем этот минимум. И школа, в которой реализуется определённый объём платных услуг, соответствует тем потребностям и вызовам, которые формирует общество, в частности родители.
Например, установленный объём нагрузки для первоклассника
Каких показателей в рейтинге не хватает
Отмечу, что примерно те же показатели, которые входят в рейтинг школ Перми, используются и в других регионах. Неважно, Москва это, Санкт-Петербург или какая-то периферия. Наша система образования подчиняется единым стандартам, которые даёт Министерство просвещения РФ.
Рейтинг учитывает предметную компетентность, но сегодня, во времена пандемии, этого уже недостаточно. Современный рейтинг должен учитывать цифровую компетентность, которая теперь является одним из показателей успешного современного педагога. Мы работаем с учителями, обучение идёт в дистанционном формате, и на нашей образовательной платформе надо зарегистрироваться, нужны логины-пароли, умение скачать, загрузить и прочее. И наша служба клиентского сервиса отрабатывает в день от тысячи до полутора тысяч подобных запросов. Это очень много.
Также, на мой взгляд, в рейтинге не учитывается мнение родителей о педагогах и школе. Когда мы выбираем врача, мы можем посмотреть на его рейтинг, смотрим на отзывы. Кстати, раньше такой показатель был
Одна из современных тенденций образования
Также среди показателей рейтинга могла бы быть доля обучающихся в первую смену. Это будет больше показатель не для директора о том, как скорректировать работу школы, а для властей
Какие положительные и отрицательные стороны школы не учитывает рейтинг
Рейтинг не учитывает психологическую обстановку в школе. По нему мы не увидим проблемы, которые связаны с буллингом и кибербуллингом. Мы не увидим, как организуется питание ребёнка, нехватку кадров, психологическую атмосферу среди педагогов. Всё, что касается психологии, коммуникации, отношений, нам рейтинг не покажет. Некоторые положительные моменты тоже незаметны: например, какое количество внеклассных мероприятий проводится в школе.
Эти показатели сложнее оцифровать, но это возможно
Как можно использовать рейтинг, и что значит рейтинг для директора, учителя, родителя
Я когда смотрю на рейтинги школ, детских садов, это всегда два полюса: если школа в пятёрке, то она лучшая, если школа замыкает рейтинг, значит, она худшая. Я бы никогда так не сказала. Задача властей, на мой взгляд, не показать лучших или худших, а задача Министерства образования, наоборот, увидеть узкие места, посмотреть на систему образования изнутри и извне, учитывая внешние и внутренние факторы, и скорректировать работу образовательной организации. Кому нужна методическая, финансовая поддержка, кто нуждается в поощрении? Какие-то школы нуждаются в большем участии со стороны властей, какие-то
Для директора рейтинг как зеркало: он даёт возможность посмотреть на школу со стороны, увидеть плюсы и минусы и на их основе разработать дальнейшую стратегию действий. Мы проводили опрос среди директоров школ о том, за чем они следят, какие качества считают важными для себя, во что вкладываются. Оказалось, что директора на первом месте видят вопросы образовательного процесса, а на самом последнем
Для учителя рейтинг очень полезен. Рейтинг школ позволяет учителям сделать выбор места работы. Как пример: в одной школе целевые показатели по зарплате соблюдаются, а в другой
Несколько лет назад, когда у родителей была возможность выбора школы, я сказала бы, что рейтинг помогает сделать такой выбор. Сейчас в первый класс можно попасть в основном только по прописке, но с пятого класса конкурсный набор в школы всё-таки существует, поэтому рейтинг даёт возможность оценить их по основным критериям и сделать выбор.
В целом рейтинг создаёт здоровую конкуренцию, позволяет стимулировать педагогический состав и влияет на уровень ответственности педагогов и директоров, которую они берут на себя перед родителями и детьми. Уровень ответственности всегда должен быть высоким. Если ты пошёл быть педагогом или врачом, ты взял на себя ответственность. Эту ответственность надо нести до конца.
Зависят ли каким-то образом школы от их места в рейтинге, какие последствия он для них имеет
Рейтинг
Для тех, кто в топе, это возможности идти дальше, делиться своим опытом, получать дополнительные ресурсы на развитие. Кто-то удовлетворяет личные амбиции, кто-то зарабатывает деньги, кто-то повышает престиж, популярность своей школы.
Тем, кто находится ниже среднего уровня, обеспечено пристальное внимание со стороны городского департамента образования и краевого министерства. Цель этой работы
Эмоционально директор школы с одного из последних мест наверное не очень хорошо себя чувствует, со стороны властей низкий рейтинг тоже вызывает обвинения в плохом качестве работы. Но это эмоциональная составляющая, не рациональная. Я считаю, что она не должна здесь превалировать. Для директора главными всё-таки должны быть потребности педагогов, родителей и детей, а личные амбиции
Рекомендуем почитать
Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь