Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Лев, Колдунья и платяной шкаф»: Фэнтези, основанное на реальных событиях
Кино и немцы, война и магия, детские фантазии и суровая реальность, сильная мораль и лёгкий юмор — всё это части спектакля «Лев, Колдунья и волшебный шкаф», премьерой которого Пермский театр юного зрителя открыл новый сезон. Благодаря этому сочетанию разных элементов, поставленная английским режиссёром Майклом Хантом вторая часть «Хроник Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса на сцене оказывается наполнена символами не меньше, чем сама книга.
На первый взгляд, повесть «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» кажется простой сказочно-фантазийной историей с детьми в качестве главных героев, порталом в параллельный мир, говорящими животными, магией и извечной битвой добра со злом. Но профессор Оксфорда, историк литературы, автор книг по христианской апологетике Клайв Стейплз Льиюс насытил эту повесть и вообще весь объёмный цикл «Хроники Нарнии» символами, отсылками к литературе, мифологии и даже аллегориями Библии. Последнее категорически не нравилось другу Льюиса, Джону Р. Р. Толкиену, который не принимал такие литературные приёмы, и, например, был категорически против попыток представить события его «Властелина колец» как аллегорию Второй мировой войны.
Режиссёр Майкл Хант и автор инсценировки Ксения Гашева, следуя духу автора, добавляют в спектакль «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» другие символы и аллегории, но только связанные с довоенной жизнью детей, самой войной и даже Россией. И режиссёр не стесняется потратить время, чтобы зарядить все эти «символические ружья», отдавая под это дело большую часть первого акта. Показанные в начале военная кинохроника, кадры из «Волшебника Страны ОЗ» (монтаж видео
Хотя в спектакле заготовлено несколько простых, но довольно впечатляющих визуальных фокусов и приёмов, основным элементом декораций, придуманных художником Патриком Коннелланом, являются именно эти шкафы. Они выглядят загадочно и притягательно, так, что Питеру (Станислав Щербинин/Яков Рудаков), Сьюзен (Анастасия Дашина /Надежда Кайсина), Люси (Анна Михайлова/Евгения Шишенина) и Эдмунду (Евгений Замахаев/Степан Сопко), да и наверняка многим зрителям в зале хочется в них покопаться. Но тягу к игре подавляет строгая миссис Макриди (Татьяна Гладнева / Елена Бычкова), которая следит за раненными, размещёнными в этом же доме. Профессор Кёрк только поощряет желание детей играть, словно предлагая им скрыться от войны с помощью этой игры, а также празднования Рождества и рассказов о великом льве Аслане.
И они скрываются (причём буквально) в другом мире, найдя портал в платяном шкафу. Но сказочная Нарния оказывается отражением реального мира. Там тоже идёт война, сказочные существа вроде фавна, говорящего бобра и даже Санта Клауса удивительно похожи на знакомых людей (а может, это они и есть?), а одежда Белой Колдуньи и её волков-приспешников подозрительно напоминает немецкую форму. Так Майкл Хант показывает, что приключения героев в Нарнии
Кстати, именно в актёрской игре кроется одна интересная особенность спектакля «Лев, Колдунья и волшебный шкаф». В довольно серьёзную историю артисты своим исполнением привносят много юмора. Профессор Дмитрия Гордеева и Бобр Александра Шарова получаются самыми смешными и забавными персонажами, а Мистер Тумнус Александра Красикова
«Лев, Колдунья и волшебный шкаф»
Но эта же прямолинейность в подаче символов является силой всего спектакля. Благодаря такой простоте, мораль удаётся донести чётко, ясно и очень эффектно. Поэтому зрители могут без проблем понять, что им хотели сказать, считав всё вынесенные на поверхность коды. А зрелищность и замечательная актёрская игра только помогают этой доходчивости спектакля, в котором при желании можно найти не только отсылки к реальной жизни, но и к массовой культуре (вроде почти незаметной, но совершенно гиковской шутки про профессора и орлов), и даже тонко сохранённые, важные для творчества Льюиса христианские мотивы.
***
- Читайте также интервью с английским режиссёром Майклом Хантом.
Рекомендуем почитать
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Новое на сайте
Прикамский бизнес-омбудсмен попросил губернатора смягчить режим QR-кодов для фитнес-клубов
В Перми за сутки: 569 случаев заболевания коронавирусом. В России: 32 196. В мире: 448 891
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+